Как стимулировать развитие речи у детей. Стимуляция речевой активности детей раннего возраста как средство преодоления задержки речевого развития

Как стимулировать развитие речи у детей. Стимуляция речевой активности детей раннего возраста как средство преодоления задержки речевого развития

Елена Анатольевна Маликова,

«Областная психолого-медико-педагогическая комиссия»

Ольга Васильевна Бородулина,

«Областная психолого-медико-педагогическая комиссия»

Речь ребенка не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Развитие речи проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание, для того, чтобы понять патологию речи.

Мы должны четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе.

Знание закономерностей речевого развития детей необходимо и для правильной диагностики нарушений речи, и для того, чтобы правильно построить коррекционно- воспитательную работу по преодолению речевой патологии.

Существует 4 этапа в становлении речи:

1-ый этап- подготовительный- до одного года;

2-ой этап- преддошкольный (этап первоначального овладения языком) — до 3 лет;

3-ий этап- дошкольный – до 7 лет;

4-ый этап- школьный.

1 этап подготовительный (с момента рождения до 1 года).

На данном этапе происходит подготовка к овладению речью. Она заключается в том, что появляются голосовые реакции: крик и плач. Конечно же, они далеки от звуков человеческой речи. но они способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного. Постепенно ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются.

К концу 1-го месяца его можно успокоить колыбельной. Он начинает поворачивать голову в сторону говорящего, следить за ним глазами. Реагирует на интонацию: на ласковую- оживляется, на резкую- плачет.

В 2 мес. появляется гуление.

В 3 мес.- лепет (сочетание звуков, неопределенно артикулируемых).

С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.

С 6 мес. путем подражания ребенок произносит отдельные слоги (ма-ма, ба-ба, па-па).

В дальнейшем путем подражания ребенок постепенно перенимает все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, интонацию, мелодику.

Во втором полугодии ребенок воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (дай, бух). Но в то же время должен быть весь комплекс воздействия: ситуация, интонация, слово. Это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).

В 7-9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.

С 10-11 мес. появляются реакции на слова (независимо от ситуации и интонации говорящего).

К концу 1-го года жизни появляются первые слова. Особое значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). В этот период особое значение приобретает эмоциональное общение, которое становится важнейшей предпосылкой становления вербальных, то есть речевых форм коммуникации.

2 этап преддошкольный (от года до 3 лет).

Это этап становления активной речи. У ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом он путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. Первые слова ребенка носят обобщенно- смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначить и предмет, и просьбу и чувства. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.

С 1,5 лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.

На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.

К 1 г.6 мес.- 10-15 слов.

К концу 2 г. ж.- 300 слов.

К 3 г. ж.- около 1000 слов.

К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.

К началу 3-го г.ж. у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.

В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

3 этап- дошкольный (от 3 до 7 лет)

На этом этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков Л и Р, реже дефекты смягчения, озвончения и йотации.

На протяжении этого периода формируется фонематическое восприятие. Продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4-6 годам достигает 3000-4000 слов.

Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи дети овладевают связной речью.

К 3-ем годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.

Дети 4-ем годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. Заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит чисто.

На 5 г.ж. дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений, что говорит об успехах в овладении монологической речью (одним из трудных видов речи), значительно улучшается фонематическое восприятие: т.е. сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее- мягкие и твердые согласные, и наконец- сонорные, шипящие и свистящие звуки.

Постепенно формируется контекстная речь (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры). Она появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-либо событий из его личного опыта, впечатлений.

4 этап- школьный (от 7 до 17 лет)

Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим- это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом. Усваивают грамматически правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду деятельности- письменной речи.

Читать еще:  Скорпион мужчина отношения психология проявление любви. Мужчина-Скорпион: особенности поведения и психология отношений

Таким образом, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка- от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.

Естественно, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.

Для того, чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен:

быть психически и соматически здоровым;

иметь нормальные умственные способности;

иметь нормальный слух и зрение;

обладать достаточной психической активностью;

обладать потребностью в речевом общении;

иметь полноценное речевое окружение.

Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постепенно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем.

Таким образом, овладение речью- это сложный многосторонний психический процесс, становление которого происходит с момента рождения ребенка.

Развитие речи дошкольников — это важнейшее условие полноценного развития ребенка, ведь в будущем именно речь обеспечит социальную адаптацию ребенка в коллективе и нормальную обучаемость. Все психические функции- память, восприятие, мышление, воображение, внимание- развивается через речь. Именно на нее и специалисты, и родители ориентируются, чтобы понять патологию и отследить момент ее возникновения. Вот почему развитие речи детей дошкольного возраста так важно!

К сожалению, в последние годы количество детей, имеющих речевые проблемы, резко возросло. Обычно большую тревогу у родителей вызывают дети 4-5 лет с нарушениями звукопроизношения, либо дети с общим недоразвитием речи, когда нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Коррекционная работа с такими детьми осуществляется достаточно успешно, поскольку используемые в работе методики хорошо известны и отработаны.

Но в отдельных случаях к логопедам обращаются родители трехлетних малышей. Они обеспокоены тем, что их дети никак не перейдут от лепета к словам, их речь значительно отстает от уровня развития речи сверстников. Овладение речью у них задерживается по времени. При этом физический слух и двигательные функции сохранны. «Он все понимает, но не говорит», так характеризует мама своего ребенка. Родители жалуются, что малыш почти не играет в игрушки, редко проявляет интерес к детским песенкам, почти не рассматривает книжки и не слушает, когда ему читают или рассказывают; неохотно повторяет слова и предложения, которые слышит, а на просьбу повторить слово- молчит. Ему безразлично, понимает ли его кто-то. Если вовремя не обратить внимания на эти проблемы, они могут исказить дальнейшее становление речи и личности ребенка.

По мнению специалистов, специально организованные упражнения в процессе предметно- практической, игровой деятельности позволяют предупредить отставание в темпах развития речи. особенно эффективна специально- организованная деятельность взрослого с детьми в сензитивный для речи период: в возрасте от 1,5 о 3 лет, когда идет активное становление речевой функции.

Существуют специальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности и речевого общения:

1. Диалог- образец:

— Что я взяла?- Чашку.

— Что это такое?- Чашка.

— Что поставила?- Чашку. И т.д.

2. Разговор с самим собой.

Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребенок находится рядом.

3. Параллельный разговор

Взрослый описывает все действия ребенка: что он трогает, видит, слышит.

4. Провокация, или искусственное непонимание ребенка.

Не спешить сразу выполнить желание малыша: дайте другую игрушку, а не ту, на которую он молчаливо указывает. «Я не понимаю, что ты хочешь: мишку, куклу, юлу?». «Непонятливость» взрослого будет первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет.

5. Выбор

Альтернативные вопросы, типа: «Ты хочешь играть мячиком или машинкой?», «Что ты будешь пить- молоко или чай?». В ходе ответа ребенок должен использовать речь. Потребность ребенка удовлетворяется только после речевых реакций.

Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как средство логопедической профилактики

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Статья просмотрена: 5627 раз

Библиографическое описание:

Чепурина И. В. Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как средство логопедической профилактики [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 69-72. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3417/ (дата обращения: 09.02.2020).

Упущенное можно наверстать позже,

но сделать это несколько сложнее.

Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. Это яркий, неповторимый отрезок жизни человека. [1,с.1].

Именно в этом возрасте наилучшим образом развиваются многие психические процессы. Тема раннего развития, и особенно проблемы развития речи очень актуальны.

В последние четыре года, одним из приоритетных направлений логопедической работы в нашем ДОУ стала коррекция речевых недостатков детей младшего возраста, т. к. число детей с проблемами речи с каждым годом увеличивается. Логопедическое сопровождение дает положительный эффект. Однако, работая с детьми трех лет, я отметила для себя, что многие проблемы у них начались еще в раннем возрасте Данному вопросу не было уделено должного внимания, недостатки речи закрепились и с трудом поддаются коррекции. Среди них можно отметить следующие:


у многих детей имеются эмоциональные проблемы (отсутствует стремление к общению, одни дети замкнуты, обидчивы, другие — раздражительны, чрезмерно подвижны);

артикуляционный аппарат недостаточно подвижен (не могут вытянуть губки вперед, улыбнуться, показать язычок);

недостаточно развито слуховое восприятие (дети не распознают звучание знакомых предметов).

Это отмечают не только педагоги, но и родители. Дети позже начинают говорить, речевая активность на низком уровне, их речь бедна и примитивна т. е. не соответствует возрастным особенностям.

И действительно, результаты логопедического обследования, проходившего в начале года в группе детей раннего возраста, подтверждают эти факты.

Для обследования речи детей этой возрастной группы я использовала «Диагностические материалы для оказания психокоррекционной помощи детям 1–3 лет с проблемами в развитии» под редакцией Т. Б. Кротовой. На начало года из 26 детей — 10 имели речевые проблемы. У двух детей речь отсутствовала, присутствовали только звукоподражательные возгласы, коммуникативные навыки развиты недостаточно. У 8 человек, хотя и не было явной задержки в речевом развитии, но наблюдалось отставание в развитии словарного запаса, фраза состояла из двух слов типа «Мама ди» (Мама иди). Кроме того, дети много говорят, но их речь для окружающих непонятна.

Таким образом, стало актуальным проведение логопедической работы с детьми раннего возраста. Именно в этот период идет активное становление речевой функции. [3,с.22]. Особенно пристальное внимание требуется в случае, если ребенок отстает в речевом развитии. [11,с.8]. Многим детям необходим толчок для развития.

Читать еще:  О чудесах мнимых и истинных. Чудо: что это такое, и есть ли чудеса в наши дни

Для организации логопедической работы с детьми раннего возраста я изучила методическую литературу таких авторов, как Е.Янушко «Помогите малышу заговорить», методические пособия Самойловой И. М. «Организация работы логопеда с детьми 1–3 лет в условиях дошкольного логопедического пункта», Кирилловой Е. В. «Логопедическая работа с безречевыми детьми», Белошеиной Е. А. «Логопедические занятия с малышами», Блинковой Т. М. «Логопедическая группа. Развитие речи детей 2–3 лет» и др.

Это помогло мне выстроить собственную концепцию логопедического сопровождения детей раннего возраста.

Основной целью моей работы с детьми стало стимулирование речевого развития.

установить эмоциональный контакт с ребенком

развивать навыки речевого общения

развивать мелкую моторику

развивать слуховое, зрительное восприятие

развивать подвижность органов артикуляции

При работе с детьми раннего возраста я придерживаюсь следующих принципов:


принцип опоры на различные анализаторы

принцип учета зоны ближайшего развития

принцип усложнения материала

принцип реализации деятельностного подхода

учет возрастных особенностей в выборе средств, методов, приемов содержания

В работе с детьми раннего возраста я использую следующие приемы:


показ и рассматривание предмета

выполнение действий с предметом

повторение за ребенком слов, словосочетаний, предложений

опосредованное общение через куклу

многократное проговаривание речевого материала

Логопедические занятия организуются в виде игры, однако они имеют определенную структуру:


игры на развитие лексического запаса и фразовой речи

упражнения на развитие зрительного и слухового восприятия

Важный период в логопедической работе с детьми раннего возраста — установление эмоционального контакта. Каждое занятие начинается с ритуала приветствия, создания установок на позитивную ориентацию на занятии и совместную деятельность. Добиться доверия ребенка помогают такие игры, как «Спрячь меня, «Домик», «Хлопушки», «Ладушки» и т. д. например, в игре «Спрячь меня» логопед предлагает послушать веселую подвижную музыку: солнышко светит, птички поют. Ребенок танцует вместе с логопедом, взявшись за руки, или каждый танцует со своей игрушкой по всей площадке кабинета. Музыка резко прекращается — налетела туча, солнышко спряталось, птички смолкли — ребенок прячется в объятиях логопеда.

Ведущие исследователи в области логопедии, специальной психологии, нейропсихологии (Л. С. Выготский, А. П. Усова, А. В. Запорожец и др.) утверждают, что сенсорный опыт является базовым для развития всей психики ребенка, он не изолирован от речевых процессов, а является ступенью их формирования. Поэтому вся работа с детьми раннего возраста строится на чувственном познании, тесно связана с практической деятельностью ребенка, наглядной ситуацией, с игрой, с активизацией речи.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о предмете: форме, величине, расположении предметов в пространстве.

Поэтому я предоставляю детям возможность манипулировать со всевозможными предметами, разными по форме, фактуре материала, поверхности (камешки, крупа, орехи, шишки, фольга, и т. д.). Ребенок значительно быстрее связывает новое слово с предметом, действием, признаком, если он широко опирается при знакомстве на различные анализаторы. В процессе предметной деятельности у детей развивается мелкая моторика. В этом нам помогают шнуровки и сухие бассейны. Использование сухих бассейнов с разными наполнителями не только повышает интерес к занятию, но и массирует руку малыша, развивает его тактильные ощущения.

Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание), слышать и различать звуки — важная способность человека, которую необходимо развивать. [11,с.59]. Формирование речевого восприятия я начинаю с неречевых звуков — шума падающих листьев, капель дождя за окном; звучания музыкальных инструментов; голосов животных и птиц; звуков, которые издают предметы и материалы (стук молотка, тиканье часов…).

Когда дети с легкостью определяют звучащие предметы, приступаем к изучению звуков речи, в таких играх как: «Кто там?», «Кто позвал?», «Покажи игрушку» и т. д.

В работе по этому направлению я использую компьютерную технологию «Игры для Тигры»: «Угадай, на чем играю», «Кто сказал Мяу?».

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Если же начинать «играть» в артикуляционную гимнастику с ребенком, начиная с 2 лет, это станет серьезной профилактика речевых нарушений. Необходимым условием для эффективного усвоения упражнений является эмоционально-положительный настрой ребенка. Для этого я использую занимательные стихи к каждому упражнению, которые не только помогут легче запомнить упражнения, но и создадут веселое легкое настроение!

Чтобы мы могли произносить звуки, чтобы наш голос звучал, нужен воздух. Слова выговариваются на выдохе. Многим деткам не удается говорить длинными фразами, во время разговора у них слабенький вдох и короткий выдох. Поэтому очень полезны игры на развитие дыхания, такие как: «Лети бабочка», «Снежинки», «Перышко» и другие.

У многих малышей не получается дуть — а именно направлять воздушную струю в нужном направлении. В этом помогает компьютерная технология «Игры для Тигры», которая предлагает замечательные игры-тренажеры на развитие речевого дыхания («Кораблик», «Одуванчики», «Ветерок»).

В январе 2013 года мною проводился контрольный срез речевого развития детей, с целью определения эффективности коррекционных мероприятий. За короткий промежуток времени произошла пусть незначительная, но положительная динамика речевого развития детей раннего возраста. Два ребенка научились вслушиваться в речь, у них появились первые слова. Дети стали соотносить названия предметов со словесным обозначением. У восьми детей обогатился словарный запас. Малыши начинают высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях.

Диагностическая таблица речевого развития детей раннего возраста

Стимулирование речевой деятельности детей с ЗРР с помощью альтернативных методов и средств физической культуры

Автор: Чистова Елена Александровна
Аннотация: в статье рассматриваются нестандартные методики коррекции задержки речевого развития у детей раннего возраста, в особенности проанализированы возможности некоторых методик альтернативной коммуникации и физической культуры, в частности логоритмики, в целях коррекции задержки речевого развития у детей.

Abstract: the article deals with non-standard methods of correcting speech development delay in young children, in particular, it analyzes the possibilities of some methods of alternative communication and physical culture, in particular logorhythmics, in order to correct speech development delay in children.

Читать еще:  "Аэробус А320": описание, схема салона, лучшие места, фото. Лучшие места и схема салона Airbus A320 S7 Airlines

Основные понятия: задержка речевого развития, методы коррекции задержки речевого развития, методики альтернативной коммуникации, логоритмика

В настоящее время наблюдается выраженная тенденция — растет количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Речевые нарушения существенно влияют на психические функции ребенка. У детей с нарушением речевого развития могут наблюдаться: неустойчивое внимание; плохие локомоторные функции: нарушения в координации, сниженная скорость и ловкость движений; трудности с выполнением словесных инструкции; обидчивость, робость, замкнутость.

ЗРР (задержка речевого развития) – имеет место быть и допустима в диагнозе или заключении только в возрасте до 3-х лет. Если речевое развитие ребёнка не соответствует норме в 3 года (и уж тем более, позднее), то логопед определяет это, как ОНР с указанием уровня речевого развития, а невролог подкрепляет, скажем, неврологической причиной (например, дизартрией) [5].

В раннем возрасте речь несовершенна – это норма. Речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков. Причиной является недостаточно развитый в силу возрастных особенностей речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует достаточно большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик, помогающих запустить речь и значительно улучшить звукопроизношение.

Методы работы для педагогов, позволяющие запустить речь у детей раннего возраста: дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха; артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата; музыкальные игры, стимулирующие запуск речи и развивающие слух; игры с дидактическим материалом, увеличивающие пассивный словарь; пальчиковый массаж и пальчиковые игры; игры на развитие слухового восприятия.

Поскольку логопедические занятия могут быть утомительны и неинтересны для детей раннего возраста, то особую роль имеют альтернативные методики стимулирования речи, а также физкультурные занятия в частности подвижные игры и логоритмические занятия.

Использование системы альтернативной коммуникации является эффективным компонентом обучающей программы для ребенка с ЗЗР.

Система альтернативной коммуникации PECS предназначена для облегчения коммуникации для ребенка, и во многих случаях становится серьезным «катализатором», с помощью которого удается «запустить» речь, коммуникацию, навыки общения и уменьшить проблематичное поведение. Также можно использовать жесты и графические символы программы Макатон [2].

Кроме вышеперечисленных методик важно использовать и другие методики логопедической помощи, в частности, логопедический массаж и дыхательную гимнастику. Методика логопедического массажа А. Н.

Новиковой направлена на коррекцию подвижности артикуляционного аппарата, звукопроизношения при тяжелых нарушениях речи. Массаж артикуляционных органов производится с использованием массажных зондов и массаж мимической и жевательной мускулатуры.

Обязательным моментом является артикуляционная гимнастика по методическим рекомендациям Е. Краузе. Цель артикуляционной гимнастики — развитие подвижности органов речевого аппарата, отработки правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Необходимо выполнять упражнения на тренировку подвижности мышц губ, языка, мягкого неба, нижней челюсти[1].

В силу возрастных особенностей огромное значение имеют физические упражнения и подвижные игры. Эти игры используются как часть занятия и в качестве физкультурной минутки. Проведение дидактических игр, сопровождающихся движением, позволяет снять нагрузку, повышает работоспособность, улучшает качество усвоения знаний. На своих занятиях учителя- логопеды активно используют мяч. Мяч помогает разнообразить коррекционную работу, активизирует общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, помогает наладить контакт с детьми, нормализует поведение гиперактивных детей [4].

Большие возможности для логопедической работы с дошкольниками имеет логоритмика. Логоритмические занятия направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства.

Логоритмические занятия желательно составлять с опорой на лексические темы, которые отображены в перспективном тематическом плане. Это позволяет не только закреплять на логоритмике полученные в течение недели знания, но и органично вводить элементы логоритмического

занятия в структуру других занятий (учителя-логопеда, воспитателей группы, физкультурных и музыкальных занятий) [3].

Все занятия желательно проводить в разнообразной игровой форме, Такая форма проведения занятий создаёт доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребёнка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей. Комплексно-игровой метод построения занятий позволяет добиться устойчивого внимания детей на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

Занятия с использованием подвижных игр во вторую половину дня протяжённостью 20-35 минут, проводит их учитель-логопед. Однако работа по подготовке к занятию идёт в тесной взаимосвязи с воспитателями группы и музыкальным руководителем. Воспитатели предварительно знакомят детей с теми играми и упражнениями, усвоение речевого материала которых требует более длительного времени. Песенный репертуар и фонопедические упражнения разучиваются на музыкальных занятиях. Остальной материал предъявляется детям непосредственно на логоритмическом занятии.

При разработке содержания занятий можно использовать материал, предложенный в работах М. Ю. Картушиной, Н. В. Нищевой, И. С. Лопухиной и др. авторов: чистоговорки, фонопедические упражнения, комплексы артикуляционных упражнений [3].

Работая с детьми дошкольного возраста, нужно помнить, что деятельность ребенка выражается прежде всего в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем лучше происходит интеллектуальное развитие. Развитие речи тоже тесно связано с развитием движением. Поэтому очень важна правильная организация двигательной активности на логопедических занятиях.

Список использованной литературы

1. Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства аутистического / под ред. В. Л. Рыскиной. – СПб.: Скифия, 2016. – 288 с.

2. Альтернативная коммуникация. Технологии невербальной коммуникации. Информационно-методические материалы / под ред. В. Л. Рыскиной. – СПб.: СПб ГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья», 2018. – 28 с.

3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 352с. – (Коррекционная педагогика)

4. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозайка-Синтез, 2000. – 256 с.

5. Хватцев, М.Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений. В 2 кн. Кн. 2 : [учебник] / ред.: Р.И. Лалаева, ред.: С.Н. Шаховская, М.Е. Хватцев .— М. : ВЛАДОС, 2009 .— 297 с.

Источники:

http://opmpk.68edu.ru/konsultatsii/dlya-roditelej/302-stimulyaziya-re4-aktivnosti
http://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3417/
http://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/stimulirovanie-rechevoy-deyatelnosti-det.490467252/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector