Пунктуационный разбор предложения правило памятка. Что значит и как делать пунктуационный разбор предложения

Пунктуационный разбор предложения: легко и просто

Современные школьники, в соответствии с образовательной программой, изучают несколько видов анализа: фонетический, лексический, морфологический, морфемный, синтаксический и пунктуационный разбор предложения. Каждый из них имеет свои отличительные особенности и трудные для понимания моменты.

Определение

Многие ученики и их родители задаются вопросом, что значит пунктуационный разбор предложения. Он призван найти и разъяснить имеющиеся в предложении знаки препинания. Умение производить пунктуационный разбор предложения может повысить общий уровень грамотности обучающегося. Разбор простого (ПП) и сложного (СП) предложения имеет свои отличительные особенности.

Разбор простого предложения

  1. Прочесть предложенный для разбора текст.
  2. Присвоить всем присутствующим в тексте пунктуационным знакам номер.
  3. Обозначить пунктограмму, которая завершает предложение, пояснить причину её постановки.
  4. Обозначить и разъяснить все знаки, встречающиеся в предложении.

Примеры анализа

В качестве образца возьмём пунктуационный разбор предложения:

1. Я могу доверить этот секрет человеку, умеющему держать язык за зубами.

Шаг первый. Данное предложение по цели высказывания является повествовательным, по интонации — невосклицательным, поэтому в его конце ставится точка.

Шаг второй. Пронумеровав знаки препинания, можно сказать, что их в предложении два: запятая и точка.

Я могу доверить этот секрет человеку, (1) умеющему держать язык за зубами (2).

Шаг третий. Предложение простое, в качестве подлежащего употреблено личное местоимение я, в качестве сказуемого – могу доверять. Запятая обособляет причастный оборот.

2. Неужели вы не видели бегущих по улице людей, держащих в руках флаги, плакаты, воздушные шары?

Шаг первый. Предложение является вопросительным по цели высказывания и интонации. Поэтому оно завершается вопросительным знаком.

Шаг второй. Присвоив знакам препинания номер, определяем их количество в предложении:

Неужели вы не видели бегущих по улице людей (1), держащих в руках флаги (2), плакаты (3), воздушные шары (4)?

Шаг третий. Предложение имеет одну грамматическую основу вы не видели.

Запятая под номером один выделяет причастный оборот. Запятые под номерами два и три отделяют однородные члены предложения флаги, плакаты, шары, выраженные дополнениями.

Разбор сложного предложения

1. Прочесть предложение.

2. Присвоить всем имеющимся в предложении знакам препинания порядковый номер.

3. Обозначить завершающую предложение пунктограмму и разъяснить её постановку.

4. Обозначить знаки препинания на уровне СП и пояснить причину их постановки.

5. Объяснить расстановку знаков препинания в частях СП.

Примеры анализа

В качестве примера предлагаем провести пунктуационный разбор предложения:

1. Вероятно, мы больше не увидим Сергея, поскольку обида, нанесённая ему, вряд ли может быть легко забыта.

Шаг первый. В конце предложения ставится точка, потому что по цели высказывание оно является повествовательным, по интонации – невосклицательным.

Шаг второй. Нумерация показала наличие в предложении пяти знаков препинания:

Вероятно (1), мы больше не увидим Сергея (2), поскольку обида (3), нанесённая ему (4), вряд ли может быть легко забыта (5).

Шаг третий. Данное предложение является сложным. Части сложного предложения соединены подчинительным союзом поскольку. Запятая стоит на границе главного и придаточного предложения.

Читать еще:  Скачать игры на андроид без интернет соединения. Игры без интернета на андроид на русском скачать бесплатно полные версии

Шаг четвёртый. В главном предложении запятой выделяется вводное слово вероятно. В придаточной части запятые обособляют причастный оборот нанесённая ему.

2. Я уверен, что ты выполнишь это поручение, потому что ценишь моё расположение, хочешь продвинуться по службе.

Шаг первый. Предложение завершается точкой, поскольку оно является повествовательным, невосклицательным.

Шаг второй. В предложении четыре знака препинания:

Я уверен (1), что ты выполнишь это поручение (2), потому что ценишь моё расположение (3), хочешь продвинуться по службе (4).

Шаг третий. Данное предложение состоит из одного главного и двух придаточных, которые отделяются друг от друга запятыми под номерами один и два.

Шаг четвёртый. В главной части и первом придаточном предложении знаков препинания нет. Во втором придаточном предложении запятая под номером три отделяет однородные сказуемые ценишь и хочешь продвинуться.

Пунктуационный разбор

Содержание

  1. Значение
  2. Структура
  3. Примеры
  4. Что мы узнали?

Бонус

  • Тест по теме

Значение

Пунктуационный разбор предложения является методом изучения такого раздела языкознания, как пунктуация.

Нельзя путать пунктуационный и синтаксический разборы, так как они преследуют разные цели: синтаксический – проанализировать предложение, пунктуационный – проанализировать знаки препинания.

Пунктуационный разбор помогает понять пунктограммы, их роль и функцию в предложении.

Такой вид разбора помогает не только правильно расставлять знаки препинания, но и объяснять причины данной постановки.

При разборе необходимо аргументировать не только наличие знаков препинания, но и их отсутствие там, где можно ошибиться и поставить их.

Пунктуационный разбор помогает рассмотреть отдельные части предложения, их взаимосвязь между собой.

Определенный порядок пунктуационного разбора позволяет мыслить последовательно и системно.

Так как пунктуационный разбор чаще всего бывает устным, он развивает монологическую речь.

Структура

Пунктуационный разбор необходимо выполнять по определенному плану:

  • Пронумеровать все знаки препинания.
  • Объяснить правило постановки или непостановки знака препинания.
  • Указать функцию, которую выполняет знак препинания.

Первый пункт учит видеть знаки препинания, остальные пункты учат аргументировать причины постановки или непостановки знака препинания. Это необходимо помнить перед тем, как разбирать предложение.

Если в предложении есть несколько знаков препинания, которые выполняют одинаковую функцию, то они группируются и объясняются один раз.

Примеры

Для пунктуационного разбора используются либо предложения со вставленными знаками препинания, либо предложения, в которые самостоятельно нужно вставить знаки препинания и объяснить их.

Он думал о том, (1) как все прекрасно. (2)

1 – запятая разделяет части сложного предложения: придаточное предложение от главного.

2 – точка – знак завершения в конце повествовательного предложения.

Небо кажется фиолетовым.

1, 2 – запятые отсутствуют, так как «кажется» – сказуемое, а не вводное слово.

3 – точка – знак завершения в конце повествовательного предложения.

Следующий образец пунктуационного разбора позволяет увидеть группировку знаков препинания по функциям:

Он видел, как девушка кормила голубей, слетевшихся к ней, как беззаботно было на улице.

1, 3 – запятые разделяют части сложного предложения: придаточные предложения от главного.

2, 3 – запятые выделяют обособленное согласованное распространенное определение, выраженное причастным оборотом.

4 – точка – знак завершения в конце повествовательного предложения.

Что мы узнали?

Пунктуационный разбор направлен на анализ знаков препинания. Он учит не только видеть пунктограммы (первый пункт плана пунктуационного разбора), но и объяснять причины, по котором поставлен или не поставлен той или иной знак препинания (второй пункт плана пунктуационного разбора), а также функции, которые выполняет определенная пунктограмма (третий пункт плана пунктуационного разбора).

Читать еще:  Иудаизм кратко о религии кому поклоняются. Какая вера у евреев, и в чём её суть

Пунктуационный разбор предложения — правила и порядок разбора?

Пунктуационный разбор простого предложения?

Пунктуационный разбор сложного предложения?

Пунктуационный разбор, это значит необходимо объяснить пунктограмму: сделать графически и анализ.

Разбор простого предложения состоит из следующих действий:

  1. пронумеровать знаки препинания.
  2. Назвать и обяснить пунктограмму в конце предложения (вопросительное, . )
  3. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.

Пуктационный разбор сложно предложения отличается тем, что нужно объяснить связь и подчинение двух и более предложений и определить их тип, остальные пунктуации объясняются по правилам простого предложения.

Пунктуационный разбор — это значит, что нам нужно объяснить все знаки препинания. То есть почему и зачем мы расставили их именно в таком порядке.

Сначала мы должны выделить основу предложения — то есть основную мысль. Основы может быть одна или их может быть две — от этого зависит, простое это предложение или сложное.

Далее мы должны объяснить, почему были поставлены запятые — например, мы знаем, что слово «будто», «вряд ли», «небось» и так далее обособляются запятыми с двух сторон.

Затем мы должны объяснить, почему точка стоит именно в этом месте. Далее, вы должны объяснить, почему стоит точка, а например, не восклицательный или вопросительный знак.

Чтобы выполнить пунктуационный разбор предложения, вначале определим, простое оно или сложное. Если предложение простое (одна грамматическая основа), выясним, какое оно по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Если предложение повествовательное, невосклицательное, в конце его ставится завершающий пунктуационный знак — точка, например:

Солнце село за море.

Это пунктограмма номер 1.

Далее определяем, осложнено ли предложение однородным членами, обособленными членами, междометиями или вводными словами. По порядку, с начала предложения, пронумеруем все знаки препинания или отсутствие знаков между однородными членами предложения, соединенных одиночным сочинительным или разделительным союзом, например:

Вечернее багровое солнце скатилось за гору,(2) поросшую сосняком, (3) и (4) на прощанье озарило огнем стекла домов.(1)

Объясняем все знаки препинания.

В сложном предложении выделяем грамматические основы и определяем тип предложения: сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное.

Объясняем постановку знаков препинания, например:

Вскоре местность изменилась:(2) показались холмы,(3) сплошь поросшие лесом.(1)

Это бессоюзное предложение, вторая часть поясняет содержание первой, поэтому ставится двоеточие. Схема предложения:

Объясняем знаки препинания в каждом простом предложении, составляющем сложное.

Пунктуационный разбор предложения подразумевает анализ предложения с целью объяснить расстановку знаков препинания. Ученик должен не только верно расставить знаки препинания в предложении, но и объяснить, почему они расставлены, какова их роль и значение. Он должен суметь объяснить все пунктограммы, обосновать расстановку знаков препинания или их отсутствие.

Для начала нужно понять, является ли предложение простым или сложным. Выделить грамматическую основу, определить, сколько их в данном предложении. Простое оно, сложноподчиненное или сложносочиненное. Это будет влиять на расстановку знаков препинания.

Также анализируем знак препинания в конце предложения. Является ли оно повествовательным, вопросительным или восклицательным?

Определяем, осложнено ли предложение вводными оборотами, требующими обособления.

Сначала нужно определить, какой знак препинания будет в конце предложения — то есть нужно понять, какое оно будет по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, восклицательное).

Читать еще:  Организация руководителем процесса координации планов работы. Понятие координации, как одной из функций управления организацией

Дальше нужно определить расстановку знаков препинания на уровне осложнённого предложения — то есть выявить признак, по которому это предложение осложнено. Например, осложнено обращением, осложнено причастным/деепричастным оборотом, также предложение может быть сложным и др. Для каждого типа осложнённого предложения будут особые правила пунктуации.

Наконец, нужно определить расстановку знаков на уровне простого предложения — то есть определить, присутствуют в нём оба главных члена или есть только один член.

Порядок пунктуационного разбора простого предложения.

Найти грамматическую основу предложения. Посмотреть, не осложнено ли чем-нибудь предложение. Предложение может быть осложнено: однородными членами, обращением, прямой речью, деепричастным, причастным, сравнительным оборотами, уточнением, определением или приложением, обособленным дополнением или обстоятельством. Нужно еще посмотреть, не ставится ли между подлежащим и сказуемым тире. Если нашли что-то из этого, то надо объяснить, ставятся ли какие-нибудь знаки препинания при этом.

Порядок пунктуационного разбора сложного предложения.

Найти грамматические основы, объяснить постановку знаков препинания между частями. Затем выполнить пунктуационный разбор каждой из частей сложного предложения (см. порядок пунктуационного разбора простого предложения).

Пунктуационный разбор предложения надо начинать с конца:

  • посмотреть, какой знак препинания завершает предложение (это может быть точка, многоточие, восклицательный или вопросительный знаки или их сочетание), объяснить постановку этого знака.
  • выяснить, простое предложение или сложное
  • для сложного предложения пояснить, какого оно типа (сложноподчинённое или сложносочинённое, или бессоюзное)
  • выяснить, осложнено ли предложение вводными словами, обращениями,причастн­ ыми и деепричастными оборотами, второстепенными членами
  • выделить грамматическую основу (найти подлежащее, сказуемое) или основы, их может быть несколько.

Сначала подумайте, что стоит в конце предложения точка или вопрос.

Будет ли это предложение повествовательным, а может оно вопросительное или восклицательное.

Далее выделите знаки между частями сложного предложения. Объясните все запятые.

Приведу несколько примеров для наглядности.

Пунктуационный разбор напрямую связан с расстановкой пунктуации и с определением типа конкретного предложения.

Сначала определиться простое или сложное перед вами предложение.

Если от вас требуется провести пунктуационный разбор предложения, то я советую вам придерживаться вот этой схемы при таком разборе:

Пунктуационный разбор — это объяснение всех знаков препинания. Начинать его следует с выявления основы предложения. Если основа одна, значит, это простое предложение. Смотрим, есть ли в этом предложении члены, которые требуют обособления.

Если предложение сложное, разбираем каждую часть отдельно.

Пунктуационный разбор — это анализ расстановки всех знаков препинания в предложении. Следует не только грамотно записать предложение, но и определить, где и почему должен стоять тот или иной знак. А для того сначала нужно определить, сколько грамматических основ в предложении (Грамматическая основа- подлежащее и сказуемое. Иногда бывает, что в основе только подлежащее или только сказуемое. Поэтому следует знать, чем, какой частью речи может быть выражен главный член предложения).Еще нужно видеть, какая связь в данном предложении(союзная, бессоюзная).Каким образом подчиняются придаточные предложения к главному, при помощи союзов, союзных слов или при помощи бессоюзной связи.

При пунктуационном разборе определяется тип предложения( простое или сложное, если сложное, то какое- сложносочиненное или сложноподчиненное, или бессоюзное сложное), какое предложение по цели высказывания( повествовательное, вопросительное, восклицательное)- т.е объясняется, почему в конце предложения стоит тот или иной знак. Указывается количество простых предложений в составе сложного (ставятся цифры), выполняется графическая схема данного предложения.

Источники:

http://www.syl.ru/article/239901/new_punktuatsionnyiy-razbor-predlojeniya-legko-i-prosto
http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/punktacionyy-razbor-predlogeniya.html
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/228167-punktuacionnyj-razbor-predlozhenija-pravila-i-porjadok-razbora.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector