Особенности психолого-педагогической готовности детей к обучению в школе. Теоретические основы готовности к педагогической деятельности

Теоретические основы формирования готовности детей к обучению в школе

Состояние проблемы формирования готовности детей к обучению в школе в психолого-педагогической литературе

Целью настоящего параграфа является исследование степени решения проблемы формирования готовности детей к обучению в школе в дошкольных образовательных организациях и оценка существующих теоретических оснований ее решения.

Определим исходное ключевое понятие «готовность». Известно, что проблемой готовности занимается широкий спектр гуманитарных наук, и для каждой из них понятие «готовность» может, как и включать нечто общее, так и напротив, иметь различия.

Проведем обзор вариантов трактовки содержания понятия «готовность» в психологической и педагогической теории (табл. 1).

Таблица 1. Трактовка содержания понятия «готовность» в психологической и педагогической теории

«Готовность» используется преимущественно для обозначения осознанных готовностей личности к оценкам ситуации и поведению, обусловленных ее предшествующим опытом. «Диспозиция (предиспозипия) — готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку или их последовательности» «Как психологическая установка» (Д.Н. Узнадзе) [55]

«Как проявление определенного уровня способностей и свидетельства самого их наличия» (Б.Г. Ананьев, C.Л. Рубинштейн) [3, 49]

«Как личностное новообразование» (Ю.З. Гильбух)

В психологическом словаре понятие «готовность к действию» определяется как «состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий»

В научно-педагогических исследованиях готовность рассматривают «как многокомпонентную систему» (А.Г. Мороз, В.А. Сластенин)

«Как комплекс свойств и качеств личности» (В.А. Крутецкий)

«Как совокупность качеств конкретной личности, обеспечивающую ей успешность в реализации профессионально-значимых функций» (В.А. Сластенин)

Мы придерживаемся трактовки В.А. Сластенина, согласно которой готовность — это совокупность качеств конкретной личности, обеспечивающую ей успешность в реализации профессионально-значимых функций.

Подготовка детей к школе — сложная, многокомпонентная задача, охватывающая все сферы жизни будущего ученика, а потому требует комплекса исследований, так как низкий уровень сформированности одного из компонентов готовности к школе влечет за собой отставание в развитии других, а в будущем — сложную адаптацию к школе и возможные психологические проблемы у ребенка.

В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы готовности детей к школе основана на трудах Л.С. Выготского, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Л.А. Венгера и др. [14, 38, 59, 7, 10]

Обсуждая проблему готовности ребенка к школе, Д.Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. В конце дошкольного возраста должна сложиться особая форма общения ребёнка с взрослым, которую Лисина М.И. назвала «внеситуативно-личностное общение». При этом взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания.

Важное значение имело введение Л.И. Божович понятия «внутренняя позиция школьника», которое призвано интегрировать все изменения личности ребенка, обеспечивающие переход к младшему школьному возрасту.

Понятия о школьной готовности представлены в трудах Л.А. Венгера, Т.Д. Марцинковской, Н.И. Гуткиной, Г.А. Урунтаевой, Г.Г. Кравцова и Е.Е. Кравцовой и др. [10, 16, 57, 28]

В работах Е.Е. Кравцовой при характеристике психологической готовности детей к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребенка. Выделяются такие сферы, как: отношение к сверстнику и к самому себе, уровень развития, которых определяет степень готовности к школе [29]. Во всех исследованиях признаётся факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

В существующем многообразии психолого-педагогических теорий можно выделить общее для большинства всех исследований — это три критерия школьной готовности: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. На наш взгляд, необходимо выделить и мотивационный критерий. Огромное значение на современном этапе отводится мотивационной составляющей проблемы школьной готовности. Существенный вклад в изучении этой проблемы внесла Л.И. Божович, которой были выделены две группы учебной мотивации:

— широкие социальные мотивы учения;

— мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью [7].

В трудах О.О. Гониной подтверждается связь между содержанием общения ребенка с близкими родственниками и основными компонентами структуры мотивационной готовности к школе. У детей дошкольного возраста с разным типом отношения к школе доминируют различные виды мотивов в структуре мотивационной готовности к школьному обучению [15].

Формирование положительного отношения к школе и мотивов учения — одна из важных задач в подготовке детей к школе. При этом, по мнению М.В. Лаврентьевой, усилия должны быть направлены на решение трех основных задач:

— формирование у детей действительных представлений о школе и учебе;

— формирование благоприятного отношения к школе;

— формирование положительного опыта учебной деятельности [36].

Для решения этих задач можно использовать различные методы работы: рисование школы и игра в нее, экскурсии в школу, рассказы о школе, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы об этом, чтение рассказов и разучивание стихов о школе и учении.

Кроме того, Г.Г. Кравцов и Е.Е. Кравцова в своих исследованиях рассматривают три группы проблем неготовности детей к школе и варианты их возможной коррекции с помощью игры [28]:

— с помощью сюжетно-ролевой игры происходит коррекция произвольности в общении со взрослым, важная для понимания учебной задачи и для правильного осознания позиции учителя, его профессиональной роли;

— с помощью игры по правилам корректируется недостаточно развитое общение и взаимодействия с другими людьми. Такие игры помогают детям, которые могут справиться с прямыми и не справляются с косвенными задачами, т.к. привязаны к своей позиции и не могут посмотреть на ситуацию «другими глазами»;

— с помощью режиссерской игры возможно скорректировать специфическое отношение к себе (неадекватно завышенную или заниженную самооценку).

Читать еще:  Расчет длины стороны прямоугольного треугольника. Находим сторону треугольника, если две другие известны тремя способами, формулы

В своем исследовании мы опирались на понятие готовности к школе, данное В. Загвоздкиным: «готовность к школе — это совокупность определенных свойств и способов поведения (компетентностей) ребенка, которые необходимы ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения. Готовность к школе следует рассматривать как разветвленную сеть связанного целого: она всегда зависит от условий конкретной школы, от качеств ребенка и от профессиональной квалификации работающих в школе учителей» [22].

Часто под готовностью к обучению в школе подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка, что само по себе тоже важно, однако понятие готовности к школе значительно шире и многообразнее. Совокупность показателей готовности детей к обучению в школе, на наш взгляд, можно условно представить в виде трех основных взаимосвязанных компонентов: умственное развитие, физическая и личностная (в том числе — психологическая) готовность.

Начальная школа ставит перед ребенком очень сложную задачу — овладение письменной речью, возникающей на базе устной речи и представляющей собой более высокий этап речевого развития. Успешное овладение чтением и письмом невозможно без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, овладения звуковым анализом, развития наглядно-образного мышления, начал логического мышления, а также определенного уровня общего (деятельностного, личностного) развития ребенка. На современном этапе задачи умственного воспитания заключаются в формировании всесторонне развитой личности ребенка, его умственной активности и самостоятельности, творческого отношения к выполнению всех видов детской деятельности, в формировании разнообразных способностей дошкольника. Особо подчеркнем значимость вопроса о методике обучения, который связан с тем, что в ряде случаев при обучении дошкольников наблюдается неравномерное использование методов обучения, приближающихся к школьным. Недоучет возрастной специфики детей дошкольного возраста может привести к значительному снижению эффективности процесса обучения, его мотивации, к неполному использованию всех возможностей дошкольников.

Группой исследователей (Н.Н. Подьяков, С.Н. Николаева, Л.А. Парамонова, Ф.А. Сохин и др.) была разработана новая форма обучения детей творческому процессу познания различных предметов и явлений. Такое обучение осуществлялось путём организации особого вида детской деятельности — экспериментирования. В ходе развития поисковой деятельности преодолевается боязнь ошибочности действий, что является важным моментом в развитии детского мышления. Часто приходится наблюдать проявление скованности детского мышления, стремление мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослого. Ребёнок-дошкольник развивается в едином процессе мыслительной и речевой деятельности. К началу школьной деятельности ребёнок должен научиться осознанно владеть средствами родного языка [56]. Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития дошкольников (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, В.В. Виноградов, Ф.А. Сохин, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина). Комплексный подход к вопросам развития речи и речевого общения в детском саду предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом общении каждого ребёнка, при этом первостепенно важным является полноценное овладение родным языком в максимально сенситивный для этого период. Эти умения значительно облегчают прохождение школьного адаптационного периода первоклассниками. Отсюда существенной задачей педагогического процесса в ДОО становится не только формирование культуры речи, но и культуры общения [13].

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в школе предусматривает полноценное физическое воспитание. Вклад в развитие теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста внесли научные исследования и методические работы А.И. Быковой, М.М. Конторович, Е.Г. Леви-Гориневской, Н.А. Метловой, Л.И. Михайловой, Д.В. Хухлаевой, М.Ю. Кистяковской, Н.Т. Тереховой, Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой, Е.Н. Вавиловой, А.Л. Удалой и др. Современная наука располагает объективными данными, свидетельствующими о роли двигательной активности в физическом и общем развитии человека, укреплении его здоровья. Исследования С.Я. Лайзане, Л.В. Кармановой, Э.И. Адашкявичене показали, что у дошкольников, систематически занимающихся физическими упражнениями, улучшается двигательная подготовленность. Психологическими исследованиями доказано, что через формирование произвольных движений происходит развитие воли ребенка, мотивов его поведения (А.В. Запорожец, В.К. Котырло). К сожалению, приходится констатировать, что современные условия жизни детей зачастую связаны с неоправданным уменьшением их двигательной активности. Поэтому жизненно необходимо правильная организация двигательного режима в дошкольных учреждениях, учитывающих положительное влияние повышенных двигательных нагрузок на состояние здоровья и физическое развитие дошкольников. Один из главных моментов при переходе на качественно новую ступень — психологическая готовность к учебной деятельности.

Таким образом, в исследовании мы опираемся на положение, которое подчеркивается в работах Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина и других представителей школы Л.С. Выготского, что обучение ведёт за собой развитие, при этом между обучением и развитием нет однозначного соответствия. Вслед за В.А. Сластениным определяем, что готовность — это совокупность качеств конкретной личности, обеспечивающую ей успешность в реализации профессионально-значимых функций.

Статья по педагогики «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Белялова Найле Исметовна

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Постановка проблематики: Подготовка детей к школе является одной из главных проблем современности. Этот вопрос вызывал интерес со стороны различных исследователей, разных стран. Готовности к школьному обучению ребенка содействует ряд причин: индивидуально-физиологические качества ребенка, отношение к учебе, соответствующая самооценка, верно организованный учебно-воспитательный процесс, малая разработанность проблемы готовности ребенка к школе в теоретическом и практическом плане делает актуальным исследование данной проблемы.

Анализ литературы : данной проблемой занимались такие ученные-педагоги как: Л.И.Божович, Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, В.С.Мухина, Л.М. Фридман, М.М.Безруких , Е.Е.Кравцова и многие другие.

Цель статьи: раскрыть теоритические основы психолого-педагогической готовности ребенка к школе.

Изложение основного материала: Проблематика готовности ребенка к школьному обучению в психологии и педагогике исследовалась в различных аспектах. В научной литературе выделяют различные виды готовности, это: личностная, интеллектуальная, волевая, эмоциональная, физическая и готовность в социальном плане. На данный момент в словаре не существует определенного, четкого понятия «готовности». В словаре психологии под термин «готовность к школьному обучению» понимается объединение морфо-физиологических качеств ребенка старшего дошкольного возраста, которая обеспечивает удачный переход к систематическому, хорошо организованному школьному обучению.

Читать еще:  Гранды на развитие малого бизнеса. Государственные гранты - еще один способ получить деньги для бизнеса

Д.Б. Эльконин утверждает, что готовность ребенка школьному обучению предполагает «вращение» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым. . [2, с. 73].

В.С. Мухина говорит, что готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учится возникающее в результате социального созревания ребенка, проявление у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности. [1, с.113-114].

Более обширное понятие «готовность к школе» дано в определении Л.А. Венгера, под которым он понимал конкретный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя и уровень их развития может быть различный. Элементами данного набора, прежде всего, является мотивация, личностная готовность в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность. [2,с.103-105].

Поступивши в школу, ребенок по новому относится к окружающей среде и это новое отношение Л.И. Божович назвал «внутренней позицией школьника», он считал данное новообразование меркой готовности к обучению в школе.

Готовность ребенка к сегодняшнему школьному образованию выступает как совместный результат системы воспитания, целенаправленный на здоровое личностное развитие дошкольника. Проявлением готовности ребенка к школе выражается рядом новообразование развития, которые начинают замечаться уже в конце дошкольного возраста и проявляются в новых возможностях деятельности, поведении, в отношения ребенка к окружающему миру. Как раз в готовности ребенка к школе приобретают своё олицетворение существенные новообразования и достижения развития, создающие хорошее начало для учебной деятельности ребенка. Одним из переломных моментов для ребенка является именно поступление в школу. Л.И. Божович отмечал что, скачок от дошкольного возраста к школьному, определяется значительным изменением ребенка в системе приемлемых ему отношений и образа жизни в общем. Так же следует отметить, что именно положение школьника обрезывает особенную моральную направленность ребенка. Учение для ребенка уже не только деятельность по усвоению знаний и способ подготовки себя для будущего ног и оно осознается ребенком как его личная трудовая обязанность, как его содействие в повседневной жизни окружающих его людей.

Данные условия приводят к тому, что именно школа для ребенка становится центром жизни, насыщенной их личными возможностями, интересами, взаимоотношениями, эмоциями. Мы можем отметить, что внутренняя жизнь детей ставших школьниками приобретает вовсе другой характер и сильно различается с внутренней жизнью детей дошкольного возраста. Ведь, прежде всего это связанно с его учение и учебной деятельностью.

Выдающийся психолог В.С. Мухина подчеркивает три главных направления, по которым по ее мнению должна вестись подготовка ребенка к обучению. В первую очередь это общее развитие. До того момента как дошкольник станет школьником, его общее развитие должно дойти до определенного уровня. Прежде всего, это касается памяти, внимание и, конечно же, самое главное интеллекта.

Во-вторых, это воспитание у ребенка произвольно управлять собой. В дошкольном возрасте у ребенка ясное воспитание, несложно переключаемое внимание и прелестная память, но ребенок еще не умеет произвольно управлять ими. Сосредоточится длительное время на том, что ему непосредственно интересно он еще не может, для него это еще сложно. Хотя данное умение нужно вырабатывать к моменту поступления в первый класс. Так же как и умение делать не только то, что тебе интересно и нравится, но и то, что нужно делать, даже если это совсем не хочется делать.

В-третьих, развития мотивации для побуждения к учебе. Тут имеется в виду не естественный интерес, который проявляют дети в дошкольном возрасте к школе, речь идет о более серьезной и глубокой мотивации, которая будет стимулирующий причиной их желания к приобретению знаний.

Все три направления важны в подготовки ребенка к обучению, и не одно направление нельзя оставить без внимания, для того чтобы учеба ребенка была успешной с первых дней.

Можно так же подчеркнуть отдельные направления готовности: интеллектуальную, физическую, личностную, эмоционально-волевую и социально-психологическую.

Под интеллектуальной готовностью подразумевается наличие определенного запаса знаний. Ребенок должен понимать общие связи, принципы, закономерности, а также у него должно быть развито наглядно-образное, наглядно-схематическое мышление, творческое воображение, а также знать основные представления социальных явлениях и природе. Под интеллектуальной готовностью подразумевается так же развитие у ребенка первичных умений в его учебной деятельности. Подводя итог можно сделать вывод, что развитие интеллектуальной готовности к обучению ребенка в школе предполагает:

Хороший уровень развития познавательных интересов .

Представления, показывающие основные закономерности явлений, которые относятся к различным сферам деятельности.

Резерв знаний об окружающем мире, тут главное не объем этих знаний у ребенка, а их качество.

Возникновение произвольности психических процессов.

Некоторый уровень развития психических процессов познавательной деятельности.

Под физической готовностью предполагается достаточный рост, вес, объем груди, пропорции и другие показатели, которые соответствуют нормам физического развития детей данного возраста. Так же учитывается работа нервной системы ребенка, это степень ее уравновешенности и возбудимости, подвижности. Состояние зрения, слуха, мелкой моторики рук.

Личностная готовность включает в себя развитие у детей готовности к принятию новой социальной роли- роли школьника, который имеет определенные права и обязанности. Личностная готовность проявляется у ребенка через отношение к школе, учебе, учителям и к самому себе в целом. Школьнику требуется произвольно управлять своим поведение, своей познавательной деятельностью. Можно сказать, что ребенок должен иметь хорошо развитую учебную мотивацию. До периода школьной жизни у ребенка должно быть выработана хорошая эмоциональная устойчивость.

Эмоционально — волевая готовность содержит в себе: формирование определенных элементов волевого действия, принятие решения, оценивание результатов личного действия; произвольность поведения, которая появляется в результате ролевой игры, и позволяет ребенку достичь более высокого уровня развития; положительный эмоциональный настрой к школе, учению, учителям и самому к себе.

Социально-психологическая готовность означает присутствие у будущего школьника таких качеств, которые помогут ему выстроить хорошие отношения с одноклассниками, учится работать в коллективе. Умение находить общий язык с одноклассниками, поможет ребенку включиться, в учебный урок.

Выдающийся психолог Р.О.Овчарова выделяет следующие направления подготовленности ребенка к шкале, это: желание ребенка учится, способность ориентироваться в тетради и пространстве, достаточное физическое развитие, способность управления своим поведением, отношение к труду и сверстникам, овладение способами умственной деятельности.

Читать еще:  Полный морфологический разбор слова онлайн. Что такое морфологический разбор слова на конкретных примерах

Готовность по первому направлению включает наличие мотивации к учению, как к важному делу. Второе направление связанно с ориентировкой во времени и пространстве. Третье направление предполагает хорошо развитую мускулатуру, связанность глаза и руки. Четвертое направление содержит в себе произвольное управление внутренними психическими процессами и внешнего двигательного поведения. Пятое направление направлено на формирование у детей трудится не только для себя, но и других, умение работать в большом коллективе и считаться с желаниями других сверстников. В шестом направлении фигурирует овладение приемами умственной деятельности и определённый уровень познавательных процессов ребенка.

Для будущего школьника происходит преобразование ценностных ориентиров. Теперь для ребенка главной задачей является учеба, которую он не может отложить или забыть о ней. Для того чтобы подготовка ребенка к школе была более безболезненной и быстрой, его заранее нужно говорить о том что он столкнется с многими трудностями как ученик и то что он сможет их преодолеть.

Успешный переход на следующий этап жизни, новую ступень психического развития, подразумевает не возврат назад, а выстраивание новых отношений взрослых и ребенка. Поэтому обучение ребенка должно быть развивающим и организовываться с учетом возрастных особенностей развития детей, на развитии и использовании и характерных данному возрасту видов деятельности с основой познавательные возможности детей.

Глава 1. Теоретические основы готовности ребенка к школьному обучению в психолого-педагогических исследованиях

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Теоретические основы готовности ребенка к школьному обучению в психолого-педагогических исследованиях. 6

1.1. Понятие и компоненты готовности к школьному обучению.. 6

1.2. Психолого-педагогические особенности детей, поступающих в школу……………………………………………………………………. 13

1.3. Методы педагогической диагностики интеллектуальной готовности к школьному обучению.. 27

Глава 2. Эмпирическое исследование готовности детей к школьному обучению 34

2.1. Организация и методология исследования. 34

2.2. Эмпирическое исследование готовности детей к школе (интеллектуальный аспект) 35

2.3. Результаты исследования. 41

Список использованной литературы.. 57

Введение

Актуальность исследования. Проблема готовности к школе для психологии не нова. Злободневностьпроблемысодержится в том, чтодошкольное образовательное учреждение выполняет функцию подготовки ребенка к общеобразовательной школе, но не осуществляет диагностику готовности. От того, как подготовлен малыш к школе, во многом зависит успешность его дальнейшей жизни и образования.

У истоков исследований по данному вопросу стоит такой специалист, как Л.И. Божович, онаеще в 60-е годы доказала, что подготовленность к обучению в школе формируется из определенногозначениястановления и развития мыслительной деятельности ребенка, его познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции собственного познавательного интереса и деятельности, и социального развития ребенка.

Подобные точки зрения развивал и А.В. Запорожец, отмечая, что подготовленность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий» [15, 250]и т.д. В современной психологии дифференциация компонентов школьной готовности ребенка производится по различнымаспектам и на основании разных причин. Некоторые ученые (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько и др.) идут по пути дифференциации общего психического развития ребенка на эмоциональную, интеллектуальную и другие сферы, и, следовательно, выделяя интеллектуальную, эмоциональную готовность.

Современная школа, ориентированная на развитие разностороннее развитие личности с учетом индивидуализации учебного процесса, нуждается в грамотной диагностике психологической готовности ребенка к школьному обучению. Результаты различных многолетних исследований школьной готовности показали, что фактор интеллектуального развития является хоть и недостаточным, но бесспорно необходимым условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Именно запрос на исследование интеллектуальной готовности и обусловил необходимость применения различных методик для диагностирования этого аспекта школьной зрелости.

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста

Предмет исследования:готовность к школе детей старшего дошкольного возраста

Цель исследования. Изучение подготовленности детей к школе

В рамках исследования мы решим следующие задачи:

· Определить понятие готовности к школе и выявить структуру психологической готовности к школьному обучению

· Очертить психолого-педагогические особенности детей, поступающих в школу

· Рассмотреть методы педагогической диагностики готовности к школьному обучению

· Провести эмпирическое исследование готовности детей к школьному обучению с интеллектуальной и личностной точки зрения и проанализировать результаты

База исследования: в нашем исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста. В группе старших дошкольников мы проанализировали 60 детей (28 мальчиков и 32 девочки) подготовительной группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №25 комбинированного вида» г. Каменска-Уральского.

Методики исследования.

1. На первом этапе исследования мы использовали и описали методику исследования «подбери картинку»

2. На втором этапе исследования мы применили методику «Наблюдение за игровой деятельностью детей» В.М. Астапова, которая показывает личностную готовность ребенка к работе с коллективом сверстников

3. На третьем этапе исследования мы выявили полученные результаты и проанализировали полученные данные и сделали вывод об особенностях использования символического опосредования среди старших дошкольников как выявление интеллектуальной готовности к школе.

Гипотеза исследования: на этапе старшего дошкольного возраста дети обладают необходимыми знаниями, умениями и навыками с психологической, интеллектуальной и социологической точек зрения для поступления в школу.

Структура исследования: Исследование состоит из двух глав.

В первой главе мы рассматривает общее определение понятия готовности к школе, ее структурные элементы, также анализируем психолого-педагогические характеристики старшего школьного возраста и рассматриваем основные методики анализа готовности детей к поступлению в школу.

Во второй главе мы проводим эмпирическое исследование готовности детей старшего дошкольного возраста к школе с интеллектуальной и личностной точек зрения.

Актуальность работы, объект, предмет, цели, задачи и структура приведены во введении. Основные выводы, сделанные в ходе работы, приведены в заключении. Основной объем работы составил 60 страниц. В работе использовано 30 литературных источников.

Глава 1. Теоретические основы готовности ребенка к школьному обучению в психолого-педагогических исследованиях

Источники:

http://studbooks.net/2584536/pedagogika/teoreticheskie_osnovy_formirovaniya_gotovnosti_detey_obucheniyu_shkole
http://infourok.ru/statya-po-pedagogiki-teoreticheskie-osnovi-psihologopedagogicheskoy-gotovnosti-rebenka-k-shkole-1575193.html
http://sdamzavas.net/4-24770.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector