Лекция: Личность как субъект и объект общественных отношений. Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью

Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью

Наряду с понятием личность мы используем и такие термины, как человек, индивид и индивидуальность. Все эти понятия имеют специфику, но все они взаимосвязаны. Наиболее общее, интегративное понятие – понятие человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но неся в себе социально-родовую сущность, каждый человек есть единичное природное существо, индивид.

Индивид – это конкретный человек как представитель рода homo sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств.

В понятии личность на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека. В связях человека с обществом формируется и проявляется его социальная сущность.

Каждое общество формирует свой эталон личности. Социология общества определяет психологические типы данного общества.

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности – ее потребностно-мотивационная сфера – этонаправленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим трудовым обязанностям. Для личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития деятельностных возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, его природе заложены возможности его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры. Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то «животной» стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками. Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях.

То, что на первый взгляд представляется «естественными» качествами человека (например, черты характера), в действительности является закреплением в личности социальных требований к ее поведению.

Развитие личности связано с постоянным расширением ее возможностей, возвышением ее потребностей. Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. При низком уровне развития отношения личности обусловлены в основном утилитарными, «деляческими», интересами. Высокий уровень характеризуется преобладанием у нее общественно значимых ценностей, ее одухотворенностью.

Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми по-разному. Понять личность – значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами поведения она вооружена.

Будучи включенной в определенные общественные отношения и обусловленной ими, личность не является пассивным участником этих отношений. Индивидуальная жизнедеятельность является в значительной мере автономной.

Особенностью личности является и ееобособленность. Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных установлений, диктата власти, не терять самообладания в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Автономия личности связана с ее высшим психическим качеством – духовностью. Духовность – высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность высшему смыслу бытия. Духовность личности выражается в ее сверхсознании, потребности стойкого отвержения всего низменного, беззаветной преданности возвышенным идеалам, обособленности от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности. Но чем примитивнее общество, тем сильнее его тенденция ко всеобщему уравнительству, тем больше в нем людей, слепо подчиняющихся требуемым стандартам. Человек, говорящий готовыми лозунгами, перестает заботиться о своем личностном самопостроении.

Читать еще:  Карточная игра гадкий я. Большая игра в «Магните»: в магазинах сети стартует крупнейшая в России программа лояльности для детей

Качества личности обусловлены диапазоном ее практических отношений, включенностью ее в различные сферы жизнедеятельности социума. Творческая личность выходит за рамки непосредственного социального окружения, формирует себя на более широкой социальной базе. В личности может проявляться перспективность социума. Она может олицетворять будущее общество, опережать его современное состояние. Обособление личности означает ее независимость от узких рамок замкнутой группы, является показателем развитости личности.

Развитие личности – формирование системы ее социально положительных качеств – требует определенных общественных предпосылок, социального запроса, нейтрализации факторов, ведущих к отчуждению личности.

В становлении индивида как личности существенны процессыличностной идентификации (формирование у индивида отождествленности себя с другими людьми и человеческим обществом в целом) иперсонализации (сознание индивидом необходимости определенной представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данной социальной общности).

С другими людьми личность взаимодействует на основе «Я-концепции», личностной рефлексии – своих представлений о самом себе, своих возможностях, своей значимости. Личностная рефлексия может соответствовать реальному Я, но может и не соответствовать ему. Завышенные и заниженныеуровни личностных притязаний могут порождать различные внутриличностные конфликты.

Жизненный путь личности пролегает в конкретно-историческом социальном пространстве. Своеобразие производства материальных условий, сферы потребления, социальных отношений определяет образ жизни человека, устойчивое своеобразие его поведения и в конечном итоге – тип личности.

Каждая личность формирует собственнуюстратегию жизни – устойчивую систему обобщенных способов преобразования текущих жизненных ситуаций в соответствии с иерархией своих ценностных ориентации. Стратегия жизни – общее направление жизнеутверждения личности. Социально ценная стратегия – высоконравственная самореализация личности, выработка духовно-этнического и духовно-этического стиля жизни. При этом жизнедеятельность личности становитсявнутренне детерминированной, а не ситуативно обусловленной. Личность начинает жить своими социально осмысленными жизненными перспективами.

При отсутствии стратегии жизни индивид подчиняется лишь текущим смыслам и задачам, его жизнь не реализуется с необходимой полнотой, снижается мотивация его жизнедеятельности, сужаются его духовно-интеллектуальные запросы.

Все существенные деформации личности связаны с ее саморефлексией, дефектами ее самосознания, сдвигами в еесмыслообразовании, с личностным обесцениванием объективно значимых сфер жизнедеятельности.

Важнейшим показателем состояния личности является уровень ее психической саморегуляции, опосредованность ее поведения социально сформированными эталонами.

Личность характеризуется комплексом устойчивых свойств – чувствительностью к внешним воздействиям, устойчивой системой мотивации, установками, интересами, способностью к взаимодействию со средой, нравственными принципами саморегуляции поведения. Все эти особенности личности являются интеграцией генетических, наследственных и социально-культурных факторов.

Личность как субъект и объект общественных отношений

Понятие личности

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека и личность как его социальный и психологический облик— терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

Прежде чем говорить о личности, необходимо провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить строго к определению данных понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки.

Понятие человек употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей, и говорит о человечестве вообще.

Человечество состоит из конкретных людей, «индивидов».

Индивид — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Когда употребляют термин «индивид», обычно не учитывают особенностей действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента) и различий социальных условий конкретного человека или индивида.

Личность — это итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств с учетом конкретно-исторических и индивидуальных особенностей развития человека.

Читать еще:  Ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы. Как работнику досрочно вернуться к работе из неоплачиваемого отпуска? По своей инициативе отправить сотрудников в отпуска без сохранения зарплаты работодатель не имеет права

Понятие «личность» вводится для выделения, подчеркивания неприродной сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале.

В социологии личность определяется как:

  • — системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;
  • — субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Личность играет важную роль в «строительстве» социального знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему он остается человеческим только при условии сохранения индивидуальных различий между людьми.

В момент рождения ребенок еще не личность. Он пока только индивид. Чтобы стать личностью человек должен пройти определенный путь развития посредством усвоения социального опыта.

Непременным условием этого развития являются:

  • — биологические, генетически заданные предпосылки;
  • — наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым человек взаимодействует.

Общество — это универсальный способ организации социальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей, самодостаточный, саморегулирующийся и самовоспроизводящийся. Общество возникает по мере упорядочивания, упрочения социальных связей, появления особых институтов, норм, поддерживающих и развивающих эти связи.

Поведение и самосознание личности в обществе формируется под влиянием множества факторов. В крупном масштабе это общая социальная структура общества и социальное положение индивида: принадлежность к социальной группе и его место в системе социальных позиций и общественных связей.

Социальное положение индивидов прямо связано с характером и содержанием труда и условиями его жизни, с его полом, возрастом, этнической и религиозной принадлежностью, семейным положением и положением в системе управления общественными процессами. Его социальное положение через условия труда и быта включает и его ближайшее социальное окружение — социальные связи, в которых человек «обучается» ролевому поведению.

Таким образом, личности вменяется определенный свод нормативных требований, предъявляемых социальными общностями их членам. При этом личность является объектом социальных отношений.

Однако личность характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. При этом личность является субъектом социальных отношений.

Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию. Являясь одновременно объектом и субъектом социальных отношений, личность участвует в процессе ее социализации.

Личность как субъект социальных отношений

Первым социальным условием становления общества является личность. Понятие «личность» в социальных науках — одно из базовых. Несмотря на наличие множества других терминов («человек», «индивид», «индивидуальность»), они не являются взаимозаменяемыми. Их смысловые особенности в социальных науках хорошо различимы.

Человек (Homo sapiens) — родовое понятие, обозначающее высшую ступень развития живых организмов на Земле. Он прошел длительную эволюцию (антропосоциогенез), в процессе которой изменился не только его внешний облик, но и потребности, способности, деятельность, сформировались базовые человеческие качества: интеллект, память, эмоции, чувства, воля, без которых духовная жизнь человека была бы невозможна.

По своей природе человек — биосоциальное существо. Это значит, что как живой организм он включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим (биофизическим, биохимическим, физиологическим) закономерностям. В процессе длительной эволюции сформировался его мозг, нервная система, обусловившие стремительное развитие интеллекта. Строение руки и гортани способствовало возникновению членораздельной речи и помогало в процессе труда. Длительная зависимость от родителей позволяла освоить необходимый объем социальной информации: нормы общества, навыки деятельности, знания, опыт. Человек имеет передающуюся по наследству биологическую программу, он наделен инстинктами, рефлексами, помогающими ему адаптироваться к окружающей среде. Но жизнь в обществе привела к тому, что его социальная составляющая стала доминировать. Как и все живое, человек вышел из природной среды, но дальше всех оторвался от своей колыбели.

В последние годы генетики опубликовали ряд сенсационных открытий, помогающих пролить свет на происхождение человека. Расшифровав геном человека, ученые поразились его сходству с генами других живых существ: на 90 % он совпадает с генами мыши, а от шимпанзе отличается только на 1 %. Причем утрата нескольких важных генов (из тех, которые есть у шимпанзе) снизила иммунную защиту человека от бактериальных и вирусных инфекций, но одновременно сняла ограничение на развитие мозга.

Читать еще:  Игры на андроид оффлайн стратегии. Игры без интернета на андроид на русском скачать бесплатно полные версии

Современная зоопсихология установила факт наличия у высокоразвитых животных зачатков интеллекта. Установлено, что обезьяны, дельфины могут осуществлять простые умственные операции, решать интеллектуальные задачи, требующие вовлечения механизмов памяти и концентрации внимания. Хотя животные могут пользоваться некоторыми предметами и даже орудиями благодаря в основном механизму подражания, но они не способны создавать новые орудия и средства, позволяющие удовлетворять их потребности. Главное, что отличает самого обычного человека от самого высокоразвитого животного, — способность человека к творчеству.

В отличие от животных, ориентация человека в окружающем мире определяется не инстинктами, а сознательно выбираемыми целями и ценностями. Ребенок наследует запас генетической информации через строение тела, структуру мозга, нервной системы, задатки. Но его природные задатки развиваются и реализуются только в обществе. Животное просто приспосабливается к окружающему миру либо погибает, человек же способен изменить не только окружающую среду, но и самого себя: Эти характеристики он приобрел в обществе, и социальная «составляющая» в нем преобладает.

Именно она представляет наибольший интерес для социальных наук и обозначается понятием «личность».

Личность — устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

Человеком рождаются, а личностью становятся. Однако ошибается тот, кто полагает, что личность — это обязательно положительный или выдающийся человек. Такое мнение распространено в обыденной жизни, но с научной точки зрения оно неверно. К новорожденному ребенку термин «личность» еще не применим, хотя в каждом новорожденном ребенке уже заложены некоторые предпосылки личности — природные задатки. Главное условие и решающий механизм становления личности — освоение им мира вещей и социальных отношений, в которых воплощена деятельность предшествующих поколений людей. Личность начинается с момента осознания человеком себя и с началом сознательного соотнесения своих действий с принятыми нормами, а формирование личности продолжается всю жизнь вместе с развитием общества и культуры. Поэтому можно говорить как о выдающейся личности, воплотившей в себе яркие общечеловеческие и индивидуальные характеристики, так и о личности преступника, алкоголика, террориста или бомжа. Препятствием к тому, чтобы быть личностью, для взрослого человека являются только необратимые органические поражения мозга.

Индивид — это отдельный человек, единичный представитель человеческого рода, носитель как биологических, так и социальных качеств. На Земле живет более пяти миллиардов человек, и каждый из них сочетает в себе не только типичные, распространенные в обществе социальные черты, но и уникальные, неповторимые. Все мы различаемся цветом кожи или разрезом глаз, ростом или телосложением, отпечатками пальцев, походкой, а также чертами характера, системой ценностей — своим внутренним миром. Это своеобразие, то, чем мы отличаемся от других людей, называется индивидуальностью.

Каждый человек одновременно является личностью, индивидом и индивидуальностью.

К примеру, Л. Н. Толстой в образе князя Андрея Болконского показал типичные черты русского человека из высшего общества — образованного, обладающего светскими манерами, патриота, дворянина. Эти качества характеризуют его как индивида.

Кроме того, князь Андрей — яркая индивидуальность, что позволяет нам выделить его среди других персонажей и запомнить. Его характер сформировался под воздействием как социальных условий, так и жизненных личных обстоятельств, сопровождавшихся раздумьями, переживаниями, индивидуально вынесенными уроками. Он запомнился нам как человек честный, благородный. Вторжение французов воспринял как личную трагедию, был смел и отважен в борьбе с захватчиками. Пройдя через суровые испытания, не ожесточился, сохранил в сердце добрые человеческие качества — тоску по малой родине, нежные чувства к любимой женщине.

Типичные социальные характеристики и индивидуальные качества героя позволяют нам заключить, что он — зрелая личность с активной социальной позицией.

Таким образом, человек предстает перед нами в единстве природных и социальных, индивидуальных и типичных характеристик.

Источники:

http://studopedia.ru/8_89851_chelovek-kak-sub-ekt-sotsialnih-otnosheniy-nositel-sotsialno-znachimih-kachestv-yavlyaetsya-lichnostyu.html
http://m.studwood.ru/615109/sotsiologiya/lichnost_subekt_obekt_obschestvennyh_otnosheniy
http://studme.org/113331/sotsiologiya/lichnost_subekt_sotsialnyh_otnosheniy

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector