Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений (10-й класс). Применение тригонометрии в искусстве и архитектуре
Содержание
- 1 Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений (10-й класс). Применение тригонометрии в искусстве и архитектуре
- 1.1 Урок 10 класс «Применение тригонометрических формул к преобразованию выражений» материал по алгебре (10 класс) по теме
- 1.2 Скачать:
- 1.3 Предварительный просмотр:
- 1.4 Портал педагога
- 1.5 Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений (10-й класс). Применение тригонометрии в искусстве и архитектуре
- 1.6 6. Применение тригонометрии в искусстве и архитектуре
- 1.7 Заключение
- 1.8 Литература
Урок 10 класс «Применение тригонометрических формул к преобразованию выражений»
материал по алгебре (10 класс) по теме
Применение тригонометрических формул к преобразованию выражений
Скачать:
Предварительный просмотр:
Применение тригонометрических формул к преобразованию выражений
- Повторить формулы тригонометрии и закрепить их знания в ходе выполнения упражнений;
- Развивать навыки самоконтроля, умения работать с компьютерной презентацией.
- Воспитание ответственного отношения к учебному труду, воли и настойчивости для достижения конечных результатов.
Оборудование: компьютерная презентация.
- Каждый ученик должен знать формулы тригонометрии и уметь применять их для преобразования тригонометрических выражений на уровне обязательных результатов.
- Знать вывод этих формул и уметь применять их для преобразования тригонометрических выражений.
- Знать формулы тригонометрии, уметь выводить эти формулы и применять их для более сложных тригонометрических выражений.
- Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.
- Устный счёт
- Повторение формул тригонометрии с помощью компьютерной презентации
- Применение тригонометрических формул к преобразованию выражений
- Выполнение теста
- Подведение итогов урока
- Постановка задания на дом
I. Организационный момент.
Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности
II. Устная работа (презентация):
Ш. Работа с формулами
- Основные тригонометрические тождества.
- Формулы сложения.
- Формулы приведения
- Формулы суммы и разности синусов (косинусов).
- Формулы двойного аргумента.
IV. Применение тригонометрических формул к преобразованию выражений.
№1. Вычислите: (комментируем с места)
1) 2sin 30 – tg 45 + ctg 30 ; 2) .
№2. Преобразуйте следующие выражения: (у доски цепочкой)
1) (1 – sin 2 3 ) tg 2 3 ; 2) tg 2 – sin 2 – tg 2 sin 2 ; 3) ctg 2 (cos 2 – 1) + 1.
№3. Упростите выражение: (у доски цепочкой)
1) 2 cos 72 sin 72 ; 2) cos 2 22,5 – sin 2 22,5 ;
3) 3 sin cos cos 2 ; 4) cos 2 5 – sin 2 5 ;
№5. Преобразуйте произведение в сумму: 2 sin 18 sin 22
VI. Выполнение теста
VIII. Домашнее задание : раздаются зачетные карточки (кроме 5, 7, 10)
Портал педагога
Автор: Кондрашкина Наталья Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №53
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений 10 класс»
Дата публикации: 30.09.2018
Раздел: среднее образование
Применение основных тригонометрических формул к преобразованию
выражений (10-й класс)
Повторить основные формулы тригонометрии и закрепить их знания в ходе
Развивать навыки самоконтроля.
Воспитание ответственного отношения к учебному труду, воли и
настойчивости для достижения конечных результатов.
Каждый ученик должен знать формулы тригонометрии и уметь применять их
для преобразования тригонометрических выражений на уровне обязательных
Знать вывод этих формул и уметь применять их для преобразования
Знать формулы тригонометрии, уметь выводить эти формулы и применять их
для более сложных тригонометрических выражений.
Основные этапы урока:
Сообщение темы, цели, задач урока.
Проверка знаний формул
Применение тригонометрических формул к преобразованию выражений
Подведение итогов урока
Постановка задания на дом
I . Вводная часть. 5 мин.
Учитель. Сегодня у нас обобщающий урок по теме: «Преобразование
тригонометрических выражений. Свойства тригонометрических функций». На уроке
вы должны показать свои знания теории поданной теме, т. е. знание определений,
формул, а также умение применять эти знания при решении задач.
II. Устная работа (задания заранее распечатаны у каждого учащегося):
1. Радианная мера двух углов треугольника равна
. Найдите градусную меру
каждого из углов треугольника. Ответ: 60 , 30 , 90
2. Найдите радианную меру углов треугольника, если их величины относятся как
3. Может ли косинус быть равным: а)
б) нет; в) нет; г) да; д) да.
4. Может ли синус быть равным: а) –3, 7 б)
? Ответ: а) нет; б) да; в) нет.
III.Проверка знаний формул. 5 мин.
Проверка знаний формул. На карточке в левом столбике написана часть формулы, а в
правом столбике вразброс вторая часть формул. Нужно соединить части так, чтобы
получилась верная формула. Далее заполните табличку ответов. Для первого
варианта вы получите зашифрованное слово – имя ученого, который в 15 веке
применял для понятия «косинус» термин «дополнительный синус», т.е. синус
дополнительной дуги. «Sinus compltmtnty».От перестановки этих слов и
сокращения одного из них и получилось слово «косинус». Для второго варианта —
имя ученого, который в 14 веке пере открыл заново для Европы понятия тангенса и
Итак, ответ для первого варианта: немецкий ученый Региомонтан, который в 1467 г.
Написал труд «Пять книг о треугольниках всех видов», явившейся полным
собранием сочинений всех известных в Европе того времени сведений по
тригонометрии. Для второго варианта ответ: английский ученый Томас Брадвардин,
который в 14веке заново пере открыл тангенс и котангенс. Это связано с тем, что
понятие тангенса возникло в связи с решением практической задачи об определении
длины тени. Впервые применил это понятие в 8-9 веке среднеазиатский астроном
и математик ал-Хабаш, который и составил таблицу тангенсов.
Давайте запишем эти фамилии в тетрадь.
Региомонтан- нем. ученый, 15 в.ввел понятие косинуса как дополнительного синуса.
Томас Брадвардин -анг. Ученый, 14 в. –пере открыл тангенс и котангенс.
Термин«синус» ввел в 4-5 вв. индийский ученый Ариабхата, оно обозначалось
словом«джива» -половина хорды. Арабские ученые перевели его как «джайб»
-выпуклость, а европейские ученые перевели на латынь как «синус» — изгиб,
IV. Проверка умений и навыков по теме. 8 мин.
Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений (10-й класс). Применение тригонометрии в искусстве и архитектуре
Каждая нота в рамках новой теории представляется как логарифм частоты соответствующего звука (нота «до» первой октавы, к примеру, соответствует числу 60, октава – числу 12).
6. Применение тригонометрии в искусстве и архитектуре
С того времени как человек стал существовать на земле, основой улучшения быта и других сфер жизни стала наука. Основы всего, что создано человеком – это различные направления в естественных и математических науках. Одна из них – геометрия.
Архитектура не единственная сфера науки, в которой используются тригонометрические формулы. Большинство композиционных решений и построений рисунков проходило именно с помощью геометрии. Но теоретические данные мало что значат. Рассмотрим пример на построение одной скульптуры французского мастера Золотого века искусства.
Пропорциональное соотношение в построении статуи было идеально. Однако при поднятии статуи на высокий пьедестал, она смотрелась уродливой. Скульптором не было учтено, что в перспективе к горизонту уменьшаются многие детали и при взгляде снизу вверх уже не создается впечатления ее идеальности.
Велось множество расчетов, чтобы фигура с большой высоты смотрелась пропорционально. В основном они были основаны на методе визирования, то есть приблизительного измерения, на глаз. Однако коэффициент разности тех или иных пропорций позволили сделать фигуру более приближенной к идеалу.
Таким образом, зная примерное расстояние от статуи до точки зрения, а именно от верха статуи до глаз человека и высоту статуи, можно рассчитать синус угла падения взгляда с помощью таблицы. Культовые здания во всем мире были спроектированы благодаря математике, которая может считаться гением архитектуры. Некоторые известные примеры таких зданий:Детская школа Гауди в Барселоне, Ресторан в Лос-Манантиалесе в Аргентине, мост в Сингапуре. При проектировании этих зданий не обошлось без тригонометрии.
Заключение
В настоящее время тригонометрические вычисления применяются практически во всех областях геометрии, физики и инженерного дела. Большое значение имеет техника триангуляции, позволяющая измерять расстояния до недалёких звёзд в астрономии, между ориентирами в географии, контролировать системы навигации спутников.
Также следует отметить применение тригонометрии в таких областях, как теория музыки, акустика, оптика, анализ финансовых рынков, электроника, теория вероятностей, статистика, медицина (включая ультразвуковое исследование (УЗИ) и компьютерную томографию), фармацевтика, химия, теория чисел, сейсмология, метеорология, океанология, картография, многие разделы физики, топография и геодезия, архитектура, экономика, электронная техника, машиностроение, компьютерная графика, кристаллография.
Вывод:
· Мы выяснили, что тригонометрия была вызвана к жизни необходимостью производить измерения углов, но со временем развилась и в науку о тригонометрических функциях.
· Мы доказали, что тригонометрия тесно связана с физикой, биологией, встречается в природе, архитектуре и медицине.
· Мы думаем, что тригонометрия нашла отражение в нашей жизни, и сферы, в которых она играет важную роль, будут расширяться.
Литература
1. Алимов Ш.А. и др. «Алгебра и начала анализа» Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, М., Просвещение, 2010.
2. Виленкин Н.Я. Функции в природе и техники: Кн. для внеклассного чтения IX-X кл. – 2-е изд., испр.-М: Просвещение, 1985.
3. Глейзер Г.И. История математики в школе: IX-X кл. — М.: Просвещение, 1983.
4. Маслова Т.Н. «Справочник школьника по математике»
5. Рыбников К.А. История математики: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 1994.
Источники:
http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2014/04/05/urok-10-klass-primenenie-trigonometricheskikh-formul-k
http://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=33729
http://obuchonok.ru/node/3027