Программа кружка вязание спицами по фгос. Образовательная программа дополнительного образования детей «художественное вязание. Введение в программу. Техника безопасности

Образовательная программа дополнительного образования детей «Художественное вязание»

Направленность программы: художественно-эстетическая.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы

Ручное вязание одно из самых распространённых видов декоративного искусства. С каждым годом всё больше и больше людей занимаются вязанием на спицах и крючком. Ведь вязание — это не просто изготовление трикотажа, это приятный досуг, уют, тепло и красота. Ручное вязание известно очень давно. Пройдя через века, оно стало одним из самых любимых занятий рукодельниц всего мира. Испокон века людей привлекает желание иметь оригинальную, эксклюзивную одежду, украсить своё жильё, одарить близких и себя тёплыми носками, варежками, шарфами, кофтами, блузами, изготовленными по индивидуальному эскизу с воплощением собственных творческих идей, своего таланта души…

Крючок и спицы способны поистине творить чудеса, превращая старые вещи в новые или обновляя изделие, делать их более модными. Ручному вязанию, как и всякому ремеслу нужно учиться. Необходимо учиться способам владения орудиями труда: веретеном, прялкой, спицами, крючком, овладевать технологиями вязания, плетения и т. д. для того чтобы своими руками создавать желаемую вещь. Это может быть декоративная вещь, предмет обихода, одежда. Ручное вязание — это целая наука народного мастерства. Эту науку можно постичь в учреждениях дополнительного образования.

Творческое объединение «Волшебный клубочек» успешно реализует социальный заказ по художественно-эстетическому направлению посредством изучения основ вязания крючком, на спицах учебного курса «Художественное вязание».

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её реализации обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, которые направлены на разрешение проблем взаимоотношений человека (ребёнка) с культурными ценностями, осознанием их приоритетности.

Отличительные особенности программы

Традиционный школьный курс «Технология» не позволяет обучающимся достаточно в полной мере освоить и изучить основы вязания крючком и на спицах. Данная образовательная программа даёт возможность восполнить пробелы художественно – эстетического образования обучающихся, в особенности в плане приобретения ими практических навыков работы со спицами и крючком, Способствует лучшему восприятию произведений, изделий декоративно – прикладного искусства, повышению общего уровня нравственно – эстетической культуры личности.

Цель и задачи программы

Целью программы является создание условий для расширения знаний и приобретения практических навыков в области художественного вязания. Развитие художественных способностей обучающихся.

Программа ставит следующие задачи:

  • обучить способам вязания крючком и спицами;
  • обучить строить композиции, выбирать рисунок, делать эскизы для будущего панно, поздравительных открыток;
  • научить правильно, обращаться с инструментами в соответствии с правилами техники безопасности.
  • развить познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие;
  • способствовать развитию уверенности в себе и развитию самостоятельности;
  • развить чувство цвета, пропорции;
  • развить моторику рук;
  • сформировать умение общаться со сверстниками;
  • воспитать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;
  • приучать к аккуратности в работе;
  • сформировать умение работать в коллективе;
  • предоставить возможность социализации каждому ребёнку.

Возраст детей

Программа рассчитана на обучающихся от 7 до 16 лет. В творческое объединение принимаются все желающие без специального отбора. Для успешной реализации программы целесообразно объединение обучающихся в учебные группы численностью от 10 до 12 человек. При этом оптимальное число обучающихся составляет:

  • для первого года обучения: 10 – 12 человек;
  • для второго года обучения: 10 – 11 человек;
  • для третьего года обучения: 10 человек.

Формы и режим занятий

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий:

  • беседа;
  • практическая работа с постоянным, индивидуальным консультированием обучающихся;
  • выставка;
  • игра;
  • экскурсия;
  • викторина;
  • конкурс и другие.

Занятия проводятся:

  • первый год обучения — 2 раза в неделю: по 1,5 часа;
  • второй год обучения: — 2 раза в неделю: по 2,15 часа;
  • третий год обучения: — 2 раза в неделю: по 2,15 часа с перерывом 10–15 минут (продолжительность учебного часа — 45 минут).

В течение занятия происходит смена деятельности. При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей /внешкольные учреждения/. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4. 1251 – 03 (от 20.06.2003). //Официальные документы в образовании, 2003, № 20).

К знаниям первого года обучения следует отнести:

  • правила техники безопасности и личной гигиены при работе;
  • историю ручного вязания;
  • условные обозначения;
  • чтение схем;
  • особенности построения схем;
  • законы построения цветовой гаммы;
  • значение фона в работе.
Читать еще:  Ученики: Апостол Фома, называемый Близнец. Почему апостола Фому называют неверующим

К умениям следует отнести:

  • подбор хлопчато-бумажных ниток, пряжи, крючков, спиц;
  • владение крючком, спицами;
  • разбор схем, узоров;
  • вязание образцов.

К навыкам следует отнести:

  • вязание крючком, спицами;
  • составление простейших сем.

К знаниям второго года обучения следует отнести:

  • сведения из истории русского кружева;
  • основы дизайна;
  • основные термины при вязании крючком и на спицах.

К умениям следует отнести:

  • конструирование и моделирование изделий;
  • оценку результата своего действия.

К навыкам следует отнести:

  • вязание различными узорами;
  • моделирование изделия;
  • навыки культурного общения со сверстниками;
  • составление эскизов.

К знаниям третьего года обучения следует отнести:

  • история развития художественного вязания;
  • необходимые правила при составлении узора или орнамента при вязании крючком и спицами.

К умениям следует отнести:

  • подбор ниток по фактуре и цвету;
  • самостоятельное воплощение от задуманного до конечного результата.

К навыкам следует отнести:

  • вязание и составление орнамента;
  • конструирование изделия;
  • вязание длинным крючком.

Дополнительная образовательная программа «Вязание на спицах»
рабочая программа по теме

Дополнительная образовательная программа «Вязание на спицах»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа

«Вязание на спицах»

Стремление к прекрасному было свойственно людям во все времена. Украшая свое жилье, одежду, предметы повседневного обихода, человек воплощал свои мечты и фантазии, поднимаясь над ежедневными однообразными заботами.

Занятие любым видом рукоделия немыслимо без творчества. А развитие творческих способностей и технического творчества учащихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств. С учетом этого на одно из первых мест в образовании выходит задача подготовки школьников к творческому труду, развитию творческих способностей и нравственно-эстетического воспитания детей. Данной задаче формирования личности ребенка может отвечать организация кружка «Вязание на спицах».

Данная программа является модифицированной. В ней учтены знания и умения учащихся, которые они получают на уроках в школе и на которые необходимо опираться в процессе занятий вязанием.

Группы имеют постоянный состав. Их численность 8-12 человек. Возраст учащихся с 8 лет. Набор детей — свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей в области вязания спицами. Группы могут формироваться по возрастному признаку.

Дети могут приниматься на второй год обучения на основании дополнительных вступительных испытаний в форме выявления практических навыков и умений вязания на спицах.

Программа кружка рассчитана на три года обучения. Первый год предполагает 144 ч. (занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа), второй и третий 216 ч. (3 раза по 2 часа).

Программа первого года обучения направлена на овладение учащимися основными приемами и техникой вязания спицами. Второй год обучения — на обучение детей основам многоцветного вязания, вышивки на трикотажном полотне и кругового вязания спицами. Третий год предполагает работу по обучению учащихся особенностям вязания мягких игрушек, сложных моделей и их декорирования.

Цель программы – развитие творческих способностей и нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении технике вязания спицами.

В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

  • Познакомить с историей, развитием техники вязания спицами, современными тенденциями в моде вязаных вещей;
  • Обучить правильному положению рук при вязании, пользоваться инструментами;
  • Научить четко выполнять основные приемы вязания;
  • Научить вязать различные узоры, используя схемы для вязания;
  • Обучить особенностям вязания различных моделей;
  • Обучить основным условным обозначениям;
  • Научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
  • Привить интерес к данному виду творчества;
  • Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
  • Воспитать творческого отношения к труду, эстетического восприятия мира, художественного вкуса;
  • Привить основы культуры труда.
  • Развивать творческие способности;
  • Развивать произвольность психических процессов;
  • Развивать образное мышление;
  • Развивать воображение и фантазию;
  • Развивать моторные навыки.

В процессе реализации программы соблюдаются следующие педагогические принципы : принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения, принцип единства группового и индивидуального обучения, принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых, принцип сознательности и творческой активности обучаемых, принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности, принцип наглядности, принцип коллективности.

Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме.

К обучающимся применяется личностный подход: к тем, кто выполняет работу быстрее и лучше предъявляются повышенные требования, а тем детям, которые не справляются с работой, оказывается помощь.

Работа в кружке должна быть пронизана атмосферой творчества. Важно, чтобы учащиеся сами продумывали узор и фасон изделия. Роль педагога в данном случае – направлять советами и мотивировать детей на создание оригинальных вещей.

Используются следующие методы обучения :

— словесный метод (беседа, лекция, объяснение, консультация, диалог);

Читать еще:  Как правильно читать библию - урок. С чего начинать Читать Библию в Первый раз

— метод показа, или наглядный метод;

— метод расчлененного разучивания элемента вязания.

Практическим заданиям предшествует изучение теоретических вопросов. Они освещаются в краткой, доступной форме с учетом возраста учащихся.

1-ый год обучения

Учащиеся должны знать:

  • Историю техники вязания на спицах;
  • Правила поведения, правила техники безопасности;
  • Инструменты и материалы;
  • Условные обозначения, понятие «раппорт»;
  • Основные приемы набора петель и вязания на спицах.

Учащиеся должны уметь:

  • соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе со спицами, ножницами;
  • правильно пользоваться вязальными спицами, ножницами;
  • подбирать материалы для вязания;
  • выполнять основные элементы вязания;
  • свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами, составлять их самостоятельно, вязать согласно раппорту.

2-ой год обучения

Учащиеся должны знать:

  • Правила поведения, правила техники безопасности;
  • Различные способы набора петель;
  • Особенности вязания цветных полотен;
  • Способы соединения цветных полотен по вертикальной и наклонной линиям;
  • Виды украшений вязаных изделий;
  • Особенности вышивки на трикотаже;
  • Способы переведения рисунка на полотно;
  • Особенности снятия мерок и расчета для вязания шапочки, носок, перчаток и варежек;
  • Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий.

Учащиеся должны уметь:

  • Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе;
  • Изготавливать помпоны, кисти и шнуры;
  • Переводить рисунок на полотно;
  • Вышивать узор на трикотажном полотне с помощью различных швов;
  • Владеть техникой цветного вязания с протяжками и интарсии;
  • Соединять цветные полотна по вертикальной и наклонной линиям;
  • Вязать шапочку, варежки, носки.

3-ий год обучения

Учащиеся должны знать:

  • Правила поведения, правила техники безопасности;
  • Современные тенденции в моде вязаной одежды;
  • Технологию вязания объемных мягких игрушек;
  • Понятия «пропорции фигуры», «осанка», «выкройка-основа», «контрольный образец»;
  • Особенности снятия мерок;
  • Особенности вязания по выкройке и по расчету;
  • Виды швов;
  • Последовательность изготовления деталей вязаного изделия;
  • Влажная обработка трикотажных деталей;
  • Особенности ухода за готовыми изделиями.

Учащиеся должны уметь:

  • Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности;
  • Вязать мягкие игрушки;
  • Снимать мерки;
  • Определять плотность вязания;
  • Вязать по выкройке спинку, полочку, рукава, карманы, воротники различных видов;
  • Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
  • Свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами при вязании вещей;
  • Правильно соединять элементы между собой;
  • Выполнять трикотажные швы различными способами;
  • Выполнять заключительную отделку готовых изделий.

В результате обучения по данной программе у детей могут наблюдаться положительная динамика в развитии психических процессов (память, мышление, внимание и др.). Работа по обучению вязанию на спицах способствует развитию творческих способностей, трудовых навыков, привитию эстетического вкуса.

Контроль за реализацией программы

Важным в осуществлении программы данного кружка является отслеживание результатов. Контроль позволяет определять степень эффективности обучения, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в коллективе.

С целью проверки теоретических знаний можно использовать викторины, игры, кроссворды, карточки, письменные и устные опросы.

О сформированности практических умений и навыков свидетельствует правильное и аккуратное выполнение всех элементов вязания, творческий подход к изготовлению изделий. Учитываются умения владеть различными инструментами, выполнения различных вязок и орнаментов, умения читать рапорт рисунка, пользоваться схемами узоров.

Текущие работы представляются на выставках.

Выставка — форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники использования творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей учащихся. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться творческий приз.

Критерием оценки умений может также считаться участие в различных конкурсах прикладного искусства на уровне МБОУ ДОД Дома детского творчества, района и области.

Дополнительная образовательная программа «Вязание на спицах»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Министерство образования Республики Башкортостан

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Воскресенская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

на заседании ШМО учителей трудового обучения

Руководитель МО__________ /Мокшанцева О.Е./

____________/ Деулина Н.В../

Приказ № 224 от 03сентября 2019г.

Дополнительная образовательная программа

«Вязание на спицах»

2019-2020 учебный год

Юртова Любовь Васильевна

Стремление к прекрасному было свойственно людям во все времена. Украшая свое жилье, одежду, предметы повседневного обихода, человек воплощал свои мечты и фантазии, поднимаясь над ежедневными однообразными заботами.

Занятие любым видом рукоделия немыслимо без творчества. А развитие творческих способностей и технического творчества учащихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств. С учетом этого на одно из первых мест в образовании выходит задача подготовки школьников к творческому труду, развитию творческих способностей и нравственно-эстетического воспитания детей. Данной задаче формирования личности ребенка может отвечать организация кружка «Вязание на спицах».

Данная программа является модифицированной. В ней учтены знания и умения учащихся, которые они получают на уроках в школе и на которые необходимо опираться в процессе занятий вязанием.

Читать еще:  Зачем причастие в церкви. Для чего нужно и что это такое причастие в церкви: правила таинства

Группы имеют постоянный состав. Возраст учащихся с 8 лет. Набор детей — свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей в области вязания спицами. Группы сформированы по возрастному признаку.

Дети приняты на второй год обучения на основании дополнительных вступительных испытаний в форме выявления практических навыков и умений вязания на спицах.

Программа первого года обучения направлена на овладение учащимися основными приемами и техникой вязания спицами. Второй год обучения — на обучение детей основам многоцветного вязания, и кругового вязания спицами..

Цель программы – развитие творческих способностей и нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении технике вязания спицами.

В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

Познакомить с историей, развитием техники вязания спицами, современными тенденциями в моде вязаных вещей;

Обучить правильному положению рук при вязании, пользоваться инструментами;

Научить четко выполнять основные приемы вязания;

Научить вязать различные узоры, используя схемы для вязания;

Обучить особенностям вязания различных моделей;

Обучить основным условным обозначениям;

Научить выполнять сборку и оформление готового изделия.

Привить интерес к данному виду творчества;

Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;

Воспитать творческого отношения к труду, эстетического восприятия мира, художественного вкуса;

Привить основы культуры труда.

Развивать творческие способности;

Развивать произвольность психических процессов;

Развивать образное мышление;

Развивать воображение и фантазию;

Развивать моторные навыки.

В процессе реализации программы соблюдаются следующие педагогические принципы : принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения, принцип единства группового и индивидуального обучения, принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых, принцип сознательности и творческой активности обучаемых, принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности, принцип наглядности, принцип коллективности.

Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме.

К обучающимся применяется личностный подход: к тем, кто выполняет работу быстрее и лучше предъявляются повышенные требования, а тем детям, которые не справляются с работой, оказывается помощь.

Работа в кружке должна быть пронизана атмосферой творчества. Важно, чтобы учащиеся сами продумывали узор и фасон изделия. Роль педагога в данном случае – направлять советами и мотивировать детей на создание оригинальных вещей.

Используются следующие методы обучения :

— словесный метод (беседа, лекция, объяснение, консультация, диалог);

— метод показа, или наглядный метод;

— метод расчлененного разучивания элемента вязания.

Практическим заданиям предшествует изучение теоретических вопросов. Они освещаются в краткой, доступной форме с учетом возраста учащихся.

Учащиеся должны знать:

Историю техники вязания на спицах;

Правила поведения, правила техники безопасности;

Инструменты и материалы;

Условные обозначения, понятие «раппорт»;

Основные приемы набора петель и вязания на спицах.

Особенности вязания цветных полотен;

Способы соединения цветных полотен по вертикальной и наклонной линиям;

Виды украшений вязаных изделий;

Особенности снятия мерок и расчета для вязания шапочки, носок, перчаток и варежек;

Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий.

Учащиеся должны уметь:

соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе со спицами, ножницами;

правильно пользоваться вязальными спицами, ножницами;

подбирать материалы для вязания;

выполнять основные элементы вязания;

свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами, составлять их самостоятельно, вязать согласно раппорту.

Владеть техникой цветного вязания с протяжками и интарсии;

Соединять цветные полотна по вертикальной и наклонной линиям;

Вязать шапочку, следки, носки.

Владеть техникой цветного вязания с протяжками и интарсии;

Соединять цветные полотна по вертикальной и наклонной линиям;

Контроль за реализацией программы

Важным в осуществлении программы данного кружка является отслеживание результатов. Контроль позволяет определять степень эффективности обучения, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в коллективе.

С целью проверки теоретических знаний можно использовать викторины, игры, кроссворды, карточки, письменные и устные опросы.

О сформированности практических умений и навыков свидетельствует правильное и аккуратное выполнение всех элементов вязания, творческий подход к изготовлению изделий. Учитываются умения владеть различными инструментами, выполнения различных вязок и орнаментов, умения читать рапорт рисунка, пользоваться схемами узоров.

Текущие работы представляются на выставках.

Выставка — форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники использования творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей учащихся. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться творческий приз.

Тематический план для 1 и 2 групп

Учебно-тематический план для групп

— Знакомство с планом работы кружка. Техника безопасности.

История техники вязания на спицах

— Виды пряжи. Виды спиц. Беседа «Как выбрать хорошую пряжу»

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/521694/
http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/05/30/dopolnitelnaya-obrazovatelnaya-programma
http://infourok.ru/dopolnitelnaya-obrazovatelnaya-programma-vyazanie-na-spicah-3915801.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector