Игры по станциям. Формирование инициативы и самостоятельности дошкольников в доу посредством маршрутной игры

Формирование инициативы и самостоятельности дошкольников в ДОУ посредством маршрутной игры

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 44 «Дюймовочка», г.КанскМаршрутная игра с элементами квеста,как средство создания условий для ситуации общения и межличностного взаимодействия воспитанников в ДОУ.Пугачева Ю.О – воспитатель МАДОУ № 44 Свободное общение детей занимает от 10% до 20% времени ихжизнедеятельности. Цель.Создание условий для общения и взаимодействия детей. Задачи.Разнообразить формы творческой, игровой, двигательной активности детей.Формировать и сплачивать детский коллектив через совместную игровую деятельность.Развивать посредствам двигательных заданий– память, внимание, логическое мышление, наблюдательность; а также физические качества — ловкость, быстроту реакции, координацию движений, выносливость.Воспитывать творческую активность и ответственность при выполнении коллективных заданий.Создавать хорошее настроение, эмоциональный заряд от участия в развлекательном действииФормировать наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами, планами и условными обозначениями при ориентировке в ситуации).Развивать умение ориентировки на листе бумаги.8. Воспитывать нравственные качества дошкольника: развитие уверенности в себе, взаимопомощи друг другу, развитие самоконтроля, самодисциплины, отзывчивости, сопереживания.
Требования «Маршрутных игр с элементами квеста»:содержание заданий и условия организации игры необходимо выстраивать в соответствии с возрастными возможностями дошкольников;сюжет игры должен быть интересен и понятен детям;точно продуманы и составлены маршруты движения команд. Этапы работы: Самоподготовка (изучение технологии проведения маршрутных игр).Предварительная работа (с родителями, педагогами, воспитанниками).Создание предметно-пространственной среды (выбор игрового пространства, оформление пунктов игры, подбор музыкального сопровождения). Изготовление необходимых атрибутов игры (карты, подбор заданий соответственно тематике, обозначения).Проведение игры.Анализ (рефлексия с детьми, анкетирование педагогов ДОУ, отзывы родителей).

Итоги работы.Дети лучше стали ориентироваться в стенах детского сада.Дети стали узнавать кабинеты (медика, сенсорную и экологическую комнаты, где находится какая группа, ее название и расположение).Дети стали более уверенные и самостоятельными.Общение между детьми стало более дружелюбное. Повысился уровень нравственного развития детей: стали более отзывчивыми по отношению друг к другу, готовыми прийти на помощь. И могут самостоятельно провести экскурсию по дошкольному учреждению своим родителям и родственникам. Спасибо за внимание!

  • конференция
    Размер файла: 20 kB Загрузок: 16
  • Пугачева ЮО (1)
    Размер файла: 3 MB Загрузок: 33

Маршрутная игра как средство развития инициативы и самостоятельности дошкольников
статья на тему

Проблема по формированию самостоятельности изучается многими отечественными и зарубежными специалистами. На сегодняшний день является актуальным рассмотрение самостоятельности как качества личности, являющееся базовым для формирования ключевых компетенций дошкольника. В данной статье описано, как с помощью маршрутной игры развивать инициативу и самостоятельность дошкольников.

Скачать:

Предварительный просмотр:

как средство развития инициативы и самостоятельности дошкольников

автор — О.М. Новикова

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Светлолобовский детский сад «Сказка» № 7

Проблема по формированию самостоятельности изучается многими отечественными и зарубежными специалистами. На сегодняшний день является актуальным рассмотрение самостоятельности как качества личности, являющееся базовым для формирования ключевых компетенций дошкольника.

Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и инициативность, а так же когда необходимо это делать, нужно определиться с данными понятиями. Специалисты определяют самостоятельность таким образом:

  • умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
  • умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
  • умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
  • умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
  • умение переносить известные способы действий в новые условия.

В педагогической литературе инициативность рассматривается чаще всего как качество школьника, его усилия, направленные на удовлетворение познавательных интересов и потребностей. Однако среди ученых нет единого мнения о данном феномене. Ильин Е.П. (2000) рассматривает инициативность как частный случай самостоятельности. В то время, как Годин Г.Н , Елисеева З.Н. считают самостоятельность одним из критериев инициативы.

В своей практике в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности я применяю различные методы и приемы. Изучая литературу по данному вопросу, я узнала о разных видах игр, которые повышают детскую инициативность и самостоятельность. К ним можно отнести маршрутную игру, которая помогает приобрести уверенность в своих действиях и направляет детей делать самостоятельно выбор в процессе совместной и самостоятельной деятельностях.

Маршрутная игра – это игра, в которой имеется определённый маршрут (в зависимости от темы игры), на протяжении которого дети выполняют различные задания, достигая конечной цели.

Новизна маршрутной игры состоит в самой её форме проведения, которая влияет на развитие инициативы и самостоятельности детей. Дети выходят за рамки своей группы и игровой площадки (в зависимости от того, где проходит игра), самостоятельно группой детей перемещаются по маршрутам, выполняя задания. Задания подобраны таким образом, что на каждой станции ребёнок может проявить инициативу в той или иной деятельности, в той деятельности, в которой чувствует себя наиболее уверенно.

Читать еще:  Предмет и функции деловой этики. Деловая этика, определение, предмет, задачи принципы

Темы игр могут быть разнообразными, в зависимости от интересов детей, запросов родителей, приоритетного направления детского сада и т.д. В рамках подготовки педагоги знакомят детей с материалом по теме игры, актуализируют имеющийся багаж умений.

Хочется привести пример заключительного мероприятия — развлечения месяца для детей в форме маршрутной игры морской тематики, которую мы проводили в летний период. Участниками мероприятия выступали воспитанники средней, старшей, подготовительной групп.

Остановимся подробнее на этапах работы:

  1. Самоподготовка (изучение технологии проведения маршрутных игр).

Замысел игры заключался в том, что воспитанники вместе с педагогами отправляются в морское путешествие на поиски сокровища. Все участники мероприятия делятся на команды, получают маршрутные листы с указанием станций, на которых дети самостоятельно выполняют задания, предлагаемые сказочными героями и, получая подсказку, двигаются дальше, пока не достигнут заключительной станции, где спрятан клад с сокровищами.

В процессе подготовки принимали участие все педагоги детского сада, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре, Совместно были подобраны игры (задания) на развитие памяти, внимания, логического мышления, наблюдательности ловкости. Самое важное правило для педагогов было то, что ведущую роль в игре брали на себя дети, педагоги могли лишь только корректировать и поправлять ребятишек.

  1. Предварительная работа (с родителями, педагогами, воспитанниками).

С участниками мероприятия были проведены консультация «Что такое маршрутная игра? Для чего она нужна?», оформлены памятки в группах «Почему нельзя забирать ребенка во время проведения маршрутной игры?». На данном этапе происходило обсуждение костюмов согласно тематике игры. Многие родители были привлечены в качестве участников.

  1. Создание предметно-пространственной среды

На данном этапе происходил выбор игрового пространства, оформление пунктов игры, подбор музыкального сопровождения.

  1. Изготовление необходимых атрибутов игры

Педагогический коллектив, совместно с родителями занимался изготовлением карт, подбором заданий, соответственно тематике. Большое внимание педагогический коллектив уделил содержанию заданий, которые предлагались на станциях, подбору музыкального и мультимедийного сопровождения, которые выступали одним из важных факторов стимулирующих движения дошкольников, повышающих их эмоциональность и определяющих их ритм и темп.

В начале мероприятия в игровой форме было организовано формирование разновозрастных команд, затем процесс выбора капитана своей команды, выбора названия команды, и продумывания девиза. В задачу воспитателя входила и предварительная работа с детьми по заучиванию различных девизов, речёвок.

Детям было предложено найти спрятанный Бармалеем настоящий клад. Но, чтобы его найти, ребятам нужно было пройти несколько станций и на каждой выполнить интересное задание: отобрать полезные продукты на ужин для моряков, поймать рыбку в океане, также ребятам приходилось состязаться в ловкости и быстроте, дальности метания и т.д.

На каждой станции по завершению выполнения задания выдавалась подсказка-маршрут, по которому они должны были двигаться дальше. После того, как все кусочки карты были собраны, дети узнали, что настоящий клад спрятан в заброшенном тереме, на сказочном острове, в котором жил Бармалей. Детям необходимо было освободить терем от Бармалея. Ребята выполняли все задания Бармалея и наконец, достигли долгожданного момента, когда он вынес сундук с сокровищами.

Содержание работы по данному этапу заключалось в рефлексии с детьми, анкетировании педагогов ДОУ, отзывы родителей.

При подготовке и проведении маршрутной игры важно соблюдать определённые требования:

  • содержание заданий и условия организации игры необходимо выстраивать в соответствии с возрастными возможностями дошкольников;
  • сюжет игры должен быть интересен и понятен детям;
  • точно продуманы и составлены маршруты движения команд.

Очень ценно, по моему мнению, то, что группы разновозрастные. Опыт создания и развития детско-взрослого сообщества убеждает в том, что это очень действенный путь для успешной социализации детей разного возраста. Конечно, социализация детей и передача опыта от старших к младшим происходит стихийно, но в условиях педагогической организации этого процесса достигаются значительные социализирующие результаты, воспитательные и развивающие эффекты. Младшие дети получают опыт выполнения поручений в подготовке и проведении разного рода дел и заданий, наблюдают за работой старших ребят, анализируют и соотносят результаты проведения дел. Старшие ребята становиться наиболее ответственными, инициативными.

Маршрутная игра позволяет дошкольникам действовать самостоятельно, по собственной инициативе, проявить лучшие качества, почувствовать себя успешным, почувствовать себя в ситуации выбора участника по совместной деятельности или собственно деятельности, в которой ребёнок, по его мнению, преуспевает .

  1. Бакина М. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание — 2011 -№4. — с.58-60.
  2. Котенева О. Н., Талькова Л. К. Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников на занятиях физической культурой в условиях реализации ФГОС ДО // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2. — С. 30-32.
  3. Леднева С. Путешествуем, играем, познаем и развиваем! // Дошкольное воспитание № 4,2009.
  4. Лосик Е. И. Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших дошкольников [Текст] / Е. И. Лосик // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 47-49.

Консультация «Квест-игра как средство развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста»

Ирина Будникова
Консультация «Квест-игра как средство развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста»

Согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», введением ФГОС в ДОУ, профессиональными стандартами в дошкольном образовании, особенно актуальными становятся вопросы использования и адаптации эффективных технологий, направленных на развитие современного ребёнка.

Читать еще:  Участие японии во второй мировой войне. Роль и место Японии во Второй мировой войне

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель — содействовать становлению ребенка как самостоятельной личности.

Современные требования, предъявляемые к педагогическому процессу в дошкольном образовании, предполагают тесную интеграцию всех образовательных областей, широкое разнообразие форм организации детской деятельности, опираясь на постоянное сотрудничество детей и взрослых, как равноправных партнеров.

И все это находит широкий отклик в грамотно построенной и проведенной квест-игре.

Квест является разновидностью игровой технологии и обладает огромным развивающим потенциалом, так как нацелен на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт.

Квест – технология – это один из вариантов игры – путешествия, применяемой в дошкольном возрасте, а игра – это ведущий вид детской деятельности.

Квест – игра дает возможность при объединении различных видов детской деятельности ненавязчиво реализовывать задачи каждого из 5-ти направлений развития и образования ребенка.

А самое главное, дети с большим интересом и легкостью участвуют в игре, что стимулирует их быть активными и самостоятельными в познавательной, поисковой или продуктивной деятельности. Итак, что такое квест – игра?

Квест — командная игра, в которой задействованы не только выносливость и эрудиция, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление.

Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка в заданиях! Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию и не требующие специальных знаний или умений от игроков.

Принципы организации квестов:

• Безопасность — все игры и задания должны быть безопасными;

• Соответствие возрасту и индивидуальным особенностям участников квеста;

• Уважение достоинства ребёнка;

• Чёткая постановка цели, распределение ролей;

• Постоянная смена деятельности;

• Связность, последовательность и логичность заданий;

• Эмоциональная окраска игры (декорации, музыкальное сопровождение, карты, схемы, костюмы);

• Продуманность организации игры;

• Педагог направляет игру, наталкивает детей на правильные выводы;

Самостоятельность суждений детей;

• Результаты каждой подгруппы собираются в общий результат

(схема, пазл, карта, рисунок, предложение)

В ходе организации работы дошкольников над квестами реализуются следующие задачи:

Образовательная — вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности детей, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.

Развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, проявление инициативы; расширение кругозора, эрудиции.

Воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

Структура квеста:

Общая игровая цель – известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель — общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы».

Этапы игры. В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.). Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т. п.

Командный характер действий. Участники объединены в игровые команды, либо все находятся в одной команде. При прохождении этапов команда не разделяется, а действует сообща.

Игроков сопровождает инструктор «Инструктор команды — взрослый». Его задача – обеспечение безопасности, консультации по игровой логистике и особенностям задач, поддержка участников, помощь в решении организационных вопросов и, при необходимости, помощь в организации командного взаимодействия.

Существуют различные виды квест-игры, которые зависят от сюжета, или от места проведения.

За прошедший учебный год мы провели четыре квест — игры в нашем дошкольном учреждении. Все игры были построены по линейному типу и проводились, как в помещении детского сада, так и на его территории. Для проведения игр были привлечены не только воспитанники нашего ДОУ, но их родители, а также ребята из других детских садов.

Квест — игра «Зелёный огонёк».

Игра проводилась с целью закрепления знаний детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения, по итогам тематической недели «Будь осторожен!» Команды ребят средней, старшей и подготовительной групп, в сопровождении взрослых двигались по выбранному маршруту по станциям: «Познавательная», «Творческая», «Спортивная». На каждой станции команды выполняли различные задания: собирали и раскрашивали светофор, разгадывали загадки про дорожные знаки, танцевали под веселую музыку, приняли участие в эстафетах по ПДД. За каждое, правильно выполненное задание каждая команда получала элемент дорожного знака и в конце игры должна была собрать свой дорожный знак. За успешное прохождение игры ребятам вручили значки светоотражатели, чтобы водители могли их видеть на дорогах.

Квест — игра «В поисках клада»

Проводилась в рамках неформальных каникул в сотрудничестве с другими детскими садами города. Задачей квеста было обобщение и закрепление знаний по итогам тематической недели «Игры и забавы». Участники были разделены на две команды. Команда моряков и команда пиратов. По легенде, участников игры сопровождает друг Джека Воробья. Сам Джек отправил ребятам письмо с предложением пройти все его испытания и доказать, что они настоящие моряки. И тогда он отдаст ребятам свой клад. Ребята выполняли различные задания, чтобы получить фрагмент карты. На первом задании вместе с другом Джека Воробья участники выполняли ритмическую гимнастику, и вспомнили различные команды, которые отдаются на корабле. На следующем задании команды должны были победить друг друга в бою воздушными шарами. Потом учились бросать спасательный круг утопающему. На следующем испытании им даже удалось победить медузу Горгону. Отгадали морские загадки. Вспомнили моря с цветными названиями. Сочиняли стих про моря и океаны. После прохождения всех испытаний участники сложили кусочки карты воедино и получили секретный код от сундука с кладом. В ходе игры ребята закрепили пройденный материал. Проявили самостоятельность и инициативу в прохождении испытаний. Получили массу положительных эмоций и заряд энергии на весь день.

Читать еще:  Берёза: посадка и уход в открытом грунте. Посадка березы весной. Советы по уходу за березой.

Проведя квесты с детьми, мы решили привлечь родителей и показать им как дети проявляют самостоятельность. И провели праздничный квест для наших мам.

Квест — игра «Для мамочки, любимой!»

Игра проводилась в преддверии празднования дня матери, как итоговое мероприятие тематической недели «Моя семья». В начале ребятам задали вопрос о том, как они самостоятельно могут поздравить маму с праздником. В ходе беседы ребята решили накрыть праздничный стол для мамы. Но чтобы получить угощения, ребятам нужно было пройти ряд испытаний. И они отправились в путь. На станции «Интеллектуальная» по разным атрибутам дети должны были угадать профессию мам. На станции «Творческая» изготавливали открытку. На станции «Логической» нужно было сложить пазл с фотографией семьи. На спортивной станции состязались 2 команды. В ходе игры, участников на станциях встречали мамы, которые направляли детей на самостоятельное выполнение заданий. За правильно выполненное задание игроки получали угощение. В конце игры ребята вместе с мамами устроили праздничное чаепитие и поздравили их с праздником.

Семейная квест-игра «Мы за ЗОЖ!»

Проводилась в качестве итогового мероприятия проекта «Я такой!» приуроченного к тематической неделе: «Мое тело-мое здоровье». Целью игры было укрепление детско-родительских отношения. Закрепление знания о необходимых культурно-гигиенических навыках и пользе здорового питания и витаминов. Воспитание интереса к здоровому образу жизни, занятиям спортом.

В гости к детям пришел доктор Неболейка, чтобы помочь детям вспомнить, что нужно делать чтобы быть здоровым. Совместно с родителями дети проходили станции по маршрутному листу, отгадывали загадки, чтобы побороть вредных микробов, вспомнили правильный режим дня, закрепили правила гигиены и здорового питания. Рассказали родителям о пользе витаминов и где их можно найти. Соревновались в спортивных состязаниях. а за свою работу дети получали настоящие фрукты, из которых потом приготовили фруктово-витаминный салат.

У квест – игры есть ряд преимуществ, она:

• является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес, инициативность самостоятельность в ходе выполнения заданий;

• формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания и проявления инициативы;

• формирует у детей унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе;

• обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения;

• создаёт условия для поддержки и развития детских интересов и способностей и нацелена на развитие индивидуальности ребёнка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности;

• создаются комфортные условия обучения, при которых каждый ребёнок чувствует свою успешность;

• в ходе реализации можно комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослого;

• возможность введения в игру разнообразных заданий позволяет решать

бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач.

Если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, помочь им сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест – игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.

1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ от 29.12.2012

2. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»

3. Осяк С. А., Султанбекова С. С., Захарова Т. В., Яковлева Е. Н., Лобанова О. Б., Плеханова Е. М., Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;

4. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

5. Николаева Н. В., Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся [Электронный ресурс] / — ( http://rcio .- pnzgu. ru/vio/07/cd_site /Articles/art_l_l 2. htm).

6. Осяк С. А. Образовательный квест — современная интерактивная технология [Текст] // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1-2.

Источники:

http://educontest.net/ru/297082/%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D1%8B-%D0%B8-%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82/
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/11/13/marshrutnaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya-initsiativy-i
http://www.maam.ru/detskijsad/-kvest-igra-kak-sredstvo-razvitija-iniciativy-i-samostojatelnosti-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector