Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления. Что такое экспрессивная лексика? Употребление и примеры экспрессивной лексики

Лексика с экспрессивно-стилистической точки зрения

В зависимости от сферы применения, общественных функций, целевых

установок, ситуации общения язык (речь) приобретает те или иные разновидности, характеризующиеся наличием определенных лексико-фразеологических и синтаксических средств. Такие разновидности языка, тесно связанные с содержанием высказывания, называют стилями. В русском языке сложились пять основных стилей: 1) научный стиль, использующийся в области науки и техники; 2) официально-деловой, обслуживающий сферу общественной и государственной деятельности человека при составлении официальных документов; 3) публицистический стиль, находящий свое применение в средствах массовой информации; 4) разговорно-бытовой стиль, использующийся при неофициальном и непринужденном общении; 5) художественный стиль, сочетающий все многообразие присущих языку стилей.

Различные стили языка используют различные пласты лексики. Однако

нет полного соответствия между стилями языка и стилистическими группами

лексики, так как некоторые слова встречаются в двух и более стилях языка. В зависимости от стилистической функции слов выделяют стилистически нейтральную и стилистически окрашенную лексику.

Стилистически нейтральная лексика составляет основу лексических средств языка, используется во всех разновидностях устной и письменной речи, не имеет эмоционально-экспрессивной окраски. Стилистически окрашенная лексика в зависимости от сферы ее употребления подразделяется на книжную (письменную) и разговорную (устную) лексику. Книжная лексика связана со строго нормированной литературной речью и ее письменными разновидностями. К книжной лексике относится несколько групп: научная (перифраза, кровеносный, артикуляция), официально-деловая

(вышеуказанный, в связи с, уполномочить), публицистическая (животрепещущие, предвыборные), высокая (велеречивый, благоухание, страстотерпец). Разговорная лексика употребляется в обиходном диалоге, свойственном устной речи (болтать, бестолковый, нагоняй). От разговорной

отграничивается просторечная лексика, имеющая большую стилистическую

сниженность, выразительную экспрессивную окраску. Просторечная лексика

находится на грани литературной нормы (оболтус, обалдеть, харя).

Разновидностью просторечий являются вульгаризмы – слова, характеризующиеся большой степенью грубости, вульгарности. Выявление стилевой принадлежности слова тесно связано с определением его экспрессивных и эмоциональных свойств. Экспрессивно-эмоциональная окрашенность слова создается при помощи всех семантико-стилистических

признаков слова, которые выражают субъективное отношение говорящего

к содержанию речи (собачонка, дребедень). Особая экспрессивно-эмоциональная окраска слов может быть выражаться словообразовательными средствами или может быть присуща самой семантике отдельных слов.

Задание 1.Установите экспрессивно-стилистическую окраску следующих слов. Укажите, если есть таковые, словообразовательные средства ее выражения.

Бахвал, бедняжка, беззаветный, венец, воззвать, глупец, городишко,

деляга, держава, дождинка, дотошный, закоренелый, замашки, ладья,

невозмутимый. нерукотворный, осенять, очкарик, парнишка, повелитель,

показуха, подлец, поникший, пьянчужка, рубашонка, сглазить, слава, соня,

титанический, тихоня, холуйство, шумиха.

Задание 2. Какие лексические средства указывают на отнесенность данного отрывка к научному стилю. Определите значение научных терминов.

Рассмотрим теперь методы, используемые на эмпирическом и теоретическом уровнях исследований. К таким методам принято относить

абстрагирование, анализ и синтез .

Абстрагирование носит в умственной деятельности универсальный

характер, ибо каждый шаг мысли связан с этим процессом или с использованием его результата. Сущность этого метода состоит в мысленном

отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в

одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких

интересующих исследователя сторон этих предметов.

Анализ является методом научного исследования путем разложения

предмета на составные части. Синтез представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое.

Прямой и эмпирический анализ и синтез применяется на стадии

поверхностного ознакомления с объектом. При этом осуществляются

выделение отдельных частей объекта, обнаружение его свойств, простейшие

измерения, фиксация непосредственно данного лежащего на поверхности.

Задание 3. К какому стилю относятся данные отрывки из Федерального закона Российской Федерации «О высшем образовании и послевузовском

профессиональном образовании», принятого Государственной думой и одобренного Советом Федерации? Какими лексическими особенностями характеризуются данные отрывки?

Глава I. Статья 3.2. Высшее учебное заведение несет ответственность

за свою деятельность перед личностью, обществом и государством. Контроль

за соответствием деятельности высшего учебного заведения целям,

предусмотренным его уставом, осуществляют в пределах своей компетенции

учредитель (учредители) высшего учебного заведения и государственный

орган управления образованием, выдавший лицензию на ведение

образовательной деятельности (далее – лицензия).

Задание 4. В статье «Языковой беспредел, или как мы будем разговаривать в

будущем» из газеты «Аргументы и факты» найдите лексику, относящуюся к разным стилям речи. Дайте толкование вами выделенных слов и определите их роль в тексте.

«Прикинь, этот ламер не дал мне поюзать свой плеер!» Ничего удивительного: молодежь все активнее использует в своей речи компьютерный сленг. «Этот нехороший человек не дал мне послушать плеер», – так можно перевести эту реплику. Интересно, а что будет с нашим языком лет через пять?

Язык – как воздух. Мы дышим, не замечая воздуха, и говорим, не

особо задумываясь над своей речью. Не успеваем обратить внимание, как

слова приходят в наш язык и навсегда уходят из него. Московские филологи

заметили: за последнее десятилетие характерной чертой нашего языка стала

спонтанность. Политики, телеведущие, прочие публичные люди перестали

читать по бумажке. Мы слушаем их живую речь и принимаем за образец.

«Наши исследования показали прямую связь между современным разговорным языком и тем языком, который используют средства массовой

информации, – говорит доктор филологических наук, профессор МГУ Анатолий Поликарпов. – Да, наша лексика в основном формируется в эфире, ничего с этим не поделаешь. Первое, что бросается в глаза, – язык стремится к более простому строю. Это называется аналитизация. Самый яркий пример аналитического языка – английский. Русский язык – синтетический, и он имеет свойство обогащаться за счет заимствований, так что вырождение ему не грозит, – уверен Анатолий Поликарпов. – Несомненно, влияние английского будет ощущаться и дальше, но любые заимствования как бы растворяются в русском языке, удачно вписываются в него».

Лингвистов тревожит другое: в последние годы разговорной нормой

становится ненормативная лексика. И пока трудно сказать, к чему это

приведет в дальнейшем.

«Чем общество увлекается, оттуда оно и черпает лексику, – утверждает

доктор филологических наук Ольга Кукушкина. – Появились компьютеры

– появилось выражение «Он меня грузит». В начале 90-х все поголовно смотрели мексиканские сериалы и называли дачи фазендами; потом телевидение сделало ставку на криминальную тематику фильмов, и это закрепило в разговорной речи ненормативную тюремную лексику. Собственно, такие слова, как «беспредел», «разборки», «по понятиям», давно стали разговорной нормой и теперь, похоже, останутся в ней навсегда. Но вот что касается мата. Раньше он был отличительной чертой мужского языка. При женщинах материться было не принято, и для мужчин именно в этом была его притягательность. Трудно сказать, почему исчезло разделение лексики на мужскую и женскую. Нынешние 20-летние юноши и девушки просто разговаривают матом. Боюсь, в результате мат может исчезнуть как некий лингвистический феномен. Он потеряет свою привлекательность, и

Читать еще:  Что такое иконостас в православном храме? Схема и описание храмового иконостаса.

мужчинам придется искать ему замену. »

В лингвистке есть понятие языковой моды. Оказывается, молодежный сленг живет в среднем пять лет. Затем слова притираются, и на смену им приходят другие в тех же значениях. Если лет 20 назад при выражении восторга подростки говорили зэкански, то в 90-е появились новые словечки:

клево, круто. Лет пять назад тинейджеры (а следом за ними и взрослые) как один стали твердить супер. Теперь, похоже, время этого жаргонизма подходит к концу. Что придет ему на смену?

По мнению филологов, все большее влияние на нашу речь будут

оказывать компьютерная терминология и язык интернет-общения.

109.201.152.210 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Употребление экспрессивной лексики в различных речевых стилях

Стилистическая окраска слова указывает на возможность использования его в том или ином функциональном стиле (в сочетании с общеупотребительной, нейтральной лексикой). Однако это не значит, что функциональная закрепленность слов за определенным стилем исключает их употребление в других стилях. Для современного развития русского языка характерно взаимовлияние и взаимопроникновение стилей, а это способствует перемещению лексических средств (одновременно с другими языковыми элементами) из одного стиля в другой.

Открыт для проникновения иностилевой лексики публицистический стиль. В газетной статье нередко можно встретить термины рядом с разговорной и даже просторечной лексикой, с научной лексикой и даже с терминологической лексикой.

Из книжных стилей лишь официально-деловой непроницаем для разговорной лексики, для эмоционально-экспрессивных слов. Хотя в особых жанрах этого стиля возможно использование публицистических элементов, а следовательно, и оценочной лексики (но из группы книжных слов). Например, в дипломатических документах (заявлениях, нотах правительства) такая лексика может выражать отношение к обсуждаемым фактам международной жизни: найти выход из тупика, смотреть с оптимизмом, гигантская эволюция в отношениях.

Приметой времени стало употребление за пределами научного стиля терминологической лексики в переносном значении: очередной раунд переговоров, вирус равнодушия, новые витки нескончаемых споров, коэффициент искренности, эйфория прошла (стало ясно, что легких решений не будет) и т. д. В этом случае наблюдается не только метафорический перенос значения, в результате чего происходит детерминологизация, но и перенос стилистический: слово выходит за пределы породившей его терминосистемы и становится общеупотребительным.

Однако не всегда привлечение иностилевой лексики укладывается в стилистическую норму. Значительный ущерб культуре речи наносит неуместное использование: 1) высокой книжной лексики («Журавлев выступил как поборник экономии стройматериалов»); 2) надуманных, искусственных терминов, создающих псевдонаучность речи («Одна голова крупного рогатого скота женского рода [т. е. корова!] должна быть использована, прежде всего для последующего воспроизведения потомства»); 3) публицистической лексики в нейтральном тексте, придающей ложный пафос высказыванию («Коллектив магазина № 3, как и все прогрессивное человечество, встал на трудовую вахту в честь Первомая»).

Нарушением стилистической нормы становится: 1) необоснованное смешение разностильной лексики, в результате которого возникает неуместный комизм («Чтобы получить веские доказательства злоупотребления властью, прихватили с собой и фотокорреспондента»; «Руководство предприятия уцепилось за рационализаторское предложение»); 2) введение разговорных элементов в книжную речь («Воскресники положили начало благоустройству райцентра, однако в этом деле у нас еще работы непочатый край»; «Уборку зерновых в области завалили, ссылаясь на плохие погодные условия»).

Бюрократизация всех форм жизни нашего общества в застойный период привела к тому, что в русском языке чрезмерно усилилось влияние официально-делового стиля. Элементы этого стиля, неоправданно употребляемые за его пределами, называются канцеляризмами. К ним принадлежат характерные слова и выражения (наличие, за неимением, во избежание, должный, вышеуказанный, в данный момент, отрезок времени, на сегодняшний день и под.), множество отглагольных существительных (взятие, раздутие, проживание, нахождение, изъятие, прогул, выгул, недокомплект и др.); отыменные предлоги (в деле, в части, в целях, по линии, за счет и т. д.).

Экспрессивная или эмоционально-оценочная лексика выражает отношение говорящего к предмету (маленький цветок или махонький). Эмоциональная окраска дополняет лексическое значение слова.

Эмоц слова являются очень сильными средствами выражения, поэтому в обращении с ними необходима осторожность.

Эмоц. слова могут быть:

1. с ярким оценочным значением (как правило, однозначные):

— слова-«характеристики» (брюзга, подхалим, разгильдяй и др.),

— слова, содержащие оценку факта, явления, признака, действия (предназначение, дивный, нерукотворный, вдохновить, напакостить).

2. Многозначные слова, обычно нейтральные в основном значении, но получающие яркую эмоциональную окраску при метафорическом употреблении.

· о человеке говорят: шляпа, тряпка, тюфяк, дуб, слон;

· в переносн знач используют глаголы: петь, шипеть, пилить, грызть, копать, зевать, моргать и под.

3.Слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувства:

· заключающие положительные эмоции — сыночек, солнышко, аккуратненько, близехонько

· отрицательные — бородища, детина, казенщина и т.п.

В последнем случае оценочность обусловлена не номинативными свойствами слова, а словообразованием. + можно поделить просто на положительную и отрицательную оценочность (пупсик – афера).

Соответственно, разные речевые стили, в зависимости от своих особенностей, допускают употребление таких маркированных слов в той или иной (или вообще никакой) мере. Смотрим: использование разнообразных эмоционально-экспрессивных средств в разных стилях по усмотрению автора не исключено и носит частный, не регламентированный правилами характер. Распределяются между книжным, разговорным и просторечным стилями.

В книжном стиле чаще всего используются слова, придающие торжественность, эмоционально-экспрессивные слова, выражающие как положительную, так и отрицательную оценку называемых понятий. В книжных стилях используется

лексика ироническая (прекраснодушие, словеса, донкихотство),

неодобрительная (педантичный, манерность),

презрительная (личина, продажный).

Отдельно надо отметить, что в художественной лексике для характеристики героев используются диалоги с прямой речью, активно исп экспрессивные слова.

Читать еще:  Ненадлежащее выполнение должностных обязанностей. Неоднократное нарушение трудовых обязанностей

Разговорный стиль:

— ласкательные (дочурка, голубушка),

— шутливые (бутуз, смешинка),

— слова, выражающие отрицательную оценку называемых понятий (мелюзга, ретивый, хихикать, бахвалиться).

Просторечие — это раздолье для таких слов, зачастую используются слова, кот. находятся за пределами лит-ой лексики. Среди них могут быть:

— слова, содержащие положит оценку называемого понятия (работяга, башковитый, обалденный),

-слова, выражающие отрицательное отношение говорящего к обозначаемым ими понятиям (рехнуться, хлипкий, дошлый).

Из книжных подстилей больше всего открыт для таких словечек публицистический стиль.

Зато в официально-деловом они встречаются крайне редко. Но поскольку великий и могучий последнее время развивается за счет взаимопроникновения стилей, то все это дело перемешивается и даже официально-деловой не уберегся. Это происходит, когда речь идет о ситуации, на которую без слез не взглянешь (из официального письма: все средства уходят на штопанье дыр в бюджете).

В научной речи выступают для придания пущей убедительности. Языковыми средствами создания экспрессивного, эмоционального тона научной речи выступают: 1) формы превосходной степени прилагательных, выражающие сравнение (наиболее яркие представители вида); 2) эмоционально-экспрессивные прилагательные (Развитие, инновации, прогрессзамечательные, в сущности, явления); 3) вводные слова, наречия, усилительные и ограничительные частицы (Писарев полагал даже, что благодаря этому Россия может узнать и оценить Конта гораздо точнее, чем Западная Европа); 4) «проблемные» вопросы, привлекаю­щие внимание читателя (Что же представляет собой бессознательное?).

Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления. Что такое экспрессивная лексика? Употребление и примеры экспрессивной лексики

Многозначные слова, стилистически нейтральные в прямом значении, в переносном значении приобретают экспрессивную или эмоциональную окраску. Ср.: сын(отчизны) — высок., ку­саться(быть недоступным по цене) — шутл., нимб(атмосфера славы, успеха) — высок., колыбель(место возникновения, за­рождения чего-либо) — высок., комедия(лицемерие, притвор­ство) — презрит., корова(о толстой неуклюжей женщине) — грубо-прост., отпрыск(потомок) — ирон., алтарь(отече­ства) — высок., бюрократ(формалист) — неодобр. и др. М. Н. Кожина называет такие слова ситуативно-стилистически окрашенными.

Многие слова в своем предметно-логическом значении со­держат элемент оценки. Это так называемая оценочная лекси­ка, например: куцый (неодобр., ирон.), карапуз (шутл.), борзо­писец (ирон.), канительщик (неодобр.), молокосос (пренебр.), политикан (презрит.), батюшка (почтит.), дульцинея (шутл., ирон.), верхоглядство (пренебр.), эмпиреи (шутл.), хваленый (ирон.), причиндалы (шутл.), приспособленчество (презрит.), пи­жон (неодобр.), властелин (высок.), дерзновенно (высок.), за­хребетник (презрит.), ваятель (высок.), преклонение (высок.). Слова с пометой высок,используются в торжественной речи; политикан, дульцинея, верхоглядство, приспособленчество, пен­косниматель, пресловутый— в публицистике, остальные из приведенных выше — в устной, разговорно-бытовой речи. Слово россиянин в советский период было устаревшим, имело помету высок,и могло употребляться только в торжественных случаях, в призывах. В постперестроечные годы оно перешло в активный состав лексики, потеряло оттенок устарелости и, употребляемое постоянно для обозначения жителей России, перестало быть словом высокой лексики.

Среди оценочной лексики выделяется группа слов с ярко выраженной экспрессивностью. Это высокая, торжественная лексика: година, дерзание, воинство, воздвигать, плеяда, благо­деяние, праматерь, когорта, провозвестник, ратник, народно- и традиционно-поэтическая: разлучник, разудалый, перст, бестре­петно, древо, быстротечность, оратай (пахарь) и др. Экспрес­сивная окраска, индивидуальная характеристика слов создаетсятрадицией их употребления в письменной речи. Лексика науч­ного и официально-делового стиля не имеет экспрессив- но-эмоциональной окраски.

Как соотносятся между собой функционально-стилевая и экспрессивно-эмоциональная разновидности окраски слов? Экспрессивно-эмоционально окрашенная лексика распределя­ется между книжной, разговорной и просторечной. Рассмотрим на примерах.

Экспрессивно-эмо- циональная окраска

тряпка (о человеке)

Таким образом, многообразие «смысловых нюансов слова сосредоточивается и объединяется в его стилистической харак­теристике. В стилистической оценке выступает новая сфера смысловых оттенков слов, связанных с их индивидуальным «паспортом» [22, с. 22].

В толковых словарях функционально и эмоционально окра­шенные слова имеют две пометы: инакомыслящий (книжн., ирон.), бестолочь (разг., неодобр.), шут (разг., пренебр.), ворю­га (прост., презрит.), вахлак (прост., пренебр.).

Стилистически окрашенная лексика в речи юриста

Разговорная, просторечная и эмоционально окрашенная лексика уместна в устной речи следователя, прокурора или су­дьи, ведущих допрос, а также в беседе адвоката или нотариуса с его клиентом. Из всех процессуальных актов стилистически ок­рашенная лексика может присутствовать только в протоколах допроса и очной ставки, если она встречается в речи допраши­ваемых и имеет доказательственное значение; в граждан­ско-правовых актах стилистически окрашенная лексика не употребляется.

В тексте закона оценочная лексика (чаще всего это много­значные слова, употребленные в одном из производных значе­ний) входит в состав терминов — так называемых оценочных понятий 1 . Поэтому юристы довольно часто поднимают вопрос

о многозначности юридических терминов.

Довольно часто функционально и экспрессивно-эмоцио­нально окрашенные слова встречаются в обвинительной и за­щитительной речи на суде. Но непременное условие этого — мотивированность их употребления. Вспомните, как С. А. Анд­реевский создал образ легкомысленной женщины через разго­ворное слово брякнула. В речи Ф. Н. Плевако разговорное слово болтает уточняет непринужденный характер действий потер­певшей, дает им оценку: Легко и свободно, перебегая от предмета к предмету, болтает жена мужу о всех интересах дома.В его ре­чи по делу старушки, укравшей 30-копеечный чайник, устарев­шее высокое слово двунадесять создает экспрессивность, тор­жественность и в то же время придает тексту речи иронический оттенок.

Интересно использование стилистически окрашенной лек­сики в обвинительных речах Р. А. Руденко. Его речи по делу американского летчика-шпиона Пауэрса; по делу Старуха, убившего украинского писателя Я. А. Галана, обвинительная речь на Нюрнбергском процессе носят политический характер:

Об этом см. с. 233.

раскрывают политику Советского государства и разоблачают преступления фашистов, преступные действия бандеровцев и шпионские действия американской разведки. Поэтому здесь оценочная лексика просто необходима. Говоря о творчестве Я. А. Галана, оратор использует высокие слова воспевал, вдохно­венно>; войска союзников оценивает как доблестные (высок.); любовь народа к родине выражает через высокое слово отчиз­на; патриотизм русских людей передает высоким словом сыны великой России; книжное слово свободолюбивые характеризует стремление народов к миру.

Отношение же к фашистам, к бандеровцам и американским шпионам оратор раскрывает через разговорную лексику и слова с отрицательным оценочным значением: фашистские войска — это орды(пренебр.), варварские, оголтелые(разг.); украинские буржуазные националисты — душегубы(устар.-прост.), при­хвостнифашистов (разг., бран. и презрит.), имеющие черную историю; это гитлеровская клика,которая истошно(разг.) вопи­ла(разг.). А иезуитская каналья(бран.) Старух воспользовался сердечностью и чуткостью Ярослава Галана и совершил дья­вольское(разг.) преступление.

Читать еще:  Ark survival evolved выдает ошибку. Не правильно работает игра «ARK: Survival Evolved

Когда употребление слов с различной стилистической окра­ской не мотивировано, то могут появиться такие высказыва­ния: Несомый быстрыми конями всадник низвергся с колесницы и расквасил себе морду.

При составлении процессуальных актов следует помнить, что использование эмоционально окрашенной или сниженной лексики ведет к смешению стилей.

Стилевой — относящийся к функциональному стилю.

Стилистический — обладающий выразительными возможно­стями.

Эмоциональность — выражение чувств, субъективного отно­шения.

Вопросы для самопроверки

Что такое стилистическая окраска слова? Из чего она складывается? 2. Какая лексика называется межстилевой?

С чем связана функционально-стилевая окраска слов? 4. Ка­кие слова составляют пласт книжной лексики? 5. Охарактери­зуйте лексику устной речи. По какому принципу идет ее разде­ление? 6. Какие пласты лексики составляют художественную речь? 7. Что такое экспрессивно-эмоциональная окраска слова? 8. На какие две группы делится эмоционально окрашенная лексика? 9. Какая из функционально окрашенной лексики не имеет экспрессивно-эмоциональной окраски? 10. Назовите че­тыре группы экспрессивно-эмоционально окрашенной лекси­ки. 11. Как соотносятся между собой разновидности стилисти­ческой окраски слова? 12. Какие ошибки вызваны смешением экспрессивно-стилистически окрашенной лексики? Что такое «канцелярит»?

Примерный план практического занятия Теоретическая часть

Стилевое расслоение русской лексики. Нейтральная (меж- стилевая) лексика.

Функционально окрашенная лексика: лексика письмен­ной речи; лексика устной речи.

Эмоционально окрашенная лексика. Сфера ее употребле­ния.

Ошибки, вызванные неуместным использованием стили­стически окрашенной лексики.

Задание 1. По «Словарю русского языка» (М., 1981. Т. 1—4) познакомьтесь с пометами к словам: брехня, евангелие(2-е знач.), забывчивый(3-е знач.), завет(1-е знач.), захоронение, избушка, извергнуть(2-е знач.), изречь, инфантильность, испариться (2-е знач.), испохабить, испятнать, истукан(2-е знач.), исходя­щий(3-е знач.), исчадие, клаузула, писанина, подвижник(2-е знач.), подходец, ревнитель, рекордизм.

Задание 2. Прочитайте защитительную речь Г. Резника по делу Пасько [102], выделите в ней экспрессивно-эмоционально окрашенную лексику, определите ее уместность (неуместность) в тексте публичной речи. Сообщите об этом на практическом занятии.

Задание 3. Составьте портрет-ориентировку разыскиваемой женщины, у которой большие выразительные черные глаза, ма­ленький аккуратный носик, пухленькие губки(чуть выше кото­рых, в правом уголке, — очаровательная маленькая родинка), лу­чезарная улыбка, пышные кудрявые волосы. Когда уходила из дома, была одета в трикотажное нежно-голубое платьес маленькими синими цветочками.

Задание 4. Определите функции стилистически окрашенной лексики в обвинительной речи А. Ф. Кони по делу об утопле­нии крестьянки Емельяновой ее мужем, в защитительной речи Ф. Н. Плевако по делу Грузинского или в защитительной речи

Н. И. Холева по делу Максименко.

Задание 5. Побеседуйте со следователем о его работе над со­ставлением обвинительного заключения. Постарайтесь выяс­нить, в какой мере развито у следователя языковое чутье (язы­ковой вкус). Свои наблюдения выразите в выступлении на се­минаре.

Задание 6. Прослушайте прения сторон в судебном процес­се. Проследите, насколько часто и с какой целью используют судебные ораторы эмоционально-экспрессивно окрашенную и разговорно-просторечную лексику. Всегда ли разговорно-про- сторечная лексика уместна? Обобщите свои наблюдения.

Задание 7. На основании наблюдений над приведенными ни­же примерами сделайте вывод об уместности или неуместности эмоционально окрашенной и разговорно-просторечной лекси­ки в процессуальных актах. Перед тем как производить правку, прочитайте ст. 174 и 190 УПК РФ о языке протокола допроса. Подумайте, в каких примерах уместна сниженная лексика.

1. Неизвестный гр-н набил потерпевшего. 2. Гр-н Березько уворо­вал из магазина двое брюк. 3. Был задержан гр-н Курочкин, который болтался возле аптеки № 16 без определенного занятия. 4. Лохматый злой пес Смолянинова укусил потерпевшего за ногу. 5. Несмотря на уговоры граждан, он ругался дикой вопиющей бранью. 6. Разбазаривая имущество ответчика, истец выдвинул требование о разделе имущест­ва. 7. Действия обвиняемого квалифицированы как повлекшие мучи­тельную нестойкую утрату трудоспособности потерпевшего. 8. Из сто­ловой было похищено курей в количестве 200 штук. 9. Он схватил Большова за грудки. 10. Кража сумочки вменена Шкуриной чохом.

У любого от такого обвинения мозги наперекосяк встанут. 12. Пер­вая судимость у Шкуриной плевая. 13. Чегодаева затащила Шкурину в гости. 14. Как иначе могла она реагировать на похабную записку? 15. Алкоголик Карцев отделался легким испугом. 16. «Резвясь» на про­езжей части дороги вместе с Лернером, подсудимый Даникович укусил его за ухо. 17. Что происходило на свадьбе, не помню, так как была

выпивши. 18. Во встрече с пьяницами и дебоширами приняли актив­ное участие работники райотдела. 19. Свидетель Углов поведал следо­вателю о событиях 22 января.

1. В результате драки был поколот Милюков. 2. В качестве вещдоков приобщены две салатовые рубашки, крой на три блузки из салатового крепдешина. 3. В начале этого года меня обуздала нужда, т. е. сильно за­болел сын. Во имя спасения своего сына я задолжал большую сумму.

О новом паспорте я не хлопотал. 5. На основании изложенного Ко­робков Николай Ильич, родившийся 7 августа 1962 года в Горьком, рус­ский, малограмотный, обвиняется в преступлении, предусмотренном

ч. 2 ст. 206 УК РФ. 6. Он стал кричать, и ребенок у меня перепугался. 7. Кроме того, Кирсанов таскал из дома вещи и продавал. 8. Инициато­ром распития спиртных напитков на рабочем месте и в рабочее время явился начальник партии Байкалов. 9. Свидетель Спиридонов пояснил, что коллектив первой СВПЧ его одергивал, предупреждал, но он этими предупреждениями пренебрег и докатился до тяжкого преступления. 10. Савков два дня прогулял в августе месяце и шесть в сентябре месяце, за что разбирался в бригаде и на цехкоме. 11. Они снова вышли на ули­цу и, еще более спьянившись, стали приставать к прохожим. 12. Раздача истицыных вещей ответчиком предпринята из озорных побуждений. 13. Потерпевшими являются жена Малькова и ее родители, кровно за­интересованные в постоянном пребывании в психбольнице. 14. 22 де­кабря 1996 года Шелестов, будучи в пьяном виде, учинил хулиганские деяния. 15. Колесов нанес беспомощному Тарасову несколько ударов ножом в спину. Исполнив это гнусное дело, преступник бежал в тем­ный лес. 16. Следствие шарахнулось от одного обвинения к другому.

Моему подзащитному еще нужно выслужить армию.

Задание 8. На основе теоретического и собранного вами фактического материала подготовьте для юристов — практиче­ских работников сообщение о стилистически окрашенной лек­сике. Озаглавьте его. Сформулируйте главный тезис вашего со­общения, составьте подробный план. Используйте для выступ­ления иллюстративный материал практического занятия.

Источники:

http://studopedia.ru/13_46844_leksika-s-ekspressivno-stilisticheskoy-tochki-zreniya.html
http://megaobuchalka.ru/2/38212.html
http://studfile.net/preview/3220678/page:14/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector