Ангел хранитель как личность и проблемы его изображения в православной иконописи. Иконография ангельских одежд

Икона святого Ангела Хранителя

Икона Ангела Хранителя в православной традиции приобретается с целью спасения от мирского падения. После Таинства Крещения каждый христианин получает от Всевышнего небесного заступника, оберегающего на всем протяжении земной жизни. Это эфирное создание беспокоится о здоровье телесной оболочки и души подопечного. В трудные минуты жизни следует вспоминать о нём и смиренно просить о благополучии и защите.

Кто такие Ангелы Хранители

Эти небесные создания Творца упоминаются в Священных Текстах, где сказано, что они участвовали в истории со времен присутствия Адама и Евы в Раю.

Ангел Хранитель — посредник между человечеством и Всевышним Господом. Главная задача этого святого существа — защищать личность и доносить до нее Божью волю, поэтому в православии стремятся скорее крестить новорожденного, чтобы обеспечить его полноценной охраной от темных энергий.

Большая вера приближает христианина к святому духу и Богу, что определяет лучшую жизнь в телесной оболочке. Однако небесный посланник не вмешивается в судьбу, которую создал сам Господь.

  • Ангел Хранитель через внутренний голос и интуитивную связь общается с подопечным ему человеком.
  • Небесное создание предупреждает о предстоящей опасности и стремится вдохновить на совершение благопристойных и полезных деяний.
  • Ангел имеет силу отвести от искушающего воздействия мирских объектов.
  • Люди, тщательно прислушивающиеся к своим заступникам, нередко чудесным образом спасаются в катастрофах или получают ментальные озарения.
  • Он помогает слышать свой внутренний голос и развивать склонность к добродетели.
  • Ангельские изображения устраняют страх различной направленности.
  • Ангел Хранитель наставляет на истинных путь, оглашенный Господом, и защищает от нападок ненавистников.

Чтобы найти общий язык с ним, необходима ежедневная и чистосердечная молитва перед образом. Священнослужители настоятельно рекомендуют общаться с духом света, прося помощи и защиты. Ангел приложит все силы, чтобы выручить просящего подопечного из тяжелой передряги.

На заметку! Ангел Хранитель не всегда гарантирует счастье и спокойствие. Христианин, отступившийся от веры, склонный к агрессивному и ненавистному поведению, собственноручно уничтожает положительное духовное начало. Пустившийся в крайности человек ощущает бедствия, неудачи и серьезные болезни.

Ангел никогда не являлся человеком, он не имеет имени и родовой принадлежности, но наделен особыми качествами личности. Каждому христианину приставлен только один такой светлый дух. Существует определенная иерархия бестелесных духов, которые располагаются в зависимости от могущества.

Характеристика иконы

На Древнем Востоке нередко встречались изображения крылатых созданий. Образы ангелов украшали алтари крупнейших храмов. На израильской земле находили фигурки из различных материалов, на страницах Ветхого Завета обнаруживаются сведения о предметах с изображениями небесных посланников.

В русской иконописи привычные образы появились в конце XVI века. Цель и значение облика — ежеминутное напоминание человеку о вечности самой души.

  • Ангелы Хранители чаще изображаются с крестом и мечом. Первый атрибут предназначен для жеста благословения, а второй защищает от нашествий темной энергии.
  • Одежда заступников внешне похожа на облачение дьяконов (священнослужителей). Одеяние для бесплотных духов расценивается как символ вечного служения Богу. Цвет плаща — зеленый, а хитона (рубашки) — красный. Нередко Ангелы Хранители изображаются в ослепительно белых одеждах.
  • Иконы изображают заступников как поясно, так и в полный рост. В последнем случае они помещаются на облако. Парящая фигура смиренно просит о возвращении в небесные обители, откуда человечество было согнано после грехопадения.
  • Заступники имеют людские облики, о божественном происхождении говорят большие крылья, которые сложены за спиною. Эти телесные элементы символизируют божественную быстроту и способность перемещаться из материального мира в эфирные области.
  • Для Ангелов Хранителей характерен третий глаз, который символизирует ясновидение и правдивую интуицию.
  • Если Божий посланник изображен с посохом, это говорит о его важной духовной миссии на грешной земле.
  • С помощью шара с крестом херувим созерцает предстоящую опасность и стремится предупредить об угрозе своего подопечного.
  • Иконография отличается в положениях рук. Иногда верхняя конечность поднята для благословляющего жеста, в другом случае — руки сложены в молитве.
  • Взгляд направляется прямо на смотрящего или в сторону. Голова его склонена, что символизирует полное смирение перед волей Создателя. Об этом же говорят и золотые ленты в локонах.
  • Современная иконография нередко изображает херувимов с маленьким ребенком, который представляет душу подопечного человека.
Читать еще:  Элементы подсистемы политической системы общества. Функции политической системы

О Небесных силах:

Нахождение собственной иконы святого духа

Во время крещения ребенок получает имя, и вместе со святым покровителем ему назначается определенный Ангел Хранитель. Чаще эту процедуру проводят на Святки (период от Рождества до Крещения Сына Божьего). Однако Церковь разрешает совершать ритуал объединения с небесным защитником произвольно, если человек был крещен в зрелом возрасте.

В христианских святцах могут отмечаться несколько покровителей с датой, которая будет приближена ко дню рождения маленького ребенка. В этом случае разрешается самостоятельный выбор понравившегося покровителя.

Некоторые образы святых защитников имеют в иконографии несколько вариаций исполнения. Святой всегда помогает детям с тождественным себе именем. Выбирая покровителя, следует опираться на даты рождения или факты жизнеописание.

Для православной традиции ближе духовное родство, которое определяется по симпатии.

На заметку! Если вас вдохновляют жизненные деяния конкретного святого, церковь разрешает сделать его своим покровителем. Он — реальный человек, который был причислен церковью к лику святых (Дева Мария, Серафим Саровский и т.д.).

Правильные молитвы иконе Ангела Хранителя

Священные слова, произнесенные перед ликом небесного существа, способны визуализировать этот светлый дух и настроить общение с ним. Православная традиция рекомендует внимательно прислушиваться к подсознательному голосу во время молитвы: в этот момент святой посланник общается с подопечным.

  • Для достижения желаемого счастья и спокойствия необходимы каждодневные молитвы перед ликом Ангела. Произносятся священные слова неспешно, вдумчиво и искренне. Молитва, записанная на листе бумаги, поможет лучше сконцентрироваться.
  • Священные просьбы, произнесенные утром, уничтожают негативные влияния, рождают добродушный настрой и избавляют от потенциальных конфликтов.
  • Молитва на вечер ограждает спящего человека от вторжения темной энергии в его сознание. Она позволяет видеть пророчество и предупреждения об опасностях.
  • В православной традиции известно множество молитв, которые предназначаются для конкретной проблемы и требуют совета и помощи от посланника с небес.

Иконы Ангела Хранителя на сайте СВЯТЦЫ — онлайн православный интернет-магазин.

Где должна располагаться икона Ангелу Хранителю

Икона Ангела Хранителя располагается на груди человека в виде образка или в квартире. Она круглосуточно охраняет от опасностей и неурядиц. Образ распространяет свое действие на родных, способствую миру в семейных отношениях.

Если есть возможность, следует соорудить специальный шкаф с полками для лика и защитным стеклом. В церкви такой атрибут называется киотом. Рядом с ним не должно находиться объектов, потому что они отвлекают от молитвы и погружения в общение со святым посланником.

Совет! Священнослужители рекомендуют поместить иконы во всех комнатах дома.

Супружеская близость не является грехом, поэтому образ защитника в спальне будет к месту. Священную молитву рекомендуют читать при покидании дома. Это повышает шансы на помощь от Ангела Хранителя. Слова произносятся четко, а мысли и желания формируются до просьбы.

Ангел Хранитель — посредник между человеком и Всевышним Господом. Он дается во время крещения и обязуется охранять жизнь подопечного от тяжелых жизненных ситуаций, а также направлять на путь истинной добродетели.

Важно! Искренние молитвы перед иконой Ангела Хранителя имеют силу избавлять от неприятностей и исполнять благочестивые желания. Получить собственного святого защитника можно в любом возрасте.

Ангел хранитель как личность и проблемы его изображения в православной иконописи. Иконография ангельских одежд

Иконография ангелов

По учению Церкви, Ангелы (от греч. — вестник) — существа одаренные бессмертием, свободной волей, высокими способностями и могуществом.

Ангелы — бесплотные духи и поэтому для людей невидимые.

Изображения ангелов были известны еще в Ветхозаветной церкви – в скинии Моисея и храме Соломона, но только лишь в Христианской Церкви (Нового завета) образ св. ангелов, божественных умов, по слову св. Дионисия Ареопагита, предстал во всей полноте и откровении Святого Духа.

Ангелы на иконах — набор символов, которые передают нам не внешний вид, а идею ангелов как посланников Божиих:

  • крылья — символ быстроты и все проникновенности;
    посох — символ посланничества;
  • зерцало (сфера в руке с изображением креста или аббревиатуры имени Спасителя) — символ дара предвидения, которым наделил ангелов Бог;
  • тороки (развивающиеся золотые “ленты” в волосах) — символ особого слышания Бога и послушания воле Его;
  • “око” во лбу – символ все видения;
  • облик прекрасного юноши — символ совершенства.
Читать еще:  Сонник ребенок покакал. К чему снится ребенок Обкакался во сне по соннику? Трактовка снов по различным сонникам

Возникает вопрос: правомочна ли именно такая изобразительная символика и есть ли для нее основания?
Ответ дает нам Священное Писание, где ангелы посланные Богом, как правило, являлись избранным людям в образе прекрасных, светозарных юношей в белом облачении…

Святой Дионисий Ареопагит, внимательно изучив все места Ветхого и Нового заветов, где есть упоминание об ангелах, их явлениях людям, и, обобщив все эти сведения в книге “О небесной иерархии”, выделяет девять ангельских чинов: серафимы, херувимы, престолы, как отмеченные наибольшей близостью к Богу; далее — господства, силы, власти и, обращенные непосредственно к человеку, — начала, архангелы и ангелы.
Первая триада — серафимы, херувимы и престолы — характеризуется непосредственной близостью к Богу;
Вторая триада — силы, господства и власти — подчеркивает божественную основу мироздания и мировладычества;
Третья триада — начала, архангелы и собственно ангелы — характеризуется непосредственной близостью у человеку.

Иконографический канон предусматривает изображения только тех ангельских чинов, описания которых есть в Священном Писании, как, например, в книге пророка Иезекииля и в Откровении св. апостола Иоанна Богослова.

Исходя из этих текстов, и сложилась иконография следующих ангельских чинов:

  • серафимы изображаются шестикрылыми,
  • херувимы — четырехкрылыми,
  • престолы — в виде колес с множеством глаз на ободьях — “. и, плеща их исполнена очес. ” (Иез. 1,18).

Изображения Архангелов занимают особое место и в храмовой росписи, и на переносных иконах, и в иконостасе (особенно Архангелы Михаил и Гавриил).

Фигуры Архангелов Михаила и Гавриила, ангелов-хранителей изображаются и в полный рост (например, как ангелов предстояния в иконостасе местного яруса и деисуса), и по пояс или оплечно (например, икона “Ангел златые власа”). Иногда изображаются ангелы и “все” вместе (например, икона Собор Архангела Михаила) или связанное с каким –то их явлением (например “Чудо архангела Михаила в Хонех”) и др.

Иконы ангелов можно часто встретить не только в храмах, но и в домах православных христиан, к ним мы обращаем свои молитвы как хранителям наших душ, как заступникам и оградителям от наветов, искушений и нападений, злых духов, как молитвенников за нас перед Богом.

Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!

© 2009-2020 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор — протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор — Елена Блайвас, Технический редактор — Александр Перехрестенко

Иконография ангелов.

Первые изображения ангелов

В раннехристианском искусстве известно несколько типов иконографии ангелов, восходящих к античным образам крылатых гениев, эротов, Ники.
Одно из самых ранних изображений ангела представлено в сцене Благовещения в катакомбах Присциллы в Риме, сер. III в.- юноша в белой тунике и паллиуме, безкрылый.

В IV в. подобный тип ангела, изображаемого без крыльев, довольно устойчив и встречается в росписях катакомб на библейские сюжеты: «Явление трех Ангелов Аврааму», «Явление ангела Валааму» и «Видение лествицы Иакову» в катакомбах на Виа Латина в Риме, сер. IV в.; «Товия и Ангел» в катакомбах на Виньо Массимо, сер. IV в.; также в сцене небесной Трапезы в гробнице Винсента и Вибии на Виа Аппия в Риме, нач. IV в., и на саркофаге в ц. Сан-Себастьяно в Риме, IV в. (на последнем ангел — средовек с бородой).

«Явление трех Ангелов Аврааму», катакомбы на Виа Латина в Риме, сер. IV в. (*изображение кликабельно)

«Явление ангела Валааму», катакомбы на Виа Латина в Риме, сер. IV в.

«Видение лествицы Иакову», катакомбы на Виа Латина в Риме, сер. IV в.

Первые изображения ангелов с крыльями

Крылатый ангел (символ евангелиста Матфея) впервые был изображен на мозаике конхи апсиды в базилике Санта-Пуденциана в Риме, кон. IV в.

Мозаика конхи апсиды в базилике Санта-Пуденциана в Риме, кон. IV в.(*изображение кликабельно)

Мозаика конхи апсиды в базилике Санта-Пуденциана в Риме, кон. IV в. Фрагмент
(*изображение кликабельно)

Оба типа ангелов, крылатые и без крыльев, представлены в церкви Санта-Мария Маджоре в Риме, 432-440 гг. (в композиции на триумфальной арке — крылатые, в нефе в сцене «Гостеприимство Авраама» — безкрылые) и в церкви Сан-Витале в Равенне, ок. 547 г. (на триумфальной арке ангелы, несущие в медальоне крест,- крылатые, в пресвитерии в сцене «Гостеприимство Авраама» — безкрылые).

Читать еще:  Существует ли душа после смерти человека. Что такое смерть и что происходит с душой после смерти? Видео

С V в. ангелы изображаются, как правило, крылатыми, с нимбами, в белых туниках с клавами и белых паллиумах, в легких рим. сандалиях.
Они представлены по сторонам Богоматери с Младенцем (мозаика ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, до 526), поддерживающими мандорлу (Евангелие Раввулы, 586 (Laurent. Plut. 1. Сod. 56)) или медальон с изображением Иисуса Христа (имп. диптих (Барберини), кон. V-нач. VI в. (Лувр. Париж)), креста (диптих св. Лупицина, VI в. (Нац. б-ка. Париж), агнца (мозаика свода купола ц. Сан-Витале в Равенне), медальон с монограммой имени Иисуса Христа (саркофаг, ок. 400 (Археологический музей. Стамбул)).

Мозаика церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, до 526 (*изображение кликабельно)

Евангелие Раввулы, 586 (*изображение кликабельно)

Мозаика свода купола ц. Сан-Витале в Равенне (*изображение кликабельно)

В виде ангела изображается София Премудрость Божия и Христос — Ангел Великого Совета.

В позднесредневек. период была широко распространена иконография «Собор ангельских сил», представляющая единение ангелов под предводительством архангелов Михаила и Гавриила для защиты Божиего Престола.

Собор Архангелов. Конец XV — начало XVI вв.

Икона Достойно есть. Русский Север. Вторая половина XVI века. Государственная Третьяковская Галерея

Ангелы изображаются в ветхозаветных сценах, в теофанических видениях, включаются в композиции протоевангельского цикла, двунадесятых праздников. Как правило, изображения ангелов сопровождаются надписью: «Ангел Господень» или «Ангелы Господни».

Одеяния ангелов

Как архистратиги небесного воинства ангелы могут изображаться в воинских одеждах — в хитоне и плаще с тавлионом (мозаика триумфальной арки ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, VI в.).

Мозаика триумфальной арки ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, VI в.

С VII в. известны изображения ангелов в лоратных одеяниях (в далматике и лоре), в расшитых золотом и камнями сапожках, с лабарумом в руке (ц. Успения Богородицы в Никее, VII в.).

Мозаика в ц. Успения Богородицы в Никее, VII в (*изображение кликабельно)

В сценах Евхаристия, Служба святых отцов, Небесная литургия, Великий вход ангелы облачены в диаконские одежды, в руках держат чаши, рипиды, кадила, свечи, покровцы.
В XIII-XIV вв. получает распространение изображение ангелов в воинских доспехах (в латах) (икона «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину», XIII в. (ГММК)).

икона «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину», XIII в.

Тогда же появляется изображение ангела в монашеских одеяниях, основанное на эпизоде из жития прп. Пахомия Великого.
Впосл. ангел в образе монаха включается в композиции «Страшный Суд» (икона «Страшный Суд», XV в. (ГТГ)) и «Сотворение ангелов» (икона «Троица в бытии», XVI в. (СИХМ)).

Икона «Страшный Суд», XV в. (ГТГ)

Икона «Троица в бытии», XVI в.

Символическое значение одежд ангелов

Символическое значение имеют одежды ангелов.
Согласно «Ареопагитикам», «светлая и огнеподобная» одежда означает «Богоподобие и силу освещать сообразно с их состоянием на небе» (CH XV 4).

Икона. Ангел Хранитель с деяниями. XIX в.

Клавы и тавлионы подчеркивают значительность чина, занимаемого ангелами в небесной иерархии.

Свободно развевающиеся концы головных повязок-тороков (слухов) свидетельствуют о предназначении ангелов слышать волю Божию.

Архангел Михаил; Византия. . Афон; XIV в.; местонахождение: Греция. . Афон, монастырь Хиландар (*изображение кликабельно)

В качестве атрибутов, сопровождающих ангельские образы, приняты лабарумы с написанными на них словами трисвятой песни, и зерцала — прозрачные шары-сферы, посредством к-рых ангелы, не смея взирать на Бога, созерцают Его отражение. На зерцалах обычно пишется имя Бога (IC XC), изображается Предвечный Младенец Эммануил или голгофский крест.

Ангел с лабарумом, византийская мозаика собора Марторана, XII век (*изображение кликабельно)

Архангел Гавриил изображён с зерцалом, потому что Гавриил есть вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого

Жезлы означают «царское и владычественное достоинство и прямое всего исполнение» (CH XV 5).

Посохи — знак того, что ангелы являются посланниками Бога.
В руках они могут также держать мерила, свитки, венцы, факелы, орудия страстей, медальон с изображением Христа Еммануила (в композиции «Собор Небесных Сил бесплотных»).

Ангел со свитком. XVIII в.

Мозаика. Италия. Флоренция. Баптистерий Сан Джованни. Интерьер. XIII-XIV вв.
Ангел трубящий, ангелы, несущие орудия Страстей (гвозди, терновый венец, крест) (*изображение кликабельно)

Образ Ангела-хранителя

В кон. XVII в. в рус. искусстве получает распространение образ ангела-хранителя.

Икона «Святой Ангел Хранитель», XVII век

Икона «Святой Ангел Хранитель». Вологда, XVII век (1660-е- 1670-е гг.)

Источники:

http://molitva-info.ru/ikony/ikona-angela-hranitelya.html
http://www.hram-feodosy.kiev.ua/iconograf_angel.htm
http://mila-lova.livejournal.com/208649.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector