Сложно ли сдать егэ по информатике. Личный опыт: как сдать ОГЭ по информатике

10 секретов подготовки к ОГЭ по информатике

Хотите узнать 10 главных секретов подготовки к ОГЭ по информатике?

Среди них – и секреты подготовки к экзамену, и полезные лайфхаки по заданиями второй части варианта ОГЭ. Самый интересный – в конце статьи.

Секрет №1. Чем раньше, тем лучше. Освоить всю программу информатики с 5-го по 9-ый класс «за ночь до экзамена» не получится. Многие ребята начина-ют изучать основы программирования на кружке робототехники уже в 1-ом классе. Кто-то годами ходит на курсы и к репетиторам по информатике. Поэтому ребятам, начавшим подготовку слишком поздно, будет тяжело составить конкуренцию ученика, более продвинутым в сфере IT. Тем более, что экзамен каждый год усложняется, а значит, времени на подготовку приходится тратить еще больше.

Секрет №2. Регулярность. Многие ребята начинают готовиться к ОГЭ в начале 9-го класса. Но вскоре им это надоедает. И вспоминают они об экзамене лишь к концу учебного года. Это плохой путь. Кто-то думает, что если занимался программированием в какой-то период своей жизни, то сдаст ОГЭ по информатике без подготовки. Это не так. Ведь, во-первых, сфера программирования очень широка, и умение, к примеру, писать сайты никак не поможет в решении задач на программирование в ОГЭ и ЕГЭ по информатике. А, во-вторых, ОГЭ состоит не только из программирования. Если вам удастся решить верно задачи только на программирование, а остальное вы пропустите, даже тройки за экзамен получить не удастся. Поэтому, обязательно уделяйте по не-сколько часов в неделю прочтению учебника по информатике и решению тес-тов.

Секрет №3. Самонадеянность может вас подвести. Кроме ребят, знакомых лишь с программированием и уверенных в своей стопроцентной сдачи ОГЭ по информатике на максимальный балл, встречаются и такие, чьи знания информатики ограничиваются лишь умением переустановить Windows. Но и они по-чему-то уверены, что пятерка на экзамене им гарантирована. Прежде чем делать какие-то выводы, ознакомьтесь хотя бы с Демоверсией ОГЭ по информатике.

Секрет №4. Анализ. После выполнения любого теста проверяйте, в каких заданиях были сделаны ошибки. Уделяйте разбору этих номеров особое внима-ние. Делайте работу над ошибками.

Секрет №5. Внимательность. Обязательно читайте задания по два раза перед их выполнением. Также будьте внимательны, решая задания. К примеру, в задании №10 на «Системы счисления» необходимо производить много вычислений. Это приводит к вычислительным ошибкам. В задании №9 на поиск коли-чества дорог, соединяющих разные города, многие делают ошибки из-за невнимательности. В задании №3 на «Алгебру логики» ребята, часто торопятся, а потому делают глупые ошибки. И это можно сказать о каждом задании! Поэтому, пожалуйста, будьте внимательны.

Секрет №6. Программируйте. Если вы еще не умеете «кодить», самое время начать. Почитайте книги об азах программирования, посмотрите уроки на YouTube. Сначала попытайтесь написать простую программу. Потом усложняйте себе задачу. Ну а если вы уже знатный «кодер» и задачи №6 и №15 из ОГЭ по информатике решаете «на ура», не останавливайтесь на достигнутом. Программируйте для души! Постарайтесь придумать что-то новое или начните решать задачи из ЕГЭ по информатике. В любом случае, уделяйте программированию какое-то время в вашей подготовке.

Это были секреты подготовки к экзамену. А теперь раскроем секреты решения заданий из второй части ОГЭ.

Секрет №7. Задача №11. Здесь требуется найти слово в тексте. Чтобы не тра-тить время на прочтение всего текста, воспользуйтесь «горячими клавишами» CTRL+F. В правом верхнем углу появится окно ввода. Напишите туда необходимое слово. Теперь оно выделено в тексте, а значит, поиск значительно упрощается.

Секрет №8. Задача №12. В этом задании нужно найти количество файлов в каталоге определенного расширения. Чтобы не делать это вручную, наберите в строе поиска «*.doc» или «*.txt» (в зависимости от расширения). Вы увидите только файлы нужного вам типа. Подсчет их не составит труда.

Секрет №9. Задача №15. Это задание на алгоритмизацию и программирование. Школьникам предоставляется выбор между написанием алгоритма для робота и полноценной программой. Я всегда советую писать программу, так как задание про робота на языке КуМир считаю слишком детским и несерьезным для 9-го класса. Ребята, давно занимающиеся программированием, со мной согласятся.

Секрет №9. Неочевидный. Бывает, что умение программировать не помогает, а наоборот, мешает сдать ЕГЭ по информатике! Знания многих ребят не ограничиваются Паскалем и Бэйсиком. Они вовсю пишут на Питоне и изучают Котлин. Конечно, эти языки программирования очень хороши. Ведь в некоторых случаях пять строчек, на-писанных на языке Pascal можно заменить всего одной строчкой на языке Python. Но члены экспертной комиссии не всегда владеют этими языками! В связи с этим, вы рискуете не досчитаться баллов за задание! Поэтому не по-ленитесь и напишите свой код на языке Pascal, BASIC или С. Их эксперты точно знают!

Применяйте эти советы — и вы обязательно сдадите ОГЭ по информатике на высокий балл. Всем продуктивной подготовки и великолепных результатов!

Читать еще:  Кирилл и мефодий христианские миссионеры. Кирилл и мефодий - сообщение доклад

Автор статьи Анна Полякова, репетитор по информатике

Личный опыт. Как я сдала четыре предмета ОГЭ на отлично

Я учусь в обычной средней школе в городе Ижевске. Мои любимые предметы — математика и русский язык, а девятый класс я окончила с красным аттестатом.

После начальной школы нас распределяли по направлениям. Я очень старалась и попала в класс с математическим уклоном. Он считался самым лучшим в школе. Например, в этом году все шестеро отличников выпустились из нашего класса.

Раз в неделю у нас проходил урок программирования на Scratch, а затем мы перешли на Pascal. Благодаря этим занятиям я поняла, что написание кода меня не особо увлекает. На физику выбор пал, потому что мне нужно было понять, мой это предмет или нет: изначально я планировала сдавать его в 11 классе. Конечно, я очень довольна своей пятёркой, но всё же сейчас передумала сдавать физику на ЕГЭ.

В итоге на ОГЭ я сдавала русский, математику, информатику и физику.

Как я потеряла полгода подготовки

Первые полгода в девятом классе я вела активную общественную жизнь: участвовала в форумах, добровольческих проектах, ездила в лагеря. Я успевала и учиться, и отдыхать, занималась плаванием дважды в неделю. Однако зимой стало понятно, что занятиям физикой нужно уделять больше внимания.

Поначалу к ОГЭ по физике я готовилась в очной группе: ученики решали варианты, но преподаватель не объяснял материал. Как результат, в середине учебного года я решала пробный вариант по физике на тройку. Для сравнения: «пробник» ОГЭ по обществознанию я написала на четыре, хотя никакие пособия даже в руки не брала. Родители предлагали отказаться от физики в пользу обществознания, но я решила идти до конца.

Как я начала учиться онлайн

Я готовилась к экзамену по физике не ради отметки. Хотелось разобраться, мой это предмет или нет, способна ли я его учить и понимать. В процессе подготовки к ОГЭ я создавала базу знаний для сдачи ЕГЭ и выучила достаточно материала, чтобы в старшей школе было легче.

В школе физику преподавали не очень доступно, так что мне предстояло навёрстывать материал с седьмого класса. Поскольку для сдачи экзамена требуются углубленные знания, со второго полугодия мы с родителями решили взять курс подготовки к ОГЭ в онлайн-школе «Фоксфорд».

Два месяца я смотрела видеоуроки, а потом догнала группу и стала участвовать в онлайн-занятиях.

Режим занятий и записи

У меня было одно занятие в неделю, длящееся 2 – 3 часа. Заходишь на платформу, подключаешься к трансляции, на экране — преподаватель, который стоит около доски (прямо как в школе) и объясняет тему. Есть чат, в котором можно задать вопросы, преподаватель отвечает на них устно. На каких-то уроках есть презентации — можно смотреть их и одновременно слушать преподавателя. Есть отдельная вкладка с учебными материалами — туда скидывают задачи, которые мы решаем.

Учиться онлайн очень удобно, так как если я по каким-то причинам пропускаю занятие, то спокойно могу пересмотреть запись (а если какая-то тема непонятна, могу пересмотреть несколько раз). Плюс комфорт: не надо выходить из дома, можно заниматься прямо на диване, завернувшись в плед.

Конечно, это налагает определённые обязательства: нужно быть достаточно самоорганизованным человеком. Сесть и заставить себя заниматься прямо сейчас сложнее, чем взять и поехать к репетитору, ведь всегда есть соблазн пересмотреть урок позже. Но мне это удобно — я могу себя организовать.

Разница между школьными занятиями и уроками в «Фоксфорде» огромная. В школе вы идёте по учебнику, не имея возможности вернуться к теме, которая осталась непонятной. В «Фоксфорде» мы учимся не по учебнику, а по специальной программе, охватывающей все темы, которые будут на экзамене, изучаем эти темы более углубленно. У нас было очень много опытов и лабораторных работ, опять же, в школе не достаточно хорошее оборудование и из-за этого мало лабораторных. Плюс мало кто из учителей будет поддерживать тебя в эмоциональном плане (а подготовка к экзаменам — всё-таки довольно стрессовое занятие). В «Фоксфорде» у меня был замечательный преподаватель — Михаил Александрович Пенкин, который давал понимание предмета, умение размышлять над задачами и, конечно, здорово поддерживал нас.

Как нужно готовиться

Мой совет: не откладывать просмотр урока на потом. Важно всегда держать в голове свою мотивацию, ведь если ты выбрал для изучения и сдачи на экзамене этот предмет, то он тебе нужен и интересен. Например, я хочу переехать в большой город и поступить в хороший вуз, для этого мне нужно хорошо сдать экзамены.

Какие советы я могу дать тем, кто планирует сдавать физику? Для начала нужно определить, какие пробелы есть в знаниях, на что нужно сделать упор. А потом — банально регулярно учить предмет. Не откладывайте подготовку к экзамену на конец года, планомерно распределите занятия и темы на весь год. Решайте много разных задачек. Лучше всего в формате «прошёл тему — прорешал». Это подразумевает формат ОГЭ, без многочисленных прорешиваний тут никак.

Очень важно (это уже касается не только физики) уделять достаточно времени всем предметам. Это помогает не перегорать, зацикливаясь на чём-то одном. Для защиты от перегорания также важно включить в расписание отдых, любимые занятия и хобби.

Когда невыносимо трудно учиться, отдых очень важен, и это не сидение во «ВКонтакте», в телефоне, даже не сидение дома. Чтобы отдохнуть и расслабиться, стоит пойти погулять с друзьями или заняться спортом. Мне очень помогали тренировки по плаванию, особенно в апреле и мае. Спорт даёт эмоциональную разгрузку, помогает выключить мысли: работаешь физически, а ум отдыхает.

Читать еще:  Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Разговор книгопродавца с поэтом. Александр Сергеевич Пушкин

Ну и самое важное, что я поняла: не надо гнаться за баллами, надо гнаться за знаниями. Ведь из-за гонки за баллами и происходит выгорание. Подумайте: вы выбрали два предмета, которые вам нравятся. Так просто планомерно занимайтесь ими и получайте удовольствие! Не загоняйтесь, верьте в себя, ведь если вы готовились — вы хорошо сдадите.

Наш преподаватель обычно заканчивал урок такими словами: «Верьте в себя, “ботайте” в физику, и всё у вас получится».

Мои результаты ОГЭ по физике

Физика была последним экзаменом, он проходил 11 июня. После сдачи математики у меня было пять дней, чтобы погрузиться в физику. Было тяжело, и результат меня удивил, поскольку я думала, что написала плохо и рассчитывала на отметку «четыре».

Я набрала 32 балла из 40 — это пятёрка. Я поняла, какие допустила ошибки и очень довольна результатом, ведь я доказала себе, что могу изучать физику. По математике, информатике и русскому я готовилась сама и тоже сдала на отлично.

Особенно важно, что я смогла решить одно из самых сложных заданий — № 24, «качественную задачу». В этом задании описывается явление, а ученик должен продемонстрировать, что понимает физические законы. У меня сразу возникла идея, которую я изложила минуты за три. Мне дали максимальный балл за ответ на это задание. Думаю, в этом заслуга Михаила Александровича, который не просто готовит к ОГЭ, а учит понимать физику.

К каким выводам я пришла

  1. Начинать готовиться к экзаменам лучше в начале учебного года. В десятом классе я буду готовиться к ЕГЭ по информатике, физике и математике с «Фоксфордом».
  2. По всем предметам нужно заниматься равномерно, переключаться с одного на другое, чтобы не переутомиться. Если предмет «не идёт», не нужно себя насиловать, иногда можно дать себе выходной.
  3. Отдыхать нужно активно: двигаться, менять обстановку, общаться с друзьями.
  4. Важно изучать предмет, а не гнаться за баллами. Баллы — результат знаний, которые приобретаются в процессе учёбы.
  5. Главное — получать удовольствие от подготовки к экзамену. Русский и математику должны знать все, но остальные предметы каждый выбирает сам. Нужно выбирать то, что нравится или то, что получается. Когда добываешь знания с радостью, учиться легче.

Как готовиться к ОГЭ по информатике

От чего зависит стратегия подготовки и как выбрать язык программирования

Статья написана при участии Тимофея Хирьянова — преподавателя программирования и информатики в МФТИ и онлайн-школе «Фоксфорд».

ОГЭ по информатике и ИКТ — несложный экзамен, особенно в сравнении с ЕГЭ, но охват тем в нём большой. Школьнику потребуется подготовка по разным направлениям: алгоритмы, алгебра логики, модели и основы программирования. Этот предмет лучше выбирать тем, кто планирует связать своё будущее с информационными технологиями.

Чтобы хорошо сдать ОГЭ по информатике, ученику обычной школы достаточно 2–3 месяцев подготовки. Если же школьник хочет не просто сдать экзамен, но и знать предмет, лучше посвятить ему весь учебный год.

Как устроен экзамен

Экзамен длится 2,5 часа. Работа состоит из двух частей:

  • первая — в форме теста. В ней 18 задач, за каждую можно получить 1 балл вне зависимости от сложности;
  • вторая — 2 задания, которые выполняются на компьютере и оцениваются максимум в 2 балла. К ним допускают после того, как школьник выполнит первую часть экзамена.

Задания усложняются от первого к последнему, поэтому лучше решать их по порядку. В контрольно-измерительных материалах (КИМ) есть место для решения, которое можно использовать как черновик: написать, зачеркнуть и исправить. После чего окончательный ответ нужно переписать в бланк.

Во второй части в последнем задании № 20 дают два варианта задачи на выбор. Можно решить обе задачи: эксперты засчитают тот ответ, за который школьник набрал больше баллов. Обе задачи среднего уровня сложности, но вариант 20.1 легче — нужно составить программу для робота на русском алгоритмическом языке «КуМир». Времени на ОГЭ достаточно, так что в качестве запасного варианта советуем решить и задачу 20.2.

Во второй части ОГЭ можно не только решать, но и проверять своё решение на компьютере — этим нужно непременно пользоваться. После каждых двух строчек кода стоит «прогнать» программу и посмотреть, куда двигается робот.

Полчаса из общего времени на экзамене нужно заложить на перепроверку и запись ответов из черновика в бланк.

Почему важно изучить документацию

Процедура сдачи ОГЭ называется ГИА — государственная итоговая аттестация. Вся информация о ней содержится в документах на сайте ФИПИ: в спецификации, кодификаторе и демоверсии. Документы написаны канцелярским языком, но школьникам и родителям нужно их посмотреть, чтобы иметь полное представление об экзамене.

Демовариант содержит примеры заданий, которые будут на реальном экзамене, ответы, решения и критерии оценивания. Обычно ученики изучают демоверсию КИМа до середины и заглядывают в ответы, а критерии не читают — и зря! Эксперты проверяют работы именно по критериям. Например, в задаче № 19 верный ответ засчитают, даже если его записать не в ту ячейку, и способ решения этой задачи не играет роли.

В спецификации говорится о назначении экзамена. Например, что ОГЭ по информатике — ступенька подготовки к ЕГЭ. Из спецификации также можно узнать, что определения понятий на экзамене не спрашивают — у экзаменаторов такой задачи нет.

В кодификаторе перечислены знания и умения, которыми следует владеть выпускнику для решения задач по информатике.

Читать еще:  Папиллярный рисунок кожи обусловлен. Папиллярные линии одно из свойств индивидуальности человека. Виды (типы) папиллярных узоров

Как выработать стратегию подготовки

Чтобы выработать общую стратегию подготовки, нужно понимать свою цель. Если ученик выбрал ОГЭ как один из несложных предметов — это один план действий. Если школьник хочет глубже изучить информационные технологии — стратегия будет другой.

Стратегия «сдать и забыть»

Подготовиться и сдать ОГЭ по информатике можно без лишних усилий, если ученик не планирует сдавать ЕГЭ по этому предмету или учится в физмат школе. Таким ребятам достаточно прорешать демоверсии КИМов на сайте ФИПИ за последние пять лет и посмотреть видеоразборы заданий, которые выложены в открытом доступе.

Стратегия «изучить и сдать»

Тем, кто увлечён компьютерами и программированием, советуем не просто готовиться к экзамену, а изучать информационные технологии с преподавателем. Расскажем о достоинствах полноценного обучения на примере курса «Фоксфорда».

Информатика включает разные разделы: программирование, алгоритмы, алгебру логики, системы счисления и графы (в школе их называют моделями). Курс подготовки к ОГЭ по информатике в «Фоксфорде» построен так, чтобы ребятам не надоели однотипные задачи экзамена. Мы не повторяем школьный учебник и не скованы федеральной программой, поэтому можем на занятиях писать игры на «КуМире», а для создания анимации падающего тела использовать знания по геометрии и физике. При работе же на языке Python мы не всегда используем готовые библиотеки, а пишем их своими руками. Ученики могут сами испытать удивительное чувство, когда картинки вращаются и шарики летают по их собственному замыслу.

Постепенно мы осваиваем все необходимые темы и подготавливаем почву для отработки заданий ОГЭ. В результате наши ученики знают предмет и умеют решать задачи, которые входят в экзамен.

Школьник не знает, что ему понадобится в вузе и затем на работе, но преподаватель должен его подготовить. На ОГЭ нужно далеко не всё, но немного позже ученики смогут оценить важность знаний и навыков из курса информатики.

Стратегия самостоятельного обучения

Готовиться только к ОГЭ — значит получить разорванное представление о предмете.

Не готовиться к экзамену, а изучать информатику тоже неправильно: будет обидно знать, но не добрать баллов, потому что не набил руку на заданиях.

Увлечённым и самостоятельным школьникам рекомендуем пособия Константина Полякова. Он доктор технических наук, преподаватель из Санкт-Петербурга и разработчик методических материалов по информатике. Его учебники составляют полный пятилетний курс информатики для 7–11 классов. Помимо основных учебников, К. Ю. Поляков написал ещё 4 методички для факультатива по программированию на языке Python.

В дополнение к базовому курсу полезно и интересно заняться программированием компьютерных игр или олимпиадным программированием. Опыт разработки игр и приложений пригодится и после сдачи экзаменов — умелые программисты востребованы во всём мире.

Какой язык программирования выбрать

Задачи на ОГЭ по информатике даются на 5 языках: Basic, Pascal, C/C++, Python, «КуМир». На экзамене нужно суметь прочитать задачу хотя бы на одном из них.

Basic — устаревший язык и сегодня редко используется для разработки приложений.

«КуМир» — школьный алгоритмический язык академика А. П. Ершова. К этому языку порой относятся с презрением, но для обучения он очень неплох: команды пишутся на русском, что выделяет его из ряда остальных языков и делает более понятным для начинающих. Далёкий от информатики человек поймёт «КуМир» сразу, а первую программу на этом языке напишет уже через неделю.

Pascal разработал швейцарский преподаватель Никлаус Вирт. Если «КуМир» создавался и остаётся обучающим, то Pascal попытались превратить в профессиональный язык. Разработчики двигаются в двух направлениях: язык Delphy и язык Pascal ABC, но сегодня они не популярны. Чтобы легче находить обучающие материалы и единомышленников, лучше выбирать удобный, практичный и популярный язык программирования.

Python — популярный и зрелый язык, который появился в 1991 году. Он умеренно сложен для начального обучения и при этом даёт богатые возможности профессиональным разработчикам.

С++ категорически не подходит для начального обучения. Это популярный, универсальный, современный, развивающийся язык (есть стандарты 2011, 2014, 2017 года), но весьма сложный для школьников.

Так какой язык выбрать

Basic и Pascal — уже непопулярны, С++ сложен для новичка. Остаются Python и «КуМир». Python можно выучить с расчётом на использование в будущем. При этом «КуМир» проще других для изучения и его возможностей достаточно, чтобы сдать ОГЭ.

Поэтому советуем изучать «КуМир» или Python. Если же школьник уже знает Basic, и кроме сдачи ОГЭ у него цели нет, другой язык можно не учить.

Что запомнить

  • Чтобы иметь полное представление о формате экзамена, стоит прочитать не только демоверсии, но и кодификатор со спецификацией на сайте ФИПИ.
  • ОГЭ по информатике — довольно простой экзамен. Его стоит выбрать, если времени на подготовку мало. Также он подходит будущим инженерам и разработчикам программного обеспечения в качестве ступени для подготовки к ЕГЭ.
  • От цели подготовки зависит стратегия: прорешивать ли только варианты заданий или взять полноценный курс информатики.
  • Если предстоит изучать язык программирования «с нуля», для сдачи ОГЭ подойдёт «КуМир», с прицелом на будущее лучше освоить Python.
  • В первой части экзамена лучше решать всё по порядку и записывать ответы прямо в КИМ. Перед тем как сдавать работу, нужно всё перепроверить и перенести правильные ответы в бланк.
  • Во второй части экзамена стоит решить все три задачи, потому что засчитают более высокие баллы за две из них. Решения практических задач лучше сразу проверять на компьютере.

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Источники:

http://ege-study.ru/ru/oge/materialy/informatika/sekrety/
http://medialeaks.ru/lichnyiy-opyit-kak-ya-sdala-chetyire-predmeta-oge-na-otlichno/
http://media.foxford.ru/informatics_oge/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector