Пропорциональная система выборов в государственную думу. Мажоритарная избирательная система

МАЖОРИТАРНАЯ И ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМЫ.

Главным регулятором выборов является избирательная система, т.е. совокупность правовых норм, которые определяют организацию и проведение выборов, способы подведения итогов голосования и распределения депутатских мандатов. Наиболее распространенными типами избирательных систем являются мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная). При мажоритарной системе избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей округа или всей страны. В зависимости от того, какое большинство требуется, мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50%

плюс один голос), и системы относительного большинства (США, Великобритания, Канада, Франция, Япония и др.), где для победы достаточно просто опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов. В нем участвуют лишь два кандидата, получившие наибольшее количество голосов.

Мажоритарная система имеет свои достоинства и недостатки. К числу первых относятся:

— формирование победившей на выборах партией, имеющей большинство в парламенте, стабильного правительства;

— наличие прочных связей между избирателями и депутатами, которые складываются во время избирательной кампании. Поскольку депутаты непосредственно избираются гражданами определенного округа и обычно рассчитывают на свое переизбрание, то они больше ориентируются на свой электорат, его проблемы и интересы.

Существенными недостатками мажоритарной избирательной системы являются:

— она не дает в парламенте адекватного представления о расстановке политических сил в стране, так как не все политические партии в нем оказываются представленными. Тем самым не обеспечивается реализация принципа всеобщности избирательного права;

— она искажает реальную картину предпочтений и воли избирателей, так как возможна ситуация, когда партия, получившая на выборах меньшее количество голосов, чем ее соперники, имеет в парламенте большинство депутатских мест;

— ограничивая доступ в депутатский корпус представителей меньшинств, в том числе небольших партий, мажоритарная система может ослаблять легитимность власти, вызывать у власти недоверие к политическому строю.

Наиболее распространенной является пропорциональная избирательная система. Например, она применяется в 10 из 12 стран ЕС (за исключением Англии и Франции), используется в большинстве стран Латинской Америки. Ее суть состоит в распределении мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными коалициями на выборах. Проводимые по этой системе выборы являются строго партийными. Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за партийный список, а значит, за программу конкретной партии. Распределение мандатов предполагает определение избирательной квоты, т.е. числа голосов, необходимых для избрания одного депутата. Она устанавливается следующим образом: общее число поданных по данному округу (стране) голосов делится на число депутатских мест в парламенте. Места между партиями распределяются делением полученных ими голосов на квоту.

К достоинствам пропорциональной избирательной системы относятся:

— обеспечение более адекватного реальности представительства политических сил на парламентском уровне. В результате создается возможность принятия законодательных и административных решений, в большей степени учитывающих интересы отдельных социальных и политических групп;

— — стимулирование развития политического плюрализма, многопартийности.

— Применение пропорциональной избирательной системы имеет и недостатки:

— ослабевает связь между избирателями и парламентариями, поскольку голосование идет не за конкретных лиц, а за политические партии;

— списки кандидатов в депутаты составляются чаще всего партийным аппаратом, что позволяет оказывать давление на кандидатов;

— пропорциональная система приводит к представительству в парламенте различных политических сил, что создает сложности при формировании правительства. Отсутствие доминирующей партии делает неизбежным многопартийные коалиции, основанные на компромиссе между партиями с различными целевыми установками. Поскольку он непрочен, коалиции часто распадаются при изменении ситуации. В результате возникает перманентная правительственная нестабильность.

Для преодоления недостатков пропорциональной системы существуют различные способы. Один из них — «заградительные барьеры» или процентные оговорки, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от двух (Дания) до пяти (Германия) процентов всех поданных голосов. Партии, не набравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата. Для ослабления влияния партийного аппарата на составление партийных списков существует практика персональных преференций (от лат. — предпочтений), когда избиратель, отдавая голос за партийный список, отмечает конкретное лицо, которое предпочитает. Это учитывается при окончательном распределении мандатов. Используется и панаширование, когда избирателю разрешено голосовать за кандидатов из различных партийных списков.

Читать еще:  Уравнение плоскости: как составить? Виды уравнений плоскости. Уравнение плоскости

Для максимального учета достоинств и смягчения недостатков обеих избирательных систем применяются смешанные системы. Они сочетают элементы мажоритарной и пропорциональной систем. Так, в Германии одна половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина — по пропорциональной системе.

Сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательных систем в РФ;

Термин «избирательное право» употребляется в двух смыслах. Во-первых, избирательное право в объективном смысле — это система правовых норм, регулирующих порядок подготовки и проведения выборов. Во-вторых, избирательное право в субъективном смысле — это право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Под избирательной системой в широком смысле понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством выборов.

Существуют следующие виды избирательных систем.

Мажоритарная избирательная система (от французского слова «majorite» — «большинство»). Согласно правилам мажоритарной избирательной системы избранными считаются кандидаты (списки кандидатов), получившие большинство голосов избирателей. Достоинство мажоритарной избирательной системы состоит, во-первых, в простоте ее использования при определении результатов выборов; во-вторых, в возможности ее применения при выборах как коллегиальных, так и единоличных органов (парламента, президента, губернатора, мэра и т. д.). Существует три модификации мажоритарной избирательной системы: мажоритарная система относительного, абсолютного и квалифицированного большинства. Мажоритарная система относительного большинства — это система, при которой избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший наибольшее количество голосов избирателей по сравнению с другими. В РФ по мажоритарной избирательной системе относительного большинства проводятся выборы половины депутатов ГД, избирается большинство законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, представительных органов местного самоуправления.

В соответствии с мажоритарной системой абсолютного большинства для избрания кандидата (списка кандидатов) требуется набрать абсолютное большинство голосов избирателей (50% +1 голос).

Согласно правилам мажоритарной системы квалифицированного большинства избранным считается кандидат, получивший заранее установленное число голосов (например, 2/3, 3/4 и т. д.). Квалифицированное большинство всегда больше абсолютного. Мажоритарная система квалифицированного большинства применяется крайне редко, так как еще менее результативна, чем система абсолютного большинства.

Пропорциональная избирательная система используется при проведении выборов в представительные органы власти и предполагает участие в избирательном процессе политических партий, формирующих списки своих кандидатов. В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип распределения депутатских мандатов пропорционально полученному каждым списком кандидатов числу голосов избирателей. Достоинство пропорциональной избирательной системы заключается в том, что она позволяет свести к минимуму «потерю» голосов избирателей и обеспечить представительство в парламенте даже относительно мелким политическим партиям. Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах, причем чем крупнее округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута. В РФ при определении результатов выборов, действует законодательно установленный «заградительный барьер», в соответствии с которым обязательным условием участия партии в распределении депутатских мандатов является получение ею определенного минимума голосов избирателей. Применение заградительного барьера вызвано необходимостью ограничить проникновение в парламент малочисленных, неустойчивых политических партий, способных дестабилизировать деятельность этого представительного органа.

Смешанная избирательная система предполагает одновременное использование при формировании представительных органов государственной власти элементов пропорциональной и мажоритарной избирательных систем. Смешанная избирательная система имеет своей целью соединить достоинства различных избирательных систем и по возможности компенсировать их недостатки.

Согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 г. «О выборах депутатов ГД Федерального Собрания РФ» половина (225) депутатов ГД избирается на основе мажоритарной системы относительного большинства по одномандатным избирательным округам, другая половина (225) депутатов избирается на основе системы пропорционального представительства по федеральному избирательному округу, который включает в себя всю территорию РФ.

Читать еще:  Оптические и световые коэффициенты. Коэффициент пропускания атмосферы т рассчитывают по формуле

Распределение депутатских мандатов при проведении выборов в ГД РФ одновременно с помощью пропорциональной и мажоритарной избирательных систем имеет ряд преимуществ.

Пропорциональная избирательная система, во-первых, стимулирует развитие политических партий, которые представляют собой в странах с устоявшимися демократическими традициями один из базовых институтов гражданского общества, призванных посредством участия в выборах выражать потребности и интересы различных социальных слоев в государственных органах; во-вторых, обеспечивает наличие в парламенте партийных фракций, выражающих интересы определенной части избирателей, проголосовавших за предвыборную платформу данных партий.

Мажоритарная избирательная система, в отличие от пропорциональной, предоставляет возможность принять участие в избирательном процессе не только политическим партиям, но и независимым кандидатам, выдвигаемым непосредственно избирателями и путем самовыдвижения.

Субъекты РФ при выборах органов государственной власти применяют различные виды избирательных систем. Конституция РФ, закрепив за субъектами право самостоятельно определять порядок формирования органов государственной власти (ст. 77), предоставила им возможность выбора избирательной системы по своему усмотрению. В подавляющем большинстве субъектов РФ выборы в представительные (законодательные) органы государственной власти проводятся на основе мажоритарной избирательной системы. Всего лишь 5 (Красноярский край, Калининградская, Омская области, Корякский, Усть-Ордынский Бурятский автономные округа) из 89 субъектов используют смешанную избирательную систему. Система пропорционального представительства в «чистом» виде применяется в единственном субъекте — Свердловской области для избрания одной из палат парламента.

65. Всеобщее избирательное право: понятие, гарантии

Основополагающими принципами избирательного права и процесса являются всеобщее прямое и равное избирательное право при тайном голосовании.

Принцип всеобщего избирательного права означает, что правом избирать и быть избранным обладает каждый совершеннолетний гражданин. Таким образом, общими основаниями приобретения активного и пассивного избирательного права являться гражданство и совершеннолетие. Не обладают избирательным правом граждане, признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ст. 32 Конституции РФ).

Термин «всеобщее» во многом условен, так как предоставление избирательного права, в особенности пассивного, ограничивается системой избирательных цензов. В федеральном и региональном избирательном законодательстве отражены следующие цензы пассивного избирательного права:

1) возрастной ценз означает необходимость наступления определенного возраста для возможности регистрации кандидатом на выборах. Так, депутатом ГД может стать гражданин, достигший 21 года. Президентом РФ — 35 лет. Законы некоторых субъектов РФ содержат и ограничения максимального возраста — пассивного избирательного права лишаются лица, достигшие определенного возраста (обычно 60-65 лет);

2) ценз оседлости предполагает требование проживания на определенной территории в течение определенного срока. Так, Президентом РФ мажет стать гражданин, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет (ст. 81 Конституции РФ). В региональном избирательном законодательстве содержатся различные модификации ценза оседлости, связанные с различным требуемым сроком проживания, а также с требованиями к самому проживанию (преимущественное, постоянное, непризывное проживание);

3) ценз республиканского гражданства устанавливается в республиках в составе РФ. Кандидатом может быть зарегистрирован лишь гражданин РФ, который одновременно является гражданином данной республики. Следует отметить, что данный вид цензов противоречат конституционному принципу равенства прав граждан РФ на всей ее территории и принципу единого гражданства;

4) языковый ценз заключается в требовании знания государственных языков субъекта РФ, где наряду с русским государственным является и язык титульной национальности республики в составе РФ. Такие цензы установлены в Адыгее, Башкортостане, Марий Эл и других республиках;

5) образовательный ценз предусматривает наличие у кандидата на выборную должность высшего образования (установлен в Хабаровском крае, Самарской области);

6) ценз судимости установлен в законодательстве Республики Саха (Якутия) — народными депутатами Государственного Собрания не могут быть избраны граждане, имеющие судимость, если она не снята или не погашена в установленном порядке;

7) ценз предыдущего издания означает, что не может быть избрано лицо, которое непосредственно перед выборами занимало выборную должность в течение нескольких сроков полномочий. Так, п. 3 ст. 81 Конституции РФ закрепляет, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Читать еще:  Skyrim immersive creatures где найти. Skyrim Immersive Creatures - файл readme

Необходимо отметить, что ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» четко закрепляет пределы ограничения активного и пассивного избирательного права. Согласно ст. 4 этого Закона законы субъектов РФ должны предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления всем гражданам РФ, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего субъекта РФ или муниципального образования. Ограничения же пассивного избирательного права в законодательстве субъектов РФ могут быть связаны только с возрастным цензом. При этом устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ и в органы местного самоуправления и 30 лет — на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ. Установление ценза оседлости для ограничения пассивного избирательного права не допускается.

Избирательное право относится к политическим правам, которые обычно предоставляются только гражданам. Однако в различных странах в определенных законами случаях возможность обладать избирательным правом предоставляется иностранцам. В РФ в соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» иностранцы могут принимать участие в выборах при определенных условиях. Закон установил, что в соответствии с международными договорами РФ и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов РФ иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане РФ.

Пропорциональная система выборов в государственную думу. Мажоритарная избирательная система

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об из­би­ра­тель­ных си­сте­мах и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Из­би­ра­тель­ные си­сте­мы в де­мо­кра­ти­че­ских го­су­дар­ствах обя­за­тель­но пред­по­ла­га­ют про­ве­де­ние пар­ла­мент­ских вы­бо­ров в два тура.

2) Про­пор­ци­о­наль­ная из­би­ра­тель­ная си­сте­ма от­ли­ча­ет­ся от ма­жо­ри­тар­ной тем, что вы­бо­ры яв­ля­ют­ся все­об­щи­ми и рав­ны­ми.

3) При про­пор­ци­о­наль­ной из­би­ра­тель­ной си­сте­ме из­би­ра­тель го­ло­су­ет за спис­ки из­би­ра­тель­ных объ­еди­не­ний или по­ли­ти­че­ских пар­тий.

4) Подсчёт го­ло­сов из­би­ра­тель­ной ко­мис­си­ей про­ис­хо­дит на вы­бо­рах по любой из­би­ра­тель­ной си­сте­ме.

5) При про­пор­ци­о­наль­ной из­би­ра­тель­ной си­сте­ме создаётся об­ще­на­ци­о­наль­ный из­би­ра­тель­ный округ.

Типы из­би­ра­тель­ных си­стем: ма­жо­ри­тар­ная и про­пор­ци­о­наль­ная.

Вы­бо­ры в ма­жо­ри­тар­ной си­сте­ме про­хо­дят сле­ду­ю­щим об­ра­зом: выбор аб­со­лют­но­го боль­шин­ства — из­бран­ным счи­та­ет­ся кан­ди­дат, на­брав­ший 50% + 1 голос (при­ме­ня­ет­ся при вы­бо­рах пре­зи­ден­та РФ); от­но­си­тель­но­го боль­шин­ства — по­бе­див­шим счи­та­ет­ся кан­ди­дат, на­брав­ший про­стое боль­шин­ство го­ло­сов (США). До­сто­ин­ства­ми ма­жо­ри­тар­ной си­сте­мы яв­ля­ют­ся: про­во­дит­ся по од­но­ман­дат­ным окру­гам; пря­мая от­вет­ствен­ность из­бран­но­го перед из­би­ра­те­ля­ми; обес­пе­чи­ва­ет пар­тии-по­бе­ди­те­лю зна­чи­тель­ное боль­шин­ство в пар­ла­мен­те. Не­до­стат­ки: по­лу­чив­шие не­зна­чи­тель­ное мень­шин­ство не могут быть пред­став­ле­ны во власт­ных струк­ту­рах; по­втор­ное го­ло­со­ва­ние.

Для про­пор­ци­о­наль­ной си­сте­мы ха­рак­тер­но сле­ду­ю­щее: каж­дая пар­тия по­лу­ча­ет в пар­ла­мен­те число ман­да­тов про­пор­ци­о­наль­но ко­ли­че­ству го­ло­сов, по­дан­ных за её кан­ди­да­тов на вы­бо­рах. (вы­бо­ры в Го­су­дар­ствен­ную Думу — ба­рьер в 7%). До­сто­ин­ства: пред­став­ля­ет ши­ро­кий спектр ПП; га­рант пред­ста­ви­тель­ства в пар­ла­мен­те мел­ких и сред­них пар­тий.

Не­до­стат­ки: из­бран­ные от­вет­ствен­ны не столь­ко перед из­би­ра­те­ля­ми, сколь­ко перед пар­ти­ей; из­би­ра­тель вы­би­ра­ет не от­дель­ных пер­сон, а спи­сок кан­ди­да­тов, ко­то­рые в боль­шин­стве ему не из­вест­ны; по­яв­ле­ние в пар­ла­мен­те мно­же­ства мел­ких фрак­ций, ко­то­рые могут пре­пят­ство­вать при­ня­тию нуж­ных ре­ше­ний.

Ма­жо­ри­тар­но-про­пор­ци­о­наль­ная (сме­шан­ная). При­мер — вы­бо­ры в Го­су­дар­ствен­ную Думу с 1993 по 2006 гг.

Аб­сен­те­изм — укло­не­ние граж­дан, об­ла­да­ю­щих ак­тив­ным из­би­ра­тель­ным пра­вом от уча­стия в вы­бо­рах и ре­фе­рен­ду­мах.

1) Из­би­ра­тель­ные си­сте­мы в де­мо­кра­ти­че­ских го­су­дар­ствах обя­за­тель­но пред­по­ла­га­ют про­ве­де­ние пар­ла­мент­ских вы­бо­ров в два тура — нет, не­вер­но.

2) Про­пор­ци­о­наль­ная из­би­ра­тель­ная си­сте­ма от­ли­ча­ет­ся от ма­жо­ри­тар­ной тем, что вы­бо­ры яв­ля­ют­ся все­об­щи­ми и рав­ны­ми — нет, не­вер­но.

3) При про­пор­ци­о­наль­ной из­би­ра­тель­ной си­сте­ме из­би­ра­тель го­ло­су­ет за спис­ки из­би­ра­тель­ных объ­еди­не­ний или по­ли­ти­че­ских пар­тий — да, верно.

4) Подсчёт го­ло­сов из­би­ра­тель­ной ко­мис­си­ей про­ис­хо­дит на вы­бо­рах по любой из­би­ра­тель­ной си­сте­ме — да, верно.

5) При про­пор­ци­о­наль­ной из­би­ра­тель­ной си­сте­ме создаётся об­ще­на­ци­о­наль­ный из­би­ра­тель­ный округ — да, верно.

Источники:

http://studopedia.ru/13_78266_mazhoritarnaya-i-proportsionalnaya-izbiratelnaya-sistemi.html
http://studopedia.su/2_33455_sochetanie-mazhoritarnoy-i-proportsionalnoy-izbiratelnih-sistem-v-rf.html
http://soc-ege.sdamgia.ru/problem?id=8992

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector