Курсовая работа развития связной речи у детей через театрализованную деятельность. Сообщение на педсовете «Развитие связной речи у дошкольников в процессе театрализованной деятельности

Содержание

Доклад «Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность»
статья на тему

Скачать:

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи детей

через театрализованную деятельность

Автор: Мартынова Инесса Георгиевна,

воспитатель 1 квалификационной категории

МБДОУ детский сад № 8 г.

Володарска Нижегородской области

Развитием называют процесс изменений, представляющих собой переходы от простого к более сложному, от низшего к высшему, процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к качественным изменениям. Год от года растёт число старших дошкольников имеющих дефекты произношения звуков речи и другие её качества: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребёнок может построить развёрнутый рассказ, придумать собственную сказку, запомнить стихи. Не каждый может пересказать литературное произведение, понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос.

Некоторые родители в первые годы жизни ребёнка не придают особого значения тому, что ребёнок не может связно изложить свою мысль или желание. Часто роль речи в развитии ребёнка недооценивается и не связывается напрямую с интеллектуальным развитием ребёнка. Мама думает: «Вот подрастёт и научится сам». В действительности развитие речи детей тесно связано с самим развитием мозга, которое наиболее интенсивно протекает в первые три года жизни. Профессор М.М.Кольцов пишет: «Для речи «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребёнка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное»

Сам процесс развития мозга, заложенный от природы, основополагающего значения не имеет – то есть человек может обладать врождёнными неплохими данными, но если не создавать условия для того, чтобы речевое развитие шло правильно, то интеллектуальное и психоэмоциональное развитие ребёнка будет отставать от нормы с каждым годом всё сильнее. Навыки правильной речи и богатый словарный запас не формируется самостоятельно. Именно речь взрослого и сам взрослый является запускающим механизмом детской любознательности.

Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоции и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Воспитатель должен помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного обучения в школе (а это одна из важнейших задач, стоящая перед воспитателем), для творческого поведения его в трудовой деятельности. Задержка речевого развития на первых возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии. Также необходимо помнить и об обратной зависимости: мозг развивается, если в процессе речевого общения ребёнок тренирует свой речевой аппарат, т.е. если с ребёнком говорят, выслушивают его.

Исследования показали, что только посредством речи развиваются такие важные вещи, как память, внимание, восприятие, воображение, логические способности. Таким образом, роль речи в развитии ребёнка огромна.

На формирование способности говорить природа отвела не так уж много времени – это период с рождения до 8 -9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растёт, поэтому развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе.

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно полно, связно , последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. Иными словами связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Читать еще:  Подбор и отбор персонала в чем разница. Обращение к средствам массовой информации

Существует два типа связной речи: монологическая и диалогическая. Диалог – это не просто композиционная форма речи, но и вид речевого общения, в котором проявляются и существуют межличностные отношения, очень важные в личностном развитии ребёнка. Не смотря на работу, которую проводят педагоги по речевому развитию, существуют проблемы в данном разделе. Исследователи А.Шахнорович, К.Менг показали, что старшие дошкольники овладевают лишь самыми простыми формами диалога: нет навыка рассуждения, речь бедная, нет речевого творчества, фантазии. Дети не умеют длительно поддерживать диалог, недостаточно инициативны.

С 3-5 лет развивается ситуатично – познавательная форма общения. В этот период быстро развивается воображение, фантазия – благодатная почва для коммуникативного общения. Малыши могут искренно верить в свои фантазии, делиться ими со своими сверстниками, взрослыми. Младший возраст сензитивен для возникновения общения вокруг игрушки, предмета. Начинают формироваться межличностные связи друг с другом в сюжетно- ролевой игре. Значит, развивать диалог нужно с младшего возраста. Диалог – это самая естественная , природная форма речи. Это реактивная, ситуативно– непроизвольная речь, которая часто жестко подавляется в условиях организованных занятий. Следовательно, для детей нужны способы работы, включающие игры и игровые упражнения для развития диалога.

Многие исследователи подчёркивают первичную роль диалога в развитии монологической связной речи (Л.Леонтьев, О.Ушакова, Е.Струмина, А.Шахнорович и др.)

Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого умственного развития ребёнка.(Л.С.Выготский)

Развитие связной речи осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально- практическим путём. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребёнка- дошкольника виды деятельности игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, театрализованная и другие виды деятельности.

Размышляя над вопросом о повышении уровня связной речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя с детьми, мы общаемся с ними на их территории. Вступая в мир детства – игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

Театрально – игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребёнка.

С социально – педагогической точки зрения театрализация многофункциональна:

  1. Функция социализации (приобщение подрастающего поколения к общечеловеческому и этническому опыту)
  2. Креативная функция (способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление)
  3. Галлаграфическая функция (пространственно – временное и чувственное содержание (место и время, сюжет и образ))
  4. Развивающая терапевтическая функция (лечебный эффект, сказкотерапия)
  5. Лексико – образная функция(активизирует и развивает слухо- речевую память ребёнка)

Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно. Чаще театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми тексты, интонации, движения. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Или наоборот, взрослый не вмешивается в организацию театрализованной игры. Дети предоставлены сами себе, а воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Если младших дошкольников это привлекает из-за возможности переодеться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет. Дети 5-7 лет испытывают огромный интерес и потребность к этой деятельности.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две группы:

Игры – драматизации (ребёнок исполняет роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности)

Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей

Ролевые диалоги на основе текста

Игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки

Режиссерские ( «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок организует деятельность как «сценарист» и «режиссёр» управляет «артистами»)

Читать еще:  Правила привлечения денег в свою жизнь. Как привлечь деньги в дом: действенные методы привлечения богатства

Плоскостной и объёмный театр

Кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

Театрализованную деятельность можно отображать в различных режимных моментах в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, интегрировать со всеми образовательными областями. Интеграция может быть фрагментарной; мини-игрой; введение сказочного персонажа, как сюрпризный момент.

Для развития речи, посредством театрализованной деятельности необходимо придерживаться следующих критериев:

1. Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности( поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.)

2. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театров, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

3. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

4. Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Изучая психолого — педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка. Стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средствами интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется связная, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованная деятельность способствует усвоению элементов общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одним из важнейших факторов, стимулирующих развитие связной речи у детей с ОНР, является театрализованная деятельность, самый распространенный вид детского творчества.

Презентация к конспекту фронтального логопедического занятия в старшей группе детей с ОНР по теме «Дикие животные» по развитию лексико– грамматическ.

Конспект НОД в средней группе: пересказ сказки «Как Лиса зайцев хотела перехитрить » Цель: Учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать сказку. Задачи: Образовательные: учи.

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работник.

Обобщение теоретических источников по проблеме развития речи старших докшольников, особенности современных методических подходов к исследованию проблемы развития речи старших докшольников, теоретико-м.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства. Окунаясь в мир театра, мы можем дать такую возможность ребёнку, который сам по себе является .

Участие детей в театрализованной деятельности будет способствовать овладению культуры речи, то есть умению передавать свои мысли и в соответствии с целью высказывания грамматически правильно, логично .

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста. Обзор литературы по изучаемой проблеме. Состояние проблемы в теории и практике. Содержание и методика развития связной речи, пути формирования и результаты эксперимента.

Подобные документы

Теоретические и методологические основы исследования развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Содержание опытно-экспериментальной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.

дипломная работа, добавлен 30.10.2017

Проблема формирования связной речи у дошкольников с ОНР. Понятие об общем недоразвитии речи. Особенности развития связной речи у детей в норме и при ОНР. Разработка методики коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

курсовая работа, добавлен 03.05.2019

Теоретическое обоснование проблемы изучения связной повествовательной речи. Особенности развития связной речи у детей в онтогенезе. Экспериментальное изучение связной повествовательной речи детей старшего дошкольного возраста при общем недоразвитии речи.

курсовая работа, добавлен 15.12.2010

Закономерности, особенности и педагогические условия развития связной речи детей дошкольного возраста. Экспериментальная методика по обучению рассказыванию как методу формирования связной монологической речи. Cовершенствования качества работы педагогов.

курсовая работа, добавлен 18.03.2011

Характеристика общего недоразвития речи (ОНР). Уровни речевого развития ОНР, его этиология. Развитие связной речи в онтогенезе. Исследование уровня развития связной речи у детей дошкольного возраста. Коррекция речи детей дошкольного возраста с ОНР.

курсовая работа, добавлен 24.09.2014

Понятие связной речи и ее значение для развития детей дошкольного возраста. Роль словесных игр в ее развитии. Содержание и основные методики изучения развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации по ее развитию.

аттестационная работа, добавлен 15.03.2015

Теоретическое обоснование в лингвистической литературе проблемы формирования связной речи у дошкольников. Оценка эффективности коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи.

дипломная работа, добавлен 15.10.2013

Анализ особенностей развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в сравнении с нормально развивающимися детьми. Разработка методических рекомендаций для преподавателей по развитию связной речи в процессе трудовой деятельности.

Читать еще:  Адаптация ребенка в новой школе: как помочь. Как помочь ребенку адаптироваться в новой школе

дипломная работа, добавлен 03.11.2017

Развитие речи в онтогенезе. Изучение дефектов, задерживающих формирование речевых компонентов. Анализ словообразования и грамматических форм у детей с общим недоразвитием речи. Исследование особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

дипломная работа, добавлен 10.08.2010

Проблема развития связной речи. Особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте. Влияние мелкой моторики на развитие связной речи. Диагностика и сравнительный анализ развития мелкой моторики и развития связной речи у старших дошкольников.

Курсовая работа развития связной речи у детей через театрализованную деятельность. Сообщение на педсовете «Развитие связной речи у дошкольников в процессе театрализованной деятельности

Добавлен: 29.05.2012. Год: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: аналитического отчета является: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста».
Цель аналитического отчета: проанализировать созданные условия для развития связной речи у детей через театрализованную деятельность.
Задачи отчета:

    Оценить эффективность работы по развитию связной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности.
    Подобрать театрализованные игры, сценарии, пьесы для развития связной речи у детей, провести коррекционную работу по развитию связной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности.
    Проанализировать полученный опыт, обобщить, наметить перспективы дальнейшей деятельности.

Объект: условия и средства, влияющие на развитие связной речи
Предмет: связная речь дошкольников в театрализованной деятельности.
Гипотеза: Использование театрализованной деятельности способствует развитию связной речи дошкольников.

    Аналитическая часть.

      Теоретический аспект проблемы

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Развитие связной речи является одной из центральных задач речево го воспитания детей дошкольного возрас та. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной и выразите льной. Требования к связному высказыванию детей дошкольного возраста предполагает владение лексикой, грамматикой. Стилистикой, нормами звуковой культуры речи. Развитие связной речи возможно лишь на основе овладения родным языком, освоение его звуковой стороны, определенного словарного запаса.
КОП «Детство» предполагает насыщенное образовательное содержан ие, соответствующее познавательным интересам современного ребенка (приложение 1). Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, а так же на занятиях. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметна, художественно — театральная и др. виды деятельности.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.
Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
Характерное для театрализованной игры образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. Вопросы, поставленные детям при подготовке к игре, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать сними свои действия.
Речь ребенка во многом зависит от развития тонкой моторики, а потому многообразные движения пальцев руки в работе с куклой способствуют упорядочению и согласованности речи.
Сказка есть наиболее универсальный, комплексный метод воздей ствия в работе с детьми. Ведь сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенн ость. Тексты сказок помогают правильно строить диалоги, а, следовательно, влияют на развитие связной монологической речи. Достоинство и привилегии данного метода заключаются еще и в том, что воздействие на детей в процессе занятий облачено в сказочные одежды и у детей не возникает ощущение давления.
Выбор театрализованной игры в качестве условия и средства развития связной речи обусловлен результатами анализа взаимосвязи межд у уровнями развития способностей детей.

1.2 Педагогическая диагности ка
Таблица. Динамика уровня освоения разделов «В игре ребенок развивается, познает мир, общается», «Развиваем речь детей»

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/03/11/doklad-razvitie-svyaznoy-rechi-detey-cherez-teatralizovannuyu
http://allbest.ru/k-3c0b65635a2ac68a5d43b89421216c27.html
http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-41597

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector