История возникновения куклы в рисунках. Проект «история кукол». История возникновения кукол

Проект «История кукол»

Краткая история кукол. Создание куклы своими руками.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Творческий проект ученика 4 «А» класса.

Тема проекта: История кукол.

  1. Паспорт проекта__________________________________ 3 стр.
  2. Цель проекта _____________________________________ 3 стр.
  3. Актуальность проекта _____________________________ 3 стр.
  4. Этапы реализации проекта _________________________ 4 стр.
  5. История кукол ___________________________________ 4 – 8 стр.
  6. Разнообразие кукол ______________________________ 8 – 9 стр.
  7. Создание куклы __________________________________ 9 – 10 стр.
  8. Заключение ______________________________________ 10 стр.
  9. Список литературы _______________________________ 10 стр.

Наименование проекта «История кукол».

Разработчик проекта: Бондаренко Данила, ученик 4 «А» класса МБОУ «НОШ» с. Хову-Аксы.

Руководитель проекта: Канторшина Ольга Валерьевна, классный руководитель.

Формирование интереса к истории как науки, истории возникновения кукол.

Изучить историю возникновения кукол.

Изучить виды кукол.

Рассмотреть разные способы изготовления кукол.

Изготовить свою куклу, используя изученные приемы и способы изготовления кукол.

Воспитывать интерес к возникновению кукол.

Какую игрушку вы любите больше всего?

На этот вопрос отвечают по -разному. Кто-то любит плюшевого медведя, кто-то гоночную машинку или даже компьютер. Но, чаще всего мы слышим – куклу. У каждого в детстве была кукла, своя собственная или кукла сестренки, мамы и даже бабушки.

В наше время интерес к народной игрушке возрастает. Сейчас можно увидеть в магазинах куклы разных народов, люди коллекционируют кукол. Создание кукол своими руками – настоящее искусство, которое заинтересовывает все больше и больше людей. Знать историю кукол – это не только интерес к кукле как игрушке, это и интерес к своим корням, своей истории. Узнавая историю возникновения куклы, мы узнаем свое прошлое, узнаëм во что и как играли наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

  1. Поиск информации по теме.
  2. Изучение истории возникновения кукол.
  3. Изучение разных видов кукол.
  4. Изучение технологии изготовления кукол.
  5. Изготовление куклы.
  6. Разработка презентации к проекту.
  7. Защита проекта.

Кукла—первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Всюду, где селится и живет человек, кукла — неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Кукла не рождается сама. Ее создает человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Игрушка всегда была элементом народного быта. Попутно с посудным лубочным, веретенным производством мастера развивали и игрушечное искусство. Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода. Верили, что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким, не умеющим различать добро и любовь, игры в куклы дают навыки для жизни и формируют умение общаться с людьми и очень важно делать игрушки своими руками, вкладывая в них усердие и душу.

Игрушки, сделанные мастерами, называли «потешными», то есть сделанными на потеху, на забаву- «потешные лошадки», оружие, коровы, олени, солдаты, деревянные куклы «в полном тогдашнем наряде». Но такие куклы появились 100—150 лет назад.

А гораздо раньше куклой могло стать и березовое полено, белая кора которого становилась личиком куклы. Повязала девочка кукле-полешку платок, надела юбку — и кукла-модница готова отправиться в гости или на ярмарку.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки у многих народов, несмотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде, и известный мастер и простой крестьянин учились у одного великого мастера — природы. И в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл. Только игрушки эти были разными. У одних игрушкой служила деревянная чурка, завернутая в тряпицу, у других — дорогостоящие затейливые, сделанные на заказ механические куклы.

В Древней Греции и Риме кукол делали из самых разнообразных материалов: кожи, дерева, тряпок, глины, из драгоценных металлов и слоновой кости.

А древнейшие на земле куклы обнаружены при раскопках в Египте. Возраст их — более 4 тысяч лет! Вырезаны они из деревянных дощечек, прямоугольные узоры, изображавшие одежду, украшали их. На голове — парики-прически из глиняных или деревянных бусинок.

Итак, игрушка, кукла имеет многовековую историю. Археологи на раскопках находят игрушки наряду с утварью, предметами быта, что доказывает: древние мастера понимали назначение детской игрушки — забавлять ребенка, помогая ему познавать мир.

Самые ранние игрушки были примитивны и представляли собой уменьшенные изображения окружающих вещей. Это были игрушечные инструменты и миниатюрная посуда, погремушки, свистульки, лошадки, рыбки, птички. Оружие — луки и мечи, кинжальчики, фигурки людей. И сегодня эти находки нас удивляют. Из чего же их делали? Из веток, сучков дерева, плодов и цветов, хлебного мякиша, соломы, глины, то есть из того, что давала щедрая окружающая природа. Эти игрушки жили недолго, они быстро ломались, исчезали.

Чтобы сделать их более занимательными, предки наши заставляли их действовать: совершать несложные движения, издавать звуки и шумы, — ярко и красиво их расписывали.
Кукла участвовала и во взрослых обрядах . В старину на свадьбе она, нарядно одетая, с алой лентой в косе, украшала свадебный стол. Возможно, отголоском той традиции стало украшение машины жениха и невесты куклой в свадебном наряде.

История тряпичной куклы

Самые ранние игрушки, обнаруженные в нашей стране, относятся ко второму тысячелетию до н. э. Это глиняные погремушки, посуда, топорики, фигурки людей. Согласно культу предков, умершие обладают магической силой и могут оказать покровительство и помощь. Для привлечения духов умерших изготавливались фигурки, в которых они должны вселиться, — прообразы будущих кукол. Древние типы кукол или человеческих фигурок, представляли собой идолоподобные изображения с ярко выраженными признаками пола. Самой распространенной среди игрушек всегда была кукла. Глиняная, деревянная, тряпичная кукла бытовала в крестьянской среде несколько веков и имела различные значения. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников.

А в 1918 году был издан указ о создании в Москве Музея игрушки, и куклы заняли в нём достойное место. Рукотворная русская игрушка в первые годы советской власти переживала глубокий кризис. Тяжелые времена революционных потрясений и гражданской войны отнюдь не способствовали ее развитию. С другой стороны, рукотворная игрушка начала активно вытесняться фабричными куклами, штампованными металлическими игрушками. Однако с течением времени интерес к игрушке, особенно крестьянской, стал постепенно расти. Традиционная матерчатая кукла — это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свернутый «в скалку», лицо из льняного лоскутка, грудь из туго набитых шариков, коса волосяная либо кудельная, то есть сделанная ив льна или пеньки, наряд из пестрых лоскутков — вот такая была кукла. И не случайно. В тряпичной куколке причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Для тяжелой крестьянской жизни здоровье и красота — почти одно и то же. Недаром кукла такая устойчивая, что подчеркнуто широким подолом: сразу видно, как прочно она стоит на земле! Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Куклы были не только девичьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры быстро разделялись. Пока дети были маленькими, кукол шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку могла делать любая девочка. Чтобы стать хорошей матерью, полагали, что нужно играть в куклы. Первые куклы изображали высших и могущественных существ — Богов. Люди создали скульптуры богов (Сварог, Даждьбог, Макошь и др.), дали им имена, поклонялись и просили помощи и защиты. Так первые куклы облегчили жизнь первых людей. Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая «безликая кукла» служила «оберегом». Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

Читать еще:  Салат овощной без майонеза. Салаты без майонеза на праздничный стол: рецепты с фото

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые.

Куватка , Ангелочек , Лихоманки , День и ночь , Параскева , Вепсская , Бабушкина кукла , Колокольчик .

Неразлучники , Мировое дерево , Масленица и «Домашняя Масленица» , Коляда , Кострома , «Кукушечка» и кукла Кукушечка , Покосница , Купавка , Коза , Зольная кукла , «Козьма и Демьян» , Капуста .

Столбушки ,Малышок — голышек , Барыня ,Кукла «на выхвалку» , «Кукла с косой».

СВЯЩЕННЫЕ ПТИЦЫ И ЖИВОТНЫЕ В РУССКИХ ИГРУШКАХ.

ГОЛУБЬ — священная птица, воплощение Духа Святого, олицетворение доброты и красоты. Голубь может быть и вещей птицей. Если он влетит в избу ∙ — быть смерти или пожару .

уничтожает нечистую силу. Поутру, после первого крика петуха у русских принято креститься со словами: «Слава богу! Свят дух по земле, а дьявол сквозь земли».

КУРОЧКА — символ плодовитости, многодетности.

УТОЧКА — чистая птица, так как плавает по воде, а все, что на воде, считается чистым.

ЖАВОРОНОК — символ жары и ясного неба.

СИРИН — посланница властелина подземного царства. При христианстве стала райской птицей, поющей и зовущей в рай. Чаще изображается неулыбчивой, даже лукавой, таинственной. Может человека убаюкать.

АЛКОНОСТ — солнечная птица. Часто изображается с Сирином. Птицы с женским ликом. В отличие от Сирина, от нее вреда нет, даже при сладком пении. Изображают улыбающейся.

МЕДВЕДЬ — пращур, тотемическое существо. Главного бога Белеса представляли в виде медведя. Называют дедом, хозяином, владыкой. В игрушках -символ богатства, духовного и материального.

КОНЬ — символ самой земли, пахарь, но одновременно символ света, пространства, устремления. Конь — атрибут высших славянских богов — символ белого света. Его образ связан также с культом плодородия, смерти, загробным миром.

БЫК — воплощение земной силы, жертвенное животное. Бык — опора земли, надежность.

КОРОВА — символ небесной воды. Облака в народном представлении- небесные коровы. Корова ≈ кормилица, ассоциируется с женщиной, невестой, несущей в дом счастье и благополучие.

КОЗЕЛ — апотропей, уничтожает нечистую силу. Одно из древнейших животных. Его шкура, шерсть считаются лечебными.

БАРАН, ОВЦА — их приносили в жертву солнечным богам. Овец всегда сравнивали со звездами. В сказках овца воплощала робость, стыдливость, терпение, невинность, а баран — упрямство.

БОГАТЫРЬ — ПОЛКАН — человек-конь, одетый в кольчугу, всегда со стрелой, -помогающий человеку. Это фантастическое существо пришло из моря с мифами о кентавре. У русских конь и человек всегда заодно. Так кентавр превратился в преданного друга.

Рассмотрев разные приемы изготовления кукол, я решил остановиться на кукле, изготовленной из подручных материалов. У меня уже был опыт работы с папье-маше – во 2 классе мы изготавливали перчаточных кукол для сказки «Репка». На этом я и решил остановиться.

Голова куклы из папье-маше, туловище из пластиковой бутылки, руки из ткани, скрученной валиком, одежда из лоскутов ткани.

  1. Изготовление головы: для изготовления головы из папье-маше нам понадобится мяч среднего размера, который нужно обернуть фольгой, далее на фольгу нанести пластилин, из которого нужно вылепить лицо. Потом слой за слоем наклеиваем кусочки газеты, смоченные в клее ПВА. После нанесения 5 слоев газеты наносим еще 3 слоя белой бумаги. Осталось только раскрасить лицо и наклеить волосы из шерстяных ниток.
  2. Изготовление рук: для изготовления рук нам понадобится кусок ткани, который нужно скрутить несколько раз и продеть в отверстия для рук на пластиковой бутылке.
  3. Изготовление туловища: нам потребуется пустая пластиковая бутылка к которой присоединяем руки и голову.
  4. Изготовление одежды: для удобства можно взять готовое платье от старой куклы и декорировать его лентами и кусочками ткани.

Наша кукла готова!

В итоге выполнения проекта я научился:

— находить и обрабатывать информацию по заданной теме,

— узнал историю кукол и их разнообразие,

— научился самостоятельно изготавливать куклу.

Лыкова И.А. Веселый городец. Филимоновская игрушка.-М.: Издательский дом «Карапуз»,2007.

От Древнего Египта до языческой Руси: История кукол, которые должны были защищать людей от напастей

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

«Кукла» — от греческого «киклос» («круг») с древних времен имела вид деревянного или глиняного божка, свертка из ткани или пучка соломы и была важной частью жизни народа. Ей поклонялись и использовали как защитницу от негатива и помощницу в различных делах. Их мастерили в Египте, Риме и Месопотамии, в загадочном Китае и в Древней Руси.

Самые первые куклы древнеегипетской цивилизации

История возникновения кукол глубоко уходит корнями в давние времена. Более четырех тысячелетий тому назад в Древнем Египте египтянки лепили из глины бога Осириса, отливали из воска и вырезали из дерева фигурки человечков, а некоторые экземпляры имели подвижные части тела на шарнирах.

Благодаря археологическим раскопкам нам предоставляется возможность узнать как выглядели одни из самых древних кукол в истории, которые находили в саркофагах гробниц. Они использовались в религиозных ритуалах для музыкального сопровождения в виде колотушек, при встряхивании которых создавался звук, успокаивающий и задабривающий богов. Примечательно то, что звук издавали волосы кукол, которыми служили бусинки из глины, нанизанные на льняные нити.

Известно, что царица Клеопатра была первой обладательницей большой коллекции авторских кукол, хранящихся на сегодняшний день во многих музеях мира.

Одна из известных древних африканских кукол — акуаба, являлась воплощением идеальной красоты и оберегом от бесплодия. Эта деревянная статуэтка женщины с дискообразной головой, обладающая магической силой, дарилась маленьким девочкам африканских племен с целью развития материнского инстинкта и успешного вынашивания потомства при замужестве. Эта традиция сохранилась и по сей день: бесплодные и беременные женщины племени ашанти приобретают кукол акуаба у колдунов и привязывают к спинам для успешного рождения детей.

Читать еще:  Чем отличается личность от индивида? Соотношение понятий "человек", "индивид", "личность", "индивидуальность" и "субъект".

Кукла «Мотанка» — волшебный оберег

На заре своего исторического развития славянские народы, живя в полном единении с живой природой, чувствовали непрерывную связь с окружающим миром. Во времена язычества люди, обожествляя и поклоняясь ей, придавали различным силам символы в виде талисманов и оберегов.

Одним из таких оберегов у славян и была кукла, называемая «мотанкой», потому как нити, которыми фиксировали ткань, именно на нее наматывались. Создание такого оберега представляло собой целый ритуал. Главным условием было то, что оберег нужно было изготовить за один раз, чтобы не нарушить наполнение магическим защитным зарядом. И считалось, что только женщины и девушки могут изготавливать сильные обереги, вкладывая в них частичку живой энергии.

Эта кукла не имела лица, поэтому считалось, что в нее не может вселиться злой дух, в который так верили наши предки. Мастерицы, изготавливая мотанки, использовали дерево, глину, солому, ношеные тряпки, а еще в ход шли кожа, лыко, лен, береста, трава, ветки и другие природные материалы.

Каждая мотанка имела свое предназначение. Она могла быть утешением, поучением, лекарством, развлечением и не важно было насколько она красива, а было важно ее магическое содержание. Особенностью некоторых из них были обязательные обережные знаки — кресты, звёзды на месте лица и на одежде куклы, являющиеся символом Светлого Ирия, символом Творца. Эти куклы после изготовления освячивали и дарили детям, чтобы охраняли их чистые души от темных сил.

«Масленница» — одна из обрядовых кукол, являющаяся обязательным атрибутом праздника Масленицы, когда ее сжигают на костре. Она служила символом избавления от всего старого, ветхого, ненужного и освобождения места для молодого и нового. Что интересно, у большой Масленицы была младшая сестра — домашняя Масленица. Ей хозяйки доверяли свои планы на год и просили, чтобы кукла помогла им осуществиться. Устанавливали помощницу на самое видное место, чтобы служила напоминанием того, что запланировано сделать к концу года. По истечению которого «уставшую» от своих обязанностей домашнюю Масленицу провожали и сжигали вместе с большим чучелом. А ей на смену изготавливали новую куклу-помощницу.

Во время свадьбы молодоженам дарили куклы, изображающие жениха с невестой, называемые «Неразлучниками». И что примечательно, в одном регионе их изготавливали из одного кусочка материи и все детали обматывались единой нитью, чем акцентировался неразрывный союз молодоженов, их целостность и единение. В другом регионе эти же куклы делали из трех одинаковых отрезов ткани, объединенных общей рукой — символом того, что по жизни два человека пойдут теперь рука об руку.

Чтобы успевать по хозяйству, женщины, делая из соломы или льняного шпагата кукол Десятиручек, приговаривали: «Делаю тебя, чтобы во всех делах успевать и делать их хорошо. Эту ручку верчу, чтобы в доме моем всегда были порядок, мир и уют. Эту ручку верчу, чтобы муж всегда был ухожен и всем доволен».

Большим спросом и почитанием всегда пользовалась кукла, исполняющая заветные желания — Желанница. ЕЕ прятали от посторонних глаз в потайное место. А при случае хозяйка дарила своей кукле красивую бусинку или тесемку и подносила ее к зеркалу, приговаривая: «Полюбуйся на себя красавица. Исполни за подарок мое желание».

При изготовлении куклы «Здоровушка» мастерица заговаривала ее пожеланиями на здоровья. В ее руках букет или кузовок с засушенными лекарственными травами, ягодами и цветами, которые и должны были нести исцеление и здравие домочадцам.

Зерновушка имеющая несколько названий — Крупеничка, Горошинка, Зернушка — считается одной из главных кукол в доме, приносящей достаток в семью. Ее наполняли зерном гречихи или овсом, пшеницей, горохом, красиво принаряжали и ставили на самое видное место — в красный угол избы рядом с иконами.

На сегодняшний день тряпичная кукла вновь переживает свое возрождение, так как этническая или генетическая память людей начала бунтовать против полиуретановых кукол массового производства.

Однако разнообразие авторских кукол в наши дни также впечатляет. Так, шарнирные куклы скульптора Михаила Зайкова настолько реалистичны, что кажется — они вот-вот оживут.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Куклы: детские игрушки или увлечение для элиты. История кукол

Сейчас при слове «кукла» многие представляют только детскую игрушку – Барби или советских «пупсов». Но на самом деле, у куклы древние корни. И за своё долгое время жизни на земле она успела примерить множество ролей.

Всю историю кукол охватить невозможно. Нам лишь хотелось чуть пошире приоткрыть эту страницу нашей жизни. И, как всегда, новое знание повлекло за собой лишь новые вопросы и неразгаданные тайны.

Куклы идут рука об руку с человеком буквально с самого начала времён: при археологических раскопках всех угасших земных цивилизаций обязательно находят кукол.

В куклах и их особенностях отражается исторический путь развития народа, его менталитет и культура. Однако нечто общее есть у кукол всех племён. Кукла всегда сочетала в себе несколько функций. Важнейшей из них было олицетворение – людей, животных, природных явлений, болезней и пр.

Кукла могла персонифицировать что угодно. Этим она делала опасный окружающий мир ближе и понятнее. Так люди вводили что-то большое, не поддающее их разумению и контролю, в свой привычный обиход, низводили необъятное до вполне осязаемых размеров. И тревожащие явления становились не такими ужасными, ведь между ними и человеком вставал посредник – кукла.

Так может ли такой важный элемент культуры, как кукла, быть только игрушкой?

Сейчас археологи почти уверены, что первых кукол люди использовали вовсе не для развлечения.

Предназначение куклы «играть роль чего-то» просматривается даже в происхождении слова. Наше русское слово «кукла» произошло от греческого «κοῦκλα», которое в свою очередь берёт начало в латинском «cucullus», что значит «куколь, капюшон, накидка».

Исследователи считают, что связь «кукла – капюшон» вполне логична. В первобытном обществе во время многочисленных ритуальных действий люди часто надевали маски. Эти маски закрывали голову и всю фигуру человека. От них и произошло слово «кукла».

Кукла могла воплощать не только страшные, но и добрые силы. И часто кукол использовали в качестве оберега или для лечения. Скорее всего, так и появились игрушки. Когда однажды из подручных средств (сладкой травы и скрученных веточек) мать смастерила игрушку-оберег, похожую на человечка, её ребёнок получил первую в истории куклу.

Когда была создана первая кукла, предназначенная именно для игры точно неизвестно. Сейчас учёные называют дату 35 тыс. лет назад. Это возраст фигурки из кости мамонта, найденной в Чехии в захоронении «Броно-2».

Но, наверняка, это время ещё отодвинется, т.к. археологи находят гораздо более древние предметы, с помощью которых могли быть созданы куклы.

Из археологических исследований стало ясно, что сначала кукол использовали как для игры, так и в качестве ритуального предмета. Однако это были разные виды кукол.

С развитием цивилизации упростилась жизнь, дети дольше оставались детьми, соответственно, роль куклы, как игрушки расширялась. Хотя ещё долго кукла будет играть и другие роли.

В Древней Греции мастера-коропласты (κόρη – «девушка» и πλάσσω – «делаю») делали кукол из терракоты, обожжённой глины. Наверно, самые известные глиняные куклы – это женские фигурки, созданные во времена Микенской цивилизации. Они стилизованно изображали Великую богиню и служили детскими оберегами. Эти куклы были найдены как в местах культа, так и в обычных домах. Так что, скорее всего, эти фигурки использовались и в культе, и в быту.

Со временем мастера-изготовители кукол стали уделять большее внимание деталям: у кукол появились лица, волосы и одежда.

Первые куклы в Древнем Египте были плоскими. Их вырезали из дерева или кости, одежду рисовали прямо на теле, а волосы делали из глиняных бусинок – повторяя модные в то время причёски, состоящие из множества косичек. При этом часто у куклы не было ног – их специально закругляли, т.к. считалось, что если сделать кукле ноги, она сможет убежать от своей хозяйки. Подобные куклы служили игрушкой и оберегом для ребёнка.

Читать еще:  Чистый четверг – приметы, обычаи, заговоры, молитвы. Какие следует проводить обряды на любовь в Чистый четверг

В Древнем Риме девочкам дарили кукол в дни сатурналий (празднования конца сбора урожая и пришествия нового года). Куклы сопровождали молодую римлянку вплоть до дня свадьбы. В день своего замужества девушка приносила их в жертву богине Венере, отрекаясь от детства и девственности. А вот если девочка умирала до свадьбы, куклу хоронили вместе с ней, чтобы та развлекала и охраняла её в загробном мире.

Так под конец этого исторического периода обе роли куклы объединились в одном теле.

В Средневековье образы кукол стали усложняться. Куклы становились более художественными, и их создание стало более трудоёмким. Поэтому появилась специализация мастеров. Теперь каждый ремесленник занимался своим делом: плотник создавал кукольную мебель, гончар посуду, а портной наряды. Кстати, куклы оделись в специально для них сшитые платья только в XV-XVI вв. До этого одежду на куклах, рисовали, вырезали или приклеивали.

Европа (в основном, Англия, Франция и Германия) стала колыбелью кукольного производства, причём в каждой стране сложились свои традиции.

В Англии кукол делали из дерева. Тонкую работу выполняли резчики-кукольники, которые считались очень уважаемыми мастерами. Их творения стоили очень дорого и ценились чрезвычайно высоко. Этих кукол вручали короли в качестве очень почётной награды за особые заслуги перед страной.

Немецкий город Нюрнберг в Средние века снискал славу столицы производства игрушек. И по сей день он считается самым старинным «игрушечным» городом. Немцы делали кукол из воска: создавалась гипсовая форма, в которую выливалась расплавленная восковая смесь. Глаза для таких кукол выдувались вручную из стекла. И до сих пор самым дорогим и естественно выглядящим материалом кукольных глаз является «немецкое выдувное стекло».

А вот Франция уже в XIV веке закрепила за собой звание законодательницы мод. И из Парижа во все концы просвещённой Европы рассылались куклы, одетые в модные платья. Первые такие куклы делались из воска, иногда даже в человеческий рост. Их дарили друг другу королевы и заказывали богатые аристократки. Позднее подобные куклы стали называться Пандорами.

Как видим в Средние века, куклы также использовались не только для игры. Они были слишком дорогими и хрупкими, чтобы давать их в руки ребёнка. Зато отлично служили аристократии и знати в качестве особых подарков и предметов роскоши, словом куклы считались элитным увлечением для взрослых.

В XVIII веке мастера стали создавать кукол всё дороже и эксклюзивнее. Новейшим словом в кукольном производстве стали механические игрушки, которых делали часовщики. Особенно в этой сфере отличались французские умельцы.

Один из них наиболее почитаемых – великий игрушечный мастер Жак де Вокансон. Его куклы утка и флейтист – самые известные представители эры механических игрушек.

Эти удивительные куклы приводили публику в восторг тогда. И восхищают зрителей даже сейчас, в наш искушённый гаджетами век. Подобные механические куклы по праву назывались произведениями искусства. Они создавались в единственном экземпляре и стоили баснословных денег. Так что такие игрушки покупали себе очень богатые люди, ценители прекрасного.

Промышленная революция, начавшаяся в XIX веке, сильно изменила жизнь людей. Вопреки логике, это случилось не постепенно, а вдруг. Это, пожалуй, единственный резкий скачок в истории производства кукол. С внедрением паровых машин создание кукол постепенно ушло из сферы ручного труда. Куклы стали создаваться промышленным способом.

В то же время случился ещё одним важный идейный прорыв: появление куклы-младенца . Их изобретательницей считается мадемуазель Уре. До этого куклы изображали в основном взрослых людей, так что bébé – умилительная кукла-ребёнок мгновенно завоевала сердца всех без исключения! Чрезвычайно популярны такие куклы-младенцы были в викторианской Англии, их делали из воска, и получались они удивительно реалистичными.

От фарфора до пластика

Дальнейшее развитие кукол шло по пути совершенствования материала, из которого они были сделаны.

Изобретение фарфора стало очень подходящим и своевременным новшеством. Секрет китайских мастеров был раскрыт европейцами в начале XIX в. Покрытый глазурью фарфор почти сразу стал любимым материалом кукольников. А чуть погодя его сменил «бисквит» (неглазурованный фарфор), чья матовость и белизна передавала ощущение от кожи человека ещё более точно. Фарфор и «бисквит» — очень красивые, но всё же хрупкие материалы. Как правило, целиком фарфоровые куклы встречались редко. В основном из фарфора делали только видимые части куклы: руки, ноги и голову, причём уже промышленным способом.

Конечно, уникальные куклы не сразу сдали свои позиции. Вначале эры промышленной революции кукол создавали небольшими тиражами. Делали 5-25 копий, затем форма торжественно разбивалась. Копии отличались от своей старшей сестры одеждой, цветом глаз и волос и аксессуарами. Так или иначе, у каждой куклы была своя индивидуальность.

Что фарфоровые, что восковые куклы требовали бережного обращения и служили, скорее, украшением интерьера богатых домов (уже простых буржуа, а не только аристократии). Детям таких кукол давали только по праздникам, под честное слово обращаться с ними аккуратно и только под присмотром взрослых. В богатых семьях считалось престижно хранить и выставлять эти сокровища, которые услаждали взоры гостей дома и одновременно намекали на благосостояние хозяев.

Но по-настоящему всё перевернуло изобретение пластика. Активное промышленное использование этого материала началось с середины XX в. Дешёвый и удобный в производстве, долгосрочный, износостойкий, легко поддающийся формовке и обработке – материал оказался настоящим волшебным подарком для производства игрушек. Вот теперь детские игрушки стали доступны абсолютно каждой семье.

Куклы из него были дёшевы и прочны. С этого времени дети получили множество удобных игрушек, а область уникальных кукол постепенно стала приходить в упадок. Несмотря на то, что единственные в своём роде экземпляры ещё создавались, их уже настойчиво вытесняло массовое производство.

В XX в. практически у каждого ребёнка появилась яркая игрушка и даже не одна. Счастливые дети не ревели над разбитыми любимицами, а наслаждались игрой во всю.

Но у каждого явления есть и оборотная сторона: с приходом массового производства практически исчезло такое понятие как «эксклюзивность куклы». Да, у каждого ребёнка теперь были свои игрушки, однотипные, лишь с небольшими отличиями.

Ни тепла рук, ни души мастера в них уже не ощущалось. И это продолжалось долгое время: дети играли в разнообразные дешёвые пластмассовые игрушки, а избранные любители пытались найти уцелевшие экземпляры антикварных кукол, которые ещё хранили дыхание старины и неповторимость вещи, сделанной вручную.

Сейчас куклы ассоциируются в основном с порой детства. Хотя коллекционирование кукол, украшение ими интерьера, использование их в качестве модных моделей и пр. – давнее увлечение, доступное лишь элите.

Однако и в наш век заводов и фабрик есть свои плюсы. Упрощение производства кукол позволило многим людям с совершенно разными финансовыми возможностями прикоснуться к коллекционированию кукол. И вот уже больше 20 лет формируется новая сфера в коллекционном мире – коллекционирование современных кукол.

Современные коллекционные куклы бывают совершенно различные. Они создаются авторами вручную и фабрично; их делают из фарфора, пластика, тканей и множество других материалов; их рост разнится от 6 см до 1,5 м; для них придумывают абсолютно любые образы: феи, модные красотки, доверчивые девочки, сказочные герои, селебрити…

Единственное, что объединяет всех коллекционных кукол – это их эксклюзивность, ограниченность тиража. Хотя впрочем, есть и ещё одно отличие: каждая коллекционная кукла – это всегда произведение искусства, а, некоторые из них – настоящие шедевры.

Источники:

http://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2012/12/20/proekt-istoriya-kukol
http://kulturologia.ru/blogs/110118/37374/
http://zen.yandex.ru/media/id/5d4ad8a123371c00af79cc72/5db1b0ae2beb4900ada0cdba

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector