Папка по самообразованию учителя логопеда. Индивидуальный план самообразования «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда

План самообразования «Использование ИКТ в работе учителя — логопеда».
методическая разработка по логопедии на тему

План самообразования «Использование ИКТ в работе учителя — логопеда».

Скачать:

Предварительный просмотр:

учителя — логопеда Сергеевой Нины Викторовны на 2014-2015 учебный год.

«Использование ИКТ в работе учителя — логопеда ».

Обоснование выбранной темы.

Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические пункты, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью компьютерных технологий.

При использовании ИКТ на занятиях по логопедии в детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что категория детей, имеющих те или иные речевые нарушения, характеризуется нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью. Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу в целом и в дошкольные учреждения в частности стала актуальна в наши дни. В связи с этим я определила для своей методической работы следующее направление: использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда, как способ оптимизации процесса коррекции речи.

План изучения темы.

1. Основы компьютерной грамотности.
2. Психолого — педагогические основы использования компьютерной техники в ДОУ.
3. Санитарно- гигиенические и медицинские аспекты применения новых информационных технологий в дошкольном детстве.
4. Технические и программные средства обеспечения педагогического процесса.
5. Занятия детей дошкольного возраста с использованием компьютера.
6. Компьютерные развивающие игры в помощь логопеду.
7. Отбор и апробация образовательных компьютерных программ и игр, наиболее приемлемых в логопедической работе.
1. Журнал «Управление ДОУ». №6 2008г

2. Газета «Мой компьютер». ЗАО. Издательство «Газетный мир».
3. Гаргуша Ю.Ф. Черлина Н.А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Журнал «Логопед» №2 2004г.
4. Томилина С.М Логопедия и интернет. Журнал «Логопед» №3 2006г.
5. Кузьмина Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы. Журнал «Логопед» №5 2008г.
6. Иванова Е.В. Повышение ИКТ – компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». №12 2009
7. Ходченкова О.А. Использование ИКТ в работе логопеда детского сада.
ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ:
www. iteach . ru
http://www.solnet.ee
http://www.detsat.ru
http: //sch138. kob. ru /Infomatic/ PowerPoint/L 1. htm
http:// http://www.logopedia.ru
http:// festival .1 september. ru / articles

Инновационно — профессиональная деятельность по завершении изучения темы .

1. Приобрести навыки работы на ПК, используя программы: Microsoft Office 2003 (Word-текстовый редактор; PowerPoint-программа для создания мультимедийных презентаций; Internet Explorer.)
2.Апробировать инновационную технологию серии «Учимся и оздоравливаемся» А.Сметанкина «Здоровая Азбука» (компьютерная программа «БОС – Здоровье»).

3.Подготовить сообщения для воспитателей и родителей по данной проблеме:
* «Речь ребёнка расцветает, а компьютер помогает».
* «Плюсы и минусы в «общении» с компьютером».
* «Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения».
4.Составить конспект игрового занятия «Путешествие по компьютерной стране».
5.Систематизировать практический материал по данной проблеме:
* Интернет- ресурсы (детские презентации)

*Мультимедийный диск «Домашний логопед».
*Развивающие компьютерные игры «Доктор Айболит», «Жужжалочка» и другие.
6.Разработать памятку для родителей по использованию компьютера ребёнком.

-для реализации поставленных задач я овладела навыками работы с компьютерной техникой, накопила личный опыт по практическому использованию информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), научилась применять их в учебном процессе, регулярно знакомлюсь с материалами, помещенными на специальных сайтах в Интернете ( http://www.logoped.ru; http //www. loqoped. orq; http:// http://www.logopedia.ru; http:// http://www.logopunkt.ru; http:// festival .1september. ru; http://doshkolnik.ru/; http://www.solnet.ee; http://ivalex.vistcom.ru/; http://www.volchi.ru ).

-для педаогов ДОУ провела открытое индивидуальное занятие с использованием ИКТ «Доктор Айболит. Игры со звуками».

-также в своей деятельности использую медиа-ресурсы, способствующие развитию речи детей, компьютерные игры, видеозапись индивидуальных занятий «Ребёнок в ДОУ и семье», мультимедийный диск «Домашний логопед», DVD фильм «Как помочь малышу красиво говорить»;

-в активе моей работы регулярно используются следующие информационно-коммуникативные технологии:

-инновационная технология А.Сметанкина «Учимся и оздоравиваемся», «Здоровая Азбука» (компьютерная программа «БОС – Здоровье»), предназначенная для групповой и индивидуальной работы, что позволяет включать в работу всех анализаторные системы, повышая эффективность логопедической работы;

-демонстрационные презентации, выполненные в приложении Microsoft PowerPoint, дают возможность получить на экране дисплея красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому мною материалу (обследование, антонимы, «Чей звук?», «Жужжалочка», игры со звуками и др.);

-коррекционно-развивающие игры с использованием детского игрового компьютера делают обучение интересным, увлекательным, развивающим. В результате проводимых коррекционно-развивающих игр через детский развивающий компьютер дается возможность:
• повышать речевую мотивацию;

• повышать скорость запоминания и улучшать речевое продуцирование;

• активизировать и восстанавливать высшие психические функции;

• автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого количества речевого материала;

-файлы у меня систематизированы по следующим блокам:
• диагностика (анкеты, тесты);

• отчетная документация (график работы, расписание занятий, перспективные и календарные планы работы, бланки отчетности за год, выступления на педсоветах и методических объединениях);

• текущие документы: конспекты занятий, тематически планы, консультации, индивидуальные карточки для детей, задания для детей по подгруппам и др.);

• работа с родителями (памятки, анкеты, консультации, материалы к родительским собраниям).

В работе использую различные программы:

Мicrosoft Word — работа с документами;

Мicrosoft Роint — работа с изображениями;

Мicrosoft Роwег Роint — презентации (педагогические советы, семинары, проекты)

Мicrosoft Оffice Publisher — информация для всех участников педагогического процесса.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысит.

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и обучении ребенка, а .

Читать еще:  Кукольный театр для детей сценарий. Кукольный спектакль на новый год для дошкольников. Сборник кукольных спектаклей «чтобы дети росли добрыми»

Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические пункты, имеют проблемы в разв.

В работе представлены варианты использования ИКТ в работе логопеда ДОУ.

В этой статье изложен мой нетрадиционный опыт работы с родителями.

Обоснование использования ИКТ в работе учителя-логопеда дошкольного учреждения.

Годовой план организационно-методической коррекционно-развивающей работы на 2015-2016 учебный год учителя-логопеда Евстифеевой О.А. Цель: коррекционная работа, направленная на преодоле.

План самообразования «ИКТ, цор и нетрадиционные приёмы в коррекционной работе учителя логопеда»

Маргарита Беляева
План самообразования «ИКТ, цор и нетрадиционные приёмы в коррекционной работе учителя логопеда»

Цель: продолжать повышать свой профессиональный уровень и улучшать результаты коррекции речевого развития детей.

1. Изучение современных подходов по использованию информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе.

2. Планирование работы по использованию информационно-коммуникативных технологий.

3. Пополнять методическую копилку по теме самообразования: папки презентаций на развитие ЛГ строя, на автоматизацию звуков, на развитие связной речи, на фонетико- фонематическое развитие, приобретать новые логопедические компьютерные игры.

4. Внедрить систему работы по использованию информационных компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи.

5. Распространять положительный опыт среди коллег.

1. Обоснование выбранной темы.

2. Профессионально-педагогическая деятельность.

3. Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.

4. Изучение специальной литературы.

6. Организационная работа.

Обоснование выбранной темы.

Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желание логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнок часто не хочет заниматься, его утомляют ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука.

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.

Подробно изучив материал по данной теме, я решила использовать инновационные методы в своей работе. Для детей с ОНР характерны: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложения, дефектное произношение звуков. Наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Большинство из них страдает нарушениями внимания, несовершенством логического мышления. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методов, эффективность которых очевидна.

Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих речевые группы, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких детей наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью компьютерных технологий.

При использовании ИКТ на занятиях в детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу в целом и в дошкольные учреждения в частности стала актуальна в наши дни.

Название мероприятий Сроки

Разработать и утвердить годовой план работы учителя–логопеда на 2015-2016 учебный год. Сентябрь 2015.

Изучить и проанализировать:

• «Закон об образовании»

• Проект ФГОС дошкольного образования.

• Программы коррекционной логопедической работы Н. В. Нищевой и Л. В Лопатиной для подготовительной группы детей с нарушениями речи.

• Краевой выездной семенинар по ФГОС (с. Бархатово) Сентябрь,

Разработать перспективное планирование в подготовительной группе с учётом использования информационно-коммуникативных технологий. В течение

Систематизировать практический материал, интернет ресурсы по внедрению информационно- коммуникативных технологий с старшей группе. В течение

Разработать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием компьютерных технологий в корреционно-логопедической работе с детьми. В течение

Провести семинар для педагогов МАДОУ «Роль интерактивных игр в образовательном процессе». Ноябрь 2015г.

Провести открытый показ для родителей занятия по ОГ и развитию ЛГ с использованием презентации и интерактивных игр. Февраль 2016.

Пополнение методической копилки логопеда.

Название мероприятий Сроки

Приобрести новые диски интерактивных игр портала «Мерсибо» В течение года.

Изготовление и пополнение папки демонстрационных пособий для артикуляционной гимнастики в формате презентаций. В течение

Изготовление и пополнение папки презентаций для НОД по лексическим темам и для индивидуальных занятий на автоматизацию звуков в слогах, словах и связной речи. В течение

Изготовление пособий –распечаток с интернет ресурсов. В течение

Систематизация и дополнение портфолио материалами по использованию информационно-коммуникативной технологии. В течение года.

Подготовка материалов – публикаций на образовательные сайты по теме:

«Использование информационно-коммуникативных технологий и нетрадиционных приёмов в логопедической работе с детьми с нарушениями речи». Ноябрь 2015

Использование на коррекционных занятиях презентаций по лексическим темам, презентаций по автоматизации звуков, компьютерные игры: «Игры для Тигры», «Загадки тигрёнка Усика», «Играем и учимся», «Домашний логопед», «Учимся говорить правильно», «Звуковой калейдоскоп». В течение года на каждом занятии

Использование аудиозаписей для арт. гимнастики и автоматизации звуков. В течение года на каждом занятии.

Использование мультимедийных видео по лексическим темам. В течение года на каждом занятии

Изучение специальной литературы.

№№ Название мероприятий Сроки

1. Изучение материалов на сайтах:

• Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/

• Логопед. ру http://www.logoped.ru/index.htm/

• Портал «Мерсибо» http://mersibo.ru/front4_8

• Сайт Матыкиной «Логорина» http://logorina.ru

2. Изучение статьи в Журнал «Логопед в детском саду» № 7, 2012. Тема: «Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда» Октябрь 2015

3. Изучение статьи в Журнале «Логопед в детском саду» № 10, 2012. Тема: «Использование элементов программированного обучения в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи». Ноябрь 2015

4. Изучение статьи в Журнале «Логопед» № 6, 2012. Тема: «Использование современных педагогических технологий в работе учителя-логопеда». Декабрь 2015

5. Изучение материалов сайтов и образовательных порталов по теме самообразования. Ежемесячно

Задачи Содержание, темы Форма проведения Сроки исполнения

ции, профессионального роста. Предъявленные темы для использования интерактивных игр и ИКТ на коррекционных занятиях с дошкольниками. Вебинары образовательных интернет-порталов В течение года

1 .Изучение специальной литературы. «Роль интерактивных игр в образовательном процессе».

Читать еще:  Петр и феврония как символ дня семьи, любви и верности. Пётр и Феврония – символ любви

Интерактивные, компьютерные игры,мультимедийные презентации в логопедической работе. Представление презентации на МО логопедов края (п. Подгорный) Февраль 2016

2. Создание преемствен-

ности в работе. Совместное проведение МО логопедов школ и детских садов. Логопедические занятия в школах и детских садах по плану МО

3. Обобщение практического опыта. Формы и способы перспективного и тематического планирования работы учителя-логопеда. Круглый стол. По плану МО

4. Курсы повышения квалификации. Программа логопедической работы как компонент АОП для обучающихся с ОВЗ. 88ч.

Курсы. Январь 2016г.

1. Своевременное проведение обследования детей (май, сентябрь).

2. Заполнение речевых карт, ведение документации в соответствии с проведенным обследованием и решением протоколов комиссии ПМПК.

3. Составление тематического планирования коррекционной работы с дошкольниками и годового плана работы (в начале учебного года).

4. Составление отчета по результатам проведенной коррекции (май).

5. Пополнение папки интерактивных игр для коррекции речевого недоразвития у детей.

6. Использование элементов песочной терапии на коррекционных занятиях.

Дыхательная гимнастика в коррекционной деятельности учителя-логопеда Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических.

Формы, методы, приёмы и системность в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ в соответствии с ФГОС Обмен опытом работы на тему: «Формы, методы, приёмы и системность в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ в соответствии с ФГОС».

Педагогический проект «Использование интерактивной доски в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОНР» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 15» Использование интерактивной.

Семинар «Мы родом из детства». Применение мультипликации в коррекционной работе учителя-логопеда «Мы родом из детства». Тема: Применение мультипликации в коррекционной работе учителя-логопеда. Цель: освоение и последующее применение.

Педагогический проект «Использование интерактивной доски в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОНР» Актуальность В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие.

Приёмы взаимодействия воспитателя, учителя-логопеда и музыкального руководителя Впервые система музыкально-ритмических движений была разработана известным швейцарским музыкантом-педагогом Э. Далькрозом. Метод Далькроза.

Примерное планирование коррекционной работы учителя-логопеда в средней группе Сентябрь: 1. Расширение и обогащение словаря по темам: Игрушки, Части тела, Овощи, Фрукты 2. Понимание вопросов по содержанию сюжета, картинки:.

Сказкотерапия в коррекционной работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с ОВЗ Использование сказкотерапии в коррекционной работе Все дети любят сказки. Ведь с помощью неё ребёнок знакомится с миром, который ему не.

Использование дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова в коррекционной работе учителя-логопеда Цель: повысить свой профессиональный уровень и повысить эффективность процесса формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием.

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ. Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ. Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные.

fkrchr.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 2»

План по самообразованию учителя-логопеда

Фомичевой Натальи Николаевны

Тема : «Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»

Цель: повышение уровня сформированности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе.

Изучать нормативные документы по организации образовательного процесса в соответствии с современными требованиями;

Изучать психолого-педагогической литературу по данной теме;

Изучать методические приёмы по использованию ИКТ в совместной деятельности с детьми;

Внедрять современные образовательные технологии в коррекционный процесс по исправлению речевых нарушений с целью стойкого исправления нарушений устной речи, формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации обучающихся;

Разработать методические и дидактические материалы (создать банк ИКТ-пособий);

Планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса;

Освоить образовательные практики активного взаимодействия и сотрудничества педагогов с родителями, обеспечивающих информационную открытость в логопедической практике.

Презентовать педагогический опыт.

Обоснование выбранной темы: Содержание речевого развития в старшем дошкольном возрасте составляют две взаимосвязанные области: обучение родному языку (фонетике, лексике, грамматике) и способам применения языка в познавательной деятельности и общении. Овладение языком происходит при расширении знаний о явлениях и многообразии отношений в окружающем мире.

Основными задачами в работе над формированием лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста являются:

Обогащение, расширение и активизация словаря путем введения в языковое сознание ребенка тематические группы слов, синонимические ряды, антонимические пары, многозначные слова.

Развитие творческой речевой деятельности и выразительности.

Формирование грамматического строя речи путем включения работы над морфологией, изучающей грамматическое значение в пределах слова (изменение по родам, числам, падежам), словообразованием (созданием нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемостью и порядком следования слов, построением простых и сложных предложений).
Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий. Наряду с речевыми нарушениями, все воспитанники логопедической группы имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Решить эту задачу можно с помощью компьютерных технологий.

Использование ИКТ на коррекционных занятиях по логопедии в детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу в целом и в логопедические занятия для детей с нарушениями речи в частности стала актуальна в наши дни.

В связи с этим я определила для своей методической работы следующее направление: повысить уровень сформированности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе.

1. Психолого-педагогические основы использования компьютерной техники в ДОО.

2. Санитарно-гигиенические и медицинские аспекты применения ИКТ в дошкольном детстве.

3. Технические и программные средства обеспечения педагогического процесса.

4. Логопедические занятия детей дошкольного возраста с использованием компьютера.

5. Отбор и апробация образовательных компьютерных программ и игр, наиболее приемлемых в логопедической работе.

Основные вопросы, намечаемые для изучения:

Изучение и анализ литературы

1. Гаргуша Ю.Ф., Черлина Н.А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Журнал «Логопед» №2 2004г.

2. Кузьмина Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы . Журнал «Логопед» №5, 2008 г.

3. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду. Журнал «Логопед» № 6 (13), 2006 г.

Читать еще:  Астрологические знаки планет астрологии символы набор. Условные обозначения планет, их символы, понятия

4. Томилина С.М. Логопедия и интернет. Журнал «Логопед» №3, 2006 г.

5. Федорович Л.А. Информационные технологии в учебном процессе подготовки будущих логопедов. Логопед в детском саду. Журнал «Логопед»№ 5-6 (8-9), 2005 г.

Изучение и анализ интернет-ресурсов

Изучить опыт работы логопедов через интернет-ресурсы:

1. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. — www.pedsovet.org

2. Сарапулова П. В. Особенности применения компьютерных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями . — www. human.perm.ru.

3. Селянина С.Ю. Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Взаимодействие с педагогическим сообществом ДОУ и родителями.

Презентация педагогического опыта по использованию ИКТ в работе с дошкольниками.

Самоанализ своей профессиональной деятельности.

Отчёт по самообразованию.

Предполагаемый результат и форма его представления:

1.Расширение информационных представлений о ИКТ-технологиях, их использованию в работе с дошкольниками.

2.Развитие познавательной и речевой активности дошкольников с посредством использования ИКТ.

3.Активизация педагогической деятельности по распространению педагогического опыта по данной проблеме.

4.Обеспечение эффективного взаимодействия с родителями с использованием ИКТ.

Учитель-логопед ________________________ Фомичева Н.Н.

Индивидуальный план самообразования
на 2012 – 2017 учебные годы
учителя-логопеда
Царевой Светланы Викторовны

ИДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ
«Использование ИКТ в работе учителя-логопеда»

План изучения темы

Формы представления результатов

  1. Постановка проблемы
  2. Изучение литературы и имеющегося опыта

2012 – 2013 учебный год

  1. Формулирование целей и задач работы над темой
  2. Определение средств, форм и методов работы
  3. Прогнозирование результатов

2013 – 2014 учебный год

  1. Организация коррекционно-образовательного процесса
  2. Анализ результатов реализации поставленных задач
  3. Корректировка содержания деятельности

2014 – 2015 учебный год

  1. Подведение итогов
  2. Систематизация материала
  3. Подготовка и размещение материалов на логопедические сайты по теме: «Современные информационные технологии в практике работы педагога»

2015 – 2016 учебный год

  1. Внедрение системы работы по использованию ИКТ с детьми
  2. Распространение опыта

2016 – 2017 учебный год

Отчет по самообразованию

На первом этапе по самообразованию в 2012 – 2013 учебном году мною была изучена и обобщена психологическая и педагогическая литература по проблеме использования ИКТ в логопедической работе с детьми.

Обоснование выбранной темы: Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические пункты, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии.

Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью компьютерных технологий. При использовании ИКТ на занятиях по логопедии в коррекционной школе позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу в целом и в коррекционные учреждения в частности стала актуальна в наши дни.

В связи с этим я определила для своей методической работы следующее направление: использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда, как способ оптимизации процесса коррекции речи.

Изучение литературы по проблеме

Черлина Н.А.2004 г.Ноябрь4Логопедия и интернет. Журнал «Логопед» №3Томилина С.М.2006 г.Декабрь5Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы. Журнал «Логопед» №5.Кузьмина Е.В.2008 г.Февраль6Повышение ИКТ – компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №12Иванова Е.В.2009 г.Январь7Использование ИКТ в работе логопеда детского садаХодченкова О.А.www.iech.ruМарт8Интернетресурс: schl138.kob./Infomatic/PowerPoint/L 1/htm

На втором этапе по самообразованию в 2013 – 2014 учебном году мною были сформулированы цель и задачи работы над темой, определены средства, формы и методы работы, прогнозированы результаты.

Цель: разработать систему коррекционно-логопедической работы с учащимися с использованием информационных компьютерных технологий

Изучить и обобщить психологическую и педагогическую литературу по проблеме использования информационных компьютерных технологий в работе с детьми.
Выявить уровень развития речи учащихся с использованием информационных компьютерных технологий.
Разработать и систематизировать методические и дидактические материалы.
Внедрить систему работы по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с учащимися, распространение положительного опыта.

Условия реализации поставленных задач:

Использование новых моделей компьютера.
Работу с компьютером на одном занятии проводить в течение 5-10 минут, не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его системы, в соответствие с требованиями САН ПиНа).

Повышение интереса к учебному материалу на логопедических занятиях;
развитие навыков самостоятельной работы и самоконтроля;
развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности;
развитие произвольной регуляции деятельности учащихся: умение подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, сдерживать эмоциональные порывы, планировать действия и предвидеть результаты своих поступков;
повышение эффективности логопедической работы в целом.

На третьем этапе по самообразованию в 2014 – 2015 учебном году была проделана следующая работа по использованию ИКТ в логопедической работе:

1. Отобраны, установлены и использованы в работе коррекционно-развивающие логопедические программы и программы по коррекции психических процессов (аудиодиск «Учимся говорить правильно», «Игродром», «Тренажер для развития внимания и памяти»).

2. Созданы или закачаны из Интернета, использованы медиатеки, содержащие презентации POWERPOINTMICROSOFT.

Презентационные материалы применялись для:

Развития речевого дыхания;
гимнастики для глаз;
автоматизации поставленных звуков изолированно, в слогах, словах, фразах, и связной речи;
дифференциации акустически близких звуках и графически сходных букв;
развития фонематического восприятия;
развития элементарных и сложных форм языкового анализа и синтеза;
усвоения лексических тем;
развития навыков словообразования и словоизменения;
развития связной речи и познавательных способностей и т.д.

3. Подобраны картинки для коррекциизвукопроизношения, пополнения словаря и развития грамматического строя речи.

4. Разработана методика логопедического обследования.

5. Проведены открытые логопедические занятия с использованием ИКТ «В поисках звука С», « В гостях у Маши».

6. В работе были регулярно использованы Интернет-ресурсы.

На четвертом этапе в 2015 – 2016 учебном годубыла проделана следующая работа по использованию ИКТ в логопедической работе:

1. Систематизированы диагностические материалы, документация учителя-логопеда (отчеты, планы, речевые карты, списки детей и др.) в электронном виде.

2. Систематизированы по папкам картинки и презентации для коррекции звукопроизношения, пополнения словаря и развития грамматического строя и связной речи учащихся.

3. Создан банк данных компьютерных развивающих логопедических программ и игр.

4. Подготовлены и размещены на образовательные сайты следующие материалы:

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/07/31/plan-samoobrazovaniya-ispolzovanie-ikt-v-rabote-uchitelya-logopeda
http://www.maam.ru/detskijsad/plan-samobrazovanija-uchitelja-logopeda-po-teme-ikt-cor-i-netradicionye-pri-my-v-korekcionoi-rabote-uchitelja-logopeda.html
http://www.fkrchr.ru/gifts/individualnyi-plan-samoobrazovaniya-ispolzovanie-ikt-v-rabote/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector