Основные функции образования и их взаимосвязь. Функции и структура современной образовательной системы

Функции системы образования;

Социология образования, ее функции, структура и задачи.

ЛЕКЦИЯ № 9

Тема: Социология образования.

1. Социология образования, ее функции, структура и задачи.

2. Функции системы образования, объект и предмет социологии образования.

3. Основные виды образования.

4. Система образования в Казахстане.

Социология образования – отрасль социологического познания, которая изучает систему закономерностей развития и функционирования образования как социального института и его взаимодействие с обществом. Институт образования имеет относительную самостоятельность по своим социальным функциям, обладает преемственностью исторически преходящих систем образования, способностью оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества.

Состояние и функции системы образования определяются господствующими в данном обществе способом производства и экономическими отношениями, порожденными им, структурой социальных связей и отношений, а в связи с этим и социальной структурой, особенностями политических и идеологических отношений.

Социология образования выполняет две основные функции:

1. Экономическую – участие в воспроизводстве рабочей силы посредством формирования профессионального потенциала членов общества.

2. Социальную – формирование всесторонне развитой личности. Образование непосредственно воздействует на духовный мир личности, формирует в значительной степени систему духовных интересов людей, уровень их культуры, содействует нравственному прогрессу общества, всестороннему гармоничному развитию личности.

Объективная необходимость подготовки людей к профессионально и социальноразделенным видам труда обуславливает как различие, так и взаимосвязь между производственно-техническими и социальными требованиями к образованию. Первые определяются уровнем развития производительных сил, техникой и технологией производства в данной отрасли производства. Вторые определяются всей системой господствующих в данном обществе социальных групп и социальных отношений.

Структура системы образования:

Общее среднее образование

Внешкольное воспитание и обучение

Послевузовское образование (аспирантура, докторантура)

Повышение квалификации и переподготовка кадров

Социология образования имеет свои специфические задачи:

1) изучение потребностей в образовании, понимание и оценка его роли в жизни общества и личной жизни;

2) оценка уровня и качества знаний в контексте их социальной значимости;

3) отношение общества и обучающихся к образованию, изучение его социальной ценности;

4) выявление роли образования как фактора социального статуса;

5) определение степени его влияния на динамику духовных потребностей и интересов.

Образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные и иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования – гуманистическую.

Формирование образовательных общностей, связанных включенностью в образовательные процессы и ценностным отношением к образованию и их воспроизводство.

Гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов — привитие сходных социальных характеристик во имя целостности общества.

Читать еще:  Молитва киприану и устинье от колдовства, сглаза и порчи. Сильная молитва киприану и устинье от колдовства

По мере того, как в обществе все большее количество достижимых статусов обусловлено образованием, все более зримой становится и такая функция образования как активизация социальных перемещений, ведущая индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу.

Социальная селекция. Уровень способностей зависит от культурных особенностей микросреды первичной социализации обучающегося. Образовательная карьера индивида во многом обусловлена социальным положением его родителей.

Воспроизводство тех социальных классов, групп и слоев, принадлежность к которым обусловлена образовательными сертификатами. Школа дает индивидам неодинаковое образование, неравное развитие способностей и навыков.

Замещение родителей, социальная поддержка учащихся на период пребывания их в стенах образовательного учреждения.

Объектом образования является сфера образования, т.е. та социальная среда, где развертывается функционирование процессов образования, действуют определенные субъекты в форме разнообразных учебных занятий в ситуациях, складывающихся в ходе таких занятий, с определенной системой взаимоотношений людей, с их институциональной организацией.

Один из представителей американской социологии образования М.Троу указывает, что социология образования интересуется формальными учебными заведениями и учреждениями-школами, колледжами, университетами и процессами обучения в них и связью между ними и другими частями общества, в котором они существуют.

В философской энциклопедии – социология образования – отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, как форму и средство общественной жизни.

Известным обобщением изложенных позиций является определение российского социолога Ф.Р.Филиппова, он пишет, что социология образования есть специальная социологическая наука, предметом которой является система образования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом, прежде всего, с его социальной структурой.

3. Основные виды образования.

Как известно, система образования включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми – воспитателей, обслуживающего персонала, а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.

В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка, средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения.

Социология образования нацелена главным образом на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, на их реакцию на внедрение новых форм образования, ибо окончание общеобразовательной школы оказывает для молодого человека выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий.

Профессионально-техническое образование связано с потребностями производства, с оперативной и сравнительно быстрой формой включения молодых людей в жизнь. Оно непосредственно осуществляется в рамках крупных производственных организаций или государственной системой образования.

Что касается среднего специального и высшего образования, то для социологии важны выявление социального статуса этих видов обучения молодежи, оценка возможностей и роли в будущей взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных потребностей общества, качества и эффективность подготовки.

Читать еще:  Как забеременеть и выносить при опущении. Если опущена шейка матки у женщины, можно ли забеременеть, выносить и родить естественным путем при опущении

4. Система образования в Казахстане.

В Казахстане сложилась система образования, важнейшим результатом ее является повышение образовательного уровня населения. В современных условиях система образования уже перестроила свою работу. 5 марта 1992 года был принят «Закон Республики Казахстан об образовании». Кроме стандартных типов учебного заведения, функционируют гимназии, лицеи, колледжи, где углублено изучаются отдельные предметы, в зависимости и способности учащихся. Открываются частные высшие и средние учебные заведения.

Все виды учебных заведений стали в какой-то мере автономными, самостоятельно разрабатывают учебные планы, программы с учетом новых требований. Без исключения во всех учебных заведениях. Главная цель новой системы образования – привести ее в соответствие с международным стандартом дать молодым людям глубокие знания.

Каждый выпускник должен быть не только узким специалистом, но и высокообразованным, понимающим и глубоко разбирающимся в целях и смысле общества, умеющим дать оценку всем общественным явлениям и процессам.

Виды функций и структура современной системы образования

Функции образования – это элементы, регулирующие процесс обучения. Потребности экономики закономерно приводят к развитию общества, как высококлассного и образованного. Лучшим результатом является укоренение грамотности в социальных массах. Таким образом, появляется возможность взрастить достойных специалистов и интеллигентную молодежь.

Деятельность образовательной системы рассматривается как функция, ведь она вызывает интеграцию у общества. Существует такие понятия, как функции и дисфункции.

Классификация образовательных функций

Функции образования в обществе бывают либо явными, либо латентными. Первые выделяют как обязательно необходимые, вторые – это непреднамеренный результат деятельности участников образовательного процесса.

Явные функции показывают цели образовательных институтов, а латентные демонстрируют результат. Одними из распространенных явных функций являются:

  • приобретение знаний и навыков
  • подготовка к получению знаний
  • непосредственно обучение
  • усвоение ценностей общества

Из скрытых, основными будут три функции общего образования:

  • формирование социального статуса в обществе
  • нахождение прочных связей
  • поддержка выпускников в поиске работы

Научная литература предоставляет различные экземпляры теорий функций и их систематизации. К примеру, Л. М. Коган выделял ряд функций образования:

  • трансляционную
  • ценностно-ориентировочную
  • гуманистическую
  • адаптационную

Известной и востребованной до сих пор является теория П. О. Кенкманна. Он подчеркивает возможность реализации социальных программ через образовательный процесс. Функции общего образования с примерами, выделенные им:

  • социальная, которая базируется на социальной структуре общества
  • профессиональная, благодаря которой членов общества подготавливают к выполнению обязанностей
  • гуманистическая, заключающаяся в передаче знаний младшим поколениям
  • идеологическая, сформированная вокруг обособления четкой жизненной позиции человека

Теорию подкрепляет и дополняет В. Т. Лисовский, добавляя в перечень моральную и политическую функции.

Общая характеристика делит основные функции образования на социально-культурные и социально-экономические. Первый пункт включает в себя гуманистические и социальные аспекты, культурные явления. Второй более зациклен на формировании профессиональной среды. В настоящем профессионале своего дела наиболее ценится гармоничное сочетание всех вышеназванных аспектов.

Социально-экономические функции образования

С количественной точки зрения, профессиональное и образованное общество воспроизводит именно система образования в целом. Инновационность и производительность населения возрастает вместе с развитием образования. Правильный образовательный ценз привносит в жизнь человека рациональность, способствует становлению экономического положения отдельного индивида и формированию его позитивной окружающей среды. Бытует заключение, что самое выгодное вложение любого капитала – это вложение в образование.

Социальная селекция – одна из важнейших функций формального образования.

Читать еще:  Натальная совместимость по дате рождения рассчитать. Синастрия - совместимость партнеров по дате рождения в разных аспектах жизни

Гуманистическая функция является основой социальной селекции. Поиск и воспитание талантливых индивидов – это одна из основных задач современного общества, ведь активное развитие различных сфер культуры и науки требует постоянного прироста одаренной молодежи. Процесс селекции автоматизирован в обществе, ведь внутренняя образовательная система по умолчанию нацелена на дифференциацию учеников по соответствию способностям.

Основная функция социально-культурных изменений заключается в создании базы знаний для будущего непрерывного образовательного процесса. Реализация задуманного происходит в ходе научных исследований. Одной из аспектов прироста талантливых людей является организация профориентационной работы среди учащихся.

Образовательные функции в социально-политической сфере деятельности

Правовые нормы и политические ценности – это обязательные компоненты образования, которые отражают взгляды политической элиты. Такая кардинальная замена биполярного мира на однополярный приводит к усилению внимания к функции обеспечения национальной безопасности, зависящей от уровня развития человеческих ресурсов.

Структура образования

Много лет функционирует привычная система образования в России. Образовательный процесс делится на пять формальных звеньев, каждый из которых представляет собой ряд учебных заведений. Первое звено включает в себя дошкольное обучение, второе – общеобразовательные заведения, школы, гимназии и лицеи, третье – учреждения для получения среднего профессионального образования, четвертое – высшее образование, и пятое – послевузовское.

Образование. Понятие, структура, система и функции образования.

Понятие образования.

Образование, согласно словаря Ушакова, — это процесс усвоения знаний, обучение и просвещение.

Обществознание изучает образование с трех основных аспектов:

  • как систему знаний;
  • как процесс обучения и формирования знаний;
  • как систему социальных институтов общего и профессионального обучения.

В широком понимании образование можно охарактеризовать как процесс формирования интеллектуальных, психологических и физических способностей человека.

Система образования.

Система образования состоит из:

  • дошкольных образовательных учреждений (детский сад);
  • общеобразовательные учреждения (школы);
  • учреждения высшего профессионального образования (вузы);
  • учреждения среднего специального образования (ПТУ);
  • частные образовательные учреждения (лицеи, колледжи, спецшколы);
  • дополнительное образование (институты повышения квалификации).

Структура образования.

Образование – это социальная система (социальный институт), которая по своей структуре состоит из нескольких образовательных ступеней. В Российской Федерации образование состоит из трех ступеней, которые, в свою очередь, могут делиться на подвиды:

  1. Дошкольное образование (ясли и детский сад).
  2. Общее образование (школа):
    • начальное (1-4 класс школы);
    • основное (5-9 класс);
    • среднее (10-11 класс).
  3. Профессиональное образование:
    • начальное (ПТУ, профессиональный лицей);
    • среднее (техникум, колледж);
    • высшее:
      1. бакалавриат (I-IV курс вуза);
      2. специалитет (V курс);
      3. магистратура (V курс).
    • послевузовское:
      1. аспирантура;
      2. докторантура.

Есть также еще две обособленные ступени, не входящие напрямую в эту структуру:

  • дополнительное образование (курсы, кружки);
  • самообразование (самостоятельное обучение).

Кроме того, образование может иметь пять форм обучения:

  • очная;
  • заочная;
  • экстернатура;
  • индивидуальный план;
  • дистанционная форма.

Функции образования.

При изучении функций и целей образования социологи выделяют пять основных аспектов:

  1. Воспитание (выработка культурных и моральных ценностей).
  2. Собственно, обучение.
  3. Подготовка квалифицированных специалистов.
  4. Приобщение к продуктам культуры и технологиям.
  5. Социализация (привитие образцов поведения, социальных норм и ценностей).

В повседневной жизни образование чаще всего подразумевает под собой обучение, как педагогический процесс интеллектуального образования обучаемого. Главную ценность образования (обучения) определил еще Пифагор: образованием можно поделиться с кем-нибудь, при этом не утратив его самому.

Образование – еще один ключевой элемент системы человеческого общества, отличающий его от животных.

Источники:

http://studopedia.su/9_23002_funktsii-sistemi-obrazovaniya.html
http://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obrazovatelnaja-sistema-rossii/sovremennaja-sistema-obrazovanija/
http://www.calc.ru/Obrazovaniye-Ponyatiye-Struktura-Sistema-I-Funktsii-Obrazova.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector