Подземные цитадели Гитлера: история секретных военных заводов нацистов. Подземелья третьего рейха или дорога в ад

Подземный город нацистов. Загадка под завалами

Нацистская германия оставила след в истории по многим пунктам. Много загадок оставили нам нацисты за свое недолгое существование. Изучение третьего рейха порой ужасает и вызывает интерес одновременно. Одним из загадочных и интересных наследий, оставленных бесчеловечным режимом многочисленные подземные города.

Известно, что в тот момент, когда военные действия уже велись на территории Германии, нацисты некоторые свои заводы переводили под землю. Особенно это касалось заводов, на которых производили секретные новинки немцев. К примеру заводы по производству ракет “Фау” .

Но, назначение некоторых подземных объектов до сих пор остается загадкой.

В Польше под горными цепями под названием Совы расположен один из таких объектов под названием «Riese» . Бетонные тоннели площадью порядка 90 000 м кубических с семью входами. Возможно, эти объекты также предназначались для укрытия военных заводов. Некоторые исследователи считают, что этот комплекс создавался для надежного укрытия нацисткой верхушки.

Возводились сооружения трудами военнопленных из лагеря “Gross-Rosen”. Строительство шло медленными темпами, а среди работников свирепствовал брюшной тиф. По приказу Гитлера в 1944 году строительство объекта передали главному архитектору рейха Альберту Шпееру.

Десятки тысяч пленников так и не вернулись из тоннелей. Комплекс “Riese” обошелся в 150 миллионов марок и огромного количества строительного материала. На один только бункер бетона затратили больше, чем было выделено населению.

Несмотря на все попытки ускорить строительство, ситуация на всех фронтах для нацистов становилась все хуже. Все стремительнее приближался конец. В связи с этим, немцы уничтожали входы в подземные коридоры похоронив под завалами значительную часть территории комплекса . Куда ведут эти тоннели и сколько их вообще остается загадкой.

Существует много легенд о нацистских сокровищах. Нацисты правда ограбили всю Европу и если подумать, то это все должно где-то храниться. Речь не только о деньгах, но и антиквариате, картинах, статуях и много другое что имеет историческую ценность и стоит колоссальных денег.

Где-то это все должно хранится. Многие считают, что их следует искать именно в подземельях “Riese”.

Лично я в этом сомневаюсь. На мой взгляд все эти богатства истории стоит искать в частных коллекциях элитных и аристократических домов. Скорее всего друг от друга они их и не скрывают.

Сегодня в некоторых частях комплекса водят туристов.

Надеюсь, Вам было интересно!

Пожалуйста, оцените статью и поделитесь своим мнением!

Подземный Третий рейх: что cпрятали нацисты глубоко под землей

Помимо колоссальных разрушений и войны мирового масштаба Третий рейх оставил в истории Европы и серьезный промышленный след. Точный список военных объектов, построенных нацистами в Европе, до сих пор не составлен, а масштабы строительных работ с каждым разом поражают воображение историков и военных специалистов.

Авиация ценой тысяч жизней

После того как маховик запущенной войны вернулся на исходную и ударил своих создателей, вопрос уничтожения нацистских войск и армии Германии стало вопросом времени, а не вероятности. Историки приписывают Адольфу Гитлеру много разных качеств, из которых перфекционизм и стремление добиваться желаемого любой ценой, пожалуй, и похоронили Третий рейх. Ближайшие соратники Гитлера ощущали неизбежное сильнее самого фюрера. Особенно хорошо опасность неминуемого поражения ощущал назначенный рейхсминистром по вопросам вооружений Альберт Шпеер. Шпееру Гитлер поставил невозможную с точки зрения срочной реализации задачу — срочно перенести все предприятия немецкой промышленности, снабжающих армию техникой, под землю. Замысел Гитлера был прост — на глубине в несколько десятков метров такие заводы могли бы находиться в полной безопасности. В отличие от фюрера Шпеер хорошо понимал, чего будет стоить Германии такая авантюра, однако отказаться выполнять приказ Гитлера не мог.

На должность куратора уникального строительного проекта был назначен бригаденфюрер Франц Ксавер Дорш — опытнейший руководитель, собравший под единое управление и руководство Управления строительства Организации Тодта несколько служб по военному строительству и обеспечению. Дорш пообещал фюреру, что часть масштабного проекта по переносу производственных мощностей будет реализована уже через полгода. Шпеер не разделял оптимизма Дорша по поводу переноса сразу шести крупных военно-промышленных объектов, ведь создание каждого такого объекта площадью не менее 100 тысяч квадратных метров под землей дело невероятно сложное, даже для Третьего рейха.

В 1944 году планы Гитлера начали обретать вполне конкретные очертания. Под горой Хоубирг в Нюрнберге началось строительство одного из самых больших подземных заводов, куда планировалось эвакуировать производство авиационных двигателей, производством которых занималась компания BMW.

Строительство объекта под кодовым обозначением «Доггер», равно как и реализация других масштабных строительных задач, стали возможны исключительно благодаря рабскому труду военнопленных и узников концлагерей. Для работ на объекте «Доггер» были привлечены заключенные концлагеря «Флоссенбург», однако даже огромное количество узников с задачей возведения подземного авиационного завода справилось лишь частично. Работы внутри горы Хоубирг не были закончены, однако масштабность проекта поражает воображение современных гражданских и военных строителей. Согласно плану, тоннели внутри горы должны были соединяться в нескольких местах для наилучшего сообщения производственных помещений. Система вентиляции всех помещений была продумана до мельчайших деталей и могла работать абсолютно автономно в течение пяти-шести месяцев после прекращения подачи внешнего электропитания. После капитуляции Германии все входы в объект, а их, по некоторым данным, было до десяти, были опечатаны и наглухо заварены. Всего же, по оценкам экспертов, за время строительных работ внутри комплекса погибло не менее 8-10 тысяч узников концлагерей.

Читать еще:  Полезные свойства манной каши на молоке. Манная каша польза и вред для ребенка, взрослых, свойства манки

Другой подземный авиазавод немцы все же успели достроить до состояния полной готовности. Объект с кодовым названием «Горный хрусталь» (нем. Bergkristall) должен был обеспечить потребность рейха в ультрасовременных самолетах Messerschmitt Me.262 — первых реактивных истребителях в мире. Информация о сборочных линиях передовых истребителей быстро попала в штаб американской военной разведки, и в числе первых объектов, куда направлялся союзный десант, был подземный авиационный завод «Горный хрусталь». Без малого тысячу построенных здесь истребителей оплатили собственной жизнью тысячи военнопленных. Минимальная цифра погибших только на строительных работах по этому объекту оценивается историками в 18 тысяч человек. Похожим образом были организованы и другие военные объекты, такие как Зеегротте близ Вены, на территории которого собирали истребители He.162, и многие другие авиационные объекты, на которые возлагалась задача массового производства передовых реактивных самолетов.

Подземный ракетный центр

Ракета А-4, более известная читателю под названием ФАУ-2, была одним из тех видов вооружения, на использование которого Гитлер и вся верхушка Третьего рейха поставили жизнь целой нации. Долгие годы после капитуляции гитлеровской Германии правда о технологическом рывке немецких ученых старательно скрывалась. Феномен готовности немецких ученых к производству атомного оружия и средств доставки долгие годы после войны изучался в профильных НИИ по всему миру, в том числе и в Советском Союзе. Главную скрипку в уничтожении одного из главных врагов Германии — Великобритании должна была сыграть уникальная баллистическая ракета, долетавшая до Лондона за 6 с небольшим минут.

Секретный ракетный центр в Пенемюнде строили с учетом всех соображений безопасности и секретности, доступных Третьему рейху. Защищенные бетонные пусковые площадки, цеха окончательной и предварительной сборки — все было просчитано с немецкой точностью и вниманием к деталям. Советские специалисты, в частности, один из ближайших соратников Сергея Паловича Королева — Борис Евсеевич Черток, отмечали высокий уровень организации и продуманность общей конструкции. Однако Пенемюнде был лишь исследовательским центром, в котором ракетная техника лишь испытывалась.

Несмотря на внушительный объем научной работы, проработки и многомесячные эксперименты, ракетный исследовательский центр в Пенемюнде постигла незавидная участь. Просочившиеся в английскую разведку данные относительно прогресса работ близ острова Узедом поставили крест на секретности проекта, и летом 1943 года союзная авиация разнесла РКЦ в Пенемюнде в ходе ковровой бомбардировкой. Советский исследователь Борис Черток позднее в своих мемуарах писал, что, несмотря на масштабность повреждений, ни одно из зданий или построек не было разрушено до основания, а во многих лишь частично обрушились перекрытия. Это позволило провести детальный анализ оставшегося в Пенемюнде научного оборудования и провести восстановление уцелевших приборов, станков и ключевых систем измерения и контроля.

После уничтожения Пенемюнде немецкие военные сделали свои выводы из ситуации, и стали проектировать завод по производству ракет с учетом вероятных бомбардировок любой длительности и интенсивности. Завод Миттельверк в Тюрингии близ Нордхаузена стал самым крупным и самым сложным проектом по созданию подземного промышленного производства в интересах Германии. Проектная мощность завода, как отмечают эксперты и историки, составляла до 30 ракет ФАУ-2 в сутки.

Размер и сложность скалистого горного массива, в котором началось строительство комплекса Миттельверк, наложили свои отпечатки и на процесс привлечения военнопленных и узников концентрационных лагерей. Борис Черток в своих мемуарах отмечает, что объект отличался уникальным, даже по меркам СС и Гестапо, уровнем жестокости по отношению к пленным. За малейшее нарушение режима часовые расстреливали пленных, тела которых уцелевшие узники сразу отвозили в крематорий. Потребность в живой силе для военной стройки внутри горы обеспечивал специально созданный для этого концлагерь «Дора».

«Секретностью стройки было обусловлено и отношение к заключенным. Потенциально любой узник, привлекавшийся к работам на этом объекте, был носителем ценной секретной информации, а, значит, любой ценой оставить его внутри объекта было одной из обязанностей СС. Многие историки считают, что львиная доля привлеченных на объект заключенных погибала от голода и непосильного труда, но это правда лишь отчасти. Основной причиной смерти были расстрелы», — поясняет военный историк Сергей Рюмин.

Однако рытьем тоннелей и другой тяжелой работой, от которой заключенные чаще всего умирали через несколько недель, дело не ограничивалось. Производство ФАУ-2 требовало наличия сборочной линии и определенной скорости работы, которой было бы достаточно, чтобы дать Рейху столько ракет, сколько требовал фюрер. Это требование во многом определило эффективность всей программы по созданию «оружия возмездия» и его реальных перспектив.

Несмотря на то, что боевая часть ракет, приборы, двигатели, и многое другое на завершающем этапе монтажа в изделие настраивались немецкими специалистами-ракетчиками, массовую сборку корпусов, элементов управления и других жизненно важных систем доверяли заключенным. Узники, привлекаемые к сборке ракет хорошо понимали, что даже относительно небольшой дефект может вызвать взрыв ракеты не только в небе, но и на стартовом столе, старательно, по мере сил и возможностей они пользовались случаем и повреждали ключевые элементы управления.

Бетон и вода

Стремительная оккупация Германией всей Европы и, в частности, Франции позволила приступить к составлению планов по войне на море с заклятым противником Рейха Великобританией. К началу вторжения в Советский Союз Гитлер и командование немецкой армии и флота хорошо понимали, что одними лишь авиаударами по англичанам никакой победы добиться не удастся. Строительство военно-морских баз для подводных лодок кригсмарине во Франции открывало невиданный до этого момента простор для действия. Фактически вся Атлантика падала к ногам нацистов. На выручку нацистским строителям снова пришел армированный железобетон, с помощью которого на побережье Франции возник один из самых известных объектов Третьего рейха — база субмарин в портовом городе Сен-Назер.

Монументальность сооружения можно ощутить, даже не посещая бывшую базу подводных лодок. Достаточно оценить размеры. 300 метров в длину, 130 в ширину и 18 в высоту. Помимо обустройства 14 доков для стоянки подводных лодок, особое внимание специалисты уделяют и конструкции крыши, защищавшей объект от бомбардировок.

Читать еще:  Что означает видеть во сне покойную бабушку. К чему снится умершая бабушка по соннику Ванги

«Конструкция крыши представляет собой своеобразный «пирог с воздушными прослойками». Железобетон разной толщины чередуется со стальными балками и воздушными «карманами», с помощью которых в случае бомбардировки и попадания авиабомб конструкция эффективнее «гасила» энергию от взрыва. Сложно посчитать в самолетах и бомбах прочность, но такой же налет, как на исследовательский центр в Пенемюнде база в Сен-Назере выдержала бы без проблем», — пояснил военный историк Сергей Рюмин.

Единственный случай, связанный с относительно успешной атакой на объект, произошел 28 марта 1942 года.

Британский десант с помощью навьюченного взрывчаткой корабля вывел из строя единственный сухой док комплекса в Сен-Назере, буквально протаранив огромным эсминцем. Сами подводные лодки, укрытые в пеналах за многометровым слоем бетона, в ходе атаки не пострадали.

Атлантический вал и подземные города

К обороне прибрежных районов Европы немцы готовились тщательно. Пальму первенства по части подготовки в этом отношении может уступить только переброска войск на восток, к границам СССР. «Атлантический вал» справедливо оценивается историками и специалистами в области военного строительства как самый масштабный строительный проект за всю историю Рейха. Уже потом можно рассматривать проектирование и создание бункера «Волчье логово» и других «спецобъектов». По своей сути, «Атлантический вал» — не что иное, как непрерывная сеть долговременных береговых укреплений, снабженных артиллерийскими батареями и другим тяжелым вооружением, включая зенитное, для отражения любой атаки союзного десанта. На всем протяжении береговой линии от Испании до Норвегии предполагалось строительство специальных укрепленных районов с подземными хранилищами и складами.

Один из таких «подземных городов» был обнаружен сравнительно недавно. Журналисты британской газеты Daily Mail опубликовали фотографии «города нацистов» почти на три с половиной тысячи солдат 18 мая 2017 года. Объект недалеко от деревни Схевенинген поражает своим размахом — не хватает разве что артиллерийской батареи с корабельными орудиями. Поразительно, но за 75 лет, что минули с момента создания этих сооружений, большинство из бетонных бункеров находятся в прекрасном состоянии, не говоря уже о сохранности помещений внутри комплекса.

По данным Daily Mail, здесь мог с комфортом расположиться целый гарнизон СС — 3300 солдат с оружием, снаряжением и боеприпасами, необходимым для отражения массированной атаки с моря. 100000 кубических метров железобетона, 900 помещений разной площади были оборудованы не только тоннелями, по которым были проложены километры кабелей связи, но и автономными системами жизнеобеспечения. Руководил строительством «великой немецкой стены» никто иной, как Фриц Тодт, занимавший, помимо прочих должностей, пост рейхсминистра вооружения и боеприпасов. Под его же руководством осуществлялся и другой масштабный проект — сооружение «западного вала» — укрепрайона на границе Германии и Франции.

За последние несколько лет исследовательская группа, в состав которой входят не только историки, спелеологи и опытные инженеры, но и военные специалисты, нашла около 500 различных объектов только на береговой линии Европы. Эксперты отмечают, что, несмотря на протяженность береговой линии Европы и размеров континента в целом, «на поверхности», то есть в уже известных районах, где специалисты Третьего рейха проявляли активность, находится лишь 20% от вероятного числа всех построенных объектов. На изучение остальных секретных бункеров и поиска подземных городов, по данным специалистов, могут уйти следующие 50 лет.

Одна из величайших загадок Второй мировой войны: подземный город Третьего рейха (10 фото)

Если человек одержим идеей управлять планетой, то он ведет себя на ней как хозяин. Маниакальный глобализм Адольфа Гитлера проявился не только в военных действиях, но и в том, как он собирался удерживать завоеванные позиции, а также сохранять собственную жизнь и необходимых приближенных. Массивный сверхсекретный подземный комплекс, известный как проект Riese («Гигант»), изначально был одной из стратегических точек, став тем сверхсекретным безопасным убежищем, где намеревался в период невзгод укрыться сам фюрер.

Где-то в горах Польши

Нахождение объекта давно широко известно — в восьмидесяти километрах к юго-западу от города Вроцлав, под одной из старейших горных цепей Польши, известной как Совы.

Место выбрано тщательно и, несомненно, удачно — компактный крутой массив, в основном заросший труднопроходимым старым еловым лесом, простирается вдоль чешской границы. Однако это лишь общие координаты. Как далеко успели зайти строители, возводя секретные и укрепленные помещения, до сих пор точно неизвестно.

Что строил Гитлер

В 1943 году в ходе войны произошел перелом, преимущество фашистов перестало быть однозначным. Все сильнее ощущалось противостояние Третьему рейху. Именно тогда Гитлер приказал воплотить одну из самых амбициозных и маниакальных идей и величайших загадок Второй мировой войны, о которой подозрительно мало стало известно за минувшие с тех пор десятилетия.

Когда союзники начали воздушные налеты на Германию, Третий рейх направил усилия на децентрализацию своей инфраструктуры и перемещение ее в секретные подземные локации.

Под горы Совы было проложено 90 000 м 3 бетонных туннелей с семью основными точками доступа к отдельным системам, расположенным в Валим-Речке, Юговице, Влодарце, Собоне (Раменберге), Соколце, Осувке и замке Ксенж.

Исходя из времени начала работ и их сходства с другими объектами, широко распространено мнение, что комплекс Riese, по крайней мере изначально, предназначался для размещения подземных оружейных заводов. В регион были переведены несколько крупных компаний и предприятий (в том числе машиностроительный завод Krupp, который производил детали для реактивного истребителя Ме-262), их временно расположили поблизости в ожидании готовности подземного объекта в горах.

Весной 1944 направление проекта, похоже, изменилось. В скале под замком Ксенж были вырублены два километра туннелей и выкопана 50-метровая шахта лифта. Согласно документам периода, мемуарам и свидетельским показаниям, замок и помещения под ним должны были служить секретной штаб-квартирой для Гитлера и его ближайших приспешников, в то время как остальная часть комплекса предназначалась вермахту.

Сейчас в дополнение к основным соединениям в горах можно обнаружить множество жутковатых заброшенных военных казарм, бункеров, складов, строительных материалов, раскопок и туннелей, большинство из которых забаррикадированы, засыпаны кирпичом или заблокированы затвердевшим цементом, иногда даже наполнены водой.

Строители секретного объекта

На ранних стадиях работы по возведению выполняли польские, итальянские и советские военнопленные из трудового лагеря AL Riese — спутника близлежащего концентрационного лагеря Gross-Rosen.

Читать еще:  Карта бельгии на русском языке. Население Бельгии: численность, плотность, этнический сотстав

Среди строителей свирепствовал брюшной тиф, побеги были частыми, а прогресс медленным. В апреле 1944 года недовольный Гитлер дал указание о передаче проекта компании, возглавляемой Альбертом Шпеером, главным архитектором и инженером фюрера. Гитлер велел, чтобы узники Гросс-Розена, в первую очередь польские, венгерские и итальянские евреи, также использовались в качестве рабочих на подземной стройке.

Десятки тысяч пленников так и не были найдены — ни живыми, ни в братских могилах, и это позволило сделать ужасающее, но правдоподобное предположение, что они были заживо похоронены в неоконченных туннелях возводимого их руками убежища, будучи загнанными в комплекс до его взрыва.

Проект Riese в цифрах

По мере того как поражения войск фашистов становились все более частыми и разгромными, среди подчиненных Гитлера росло общее мнение, что дорогостоящий проект не только безумен, но и невозможен для завершения. Согласно мемуарам адъютанта Гитлера Николауса фон Белова, он неоднократно пытался убедить фюрера и Шпеера отказаться от проекта.

По собственным воспоминаниям, Шпеер признает имевшееся тогда у него недоверие к проекту, но он не желал уклоняться от своих обязанностей. На брифинге 20 июня 1944 года Гитлер получил отчет об актуальной ситуации по продвижению строительства.

  • Для расширения штаб-квартиры были задействованы около 28 000 рабочих.
  • Строительство бункеров в Кентшине (знаменитые кварталы Гитлера в Восточной Польше, известные как «Волчье логово») стоило 36 миллионов марок.
  • Бункеры в Пуллахе, которые обеспечивали безопасность Гитлера, когда он был в Мюнхене, потребовали затрат в 13 миллионов марок.
  • Система бункеров Riese обошлась в 150 миллионов марок.

Эти проекты потребовали 257 000 м 3 железобетона, 213 000 м 3 туннелей, 58 км дорог с шестью мостами и 100 км трубопровода. Только для строительства бомбоубежищ комплекса Riese использовалось больше бетона, чем было выделено в 1944 году для всего населения.

Заморозка строительства

Несмотря на все возможные усилия, предпринятые для ускорения завершения строительства, оно не было окончено, прежде чем произошли неблагоприятные перемены на Восточном фронте. В январе 1945 года советская армия быстро и целеустремленно шагала по Восточной Европе на Берлин, но Совы не лежали на ее маршруте. Это позволило подразделению СС оставаться в Валим-Речке до мая.

К этому времени они успели замуровать или уничтожить входы в подземную крепость. Все, что там было (или не было) исчезло под камнями и пылью, как и предполагаемые тысячи военнопленных (по разным оценкам от 7000 до 30 000). Следует отметить, что подсчеты Шпеера относительно 213 000 м 3 туннелей комплекса наводят на вопрос о том, где проходят еще минимум 115 000 м 3 , если на сегодня известно менее 100 000. Значительная часть системы может все еще оставаться не открытой.

Многие факты и свидетельства подтверждают такую вероятность, но опасность обвалов не дает возможности исследовать местность на должном уровне. Предполагается, что все туннели должны были быть в конечном итоге соединены. В пользу этого говорят нелогичные и незаконченные отдельные участки, наличие подземной узкоколейной железные дороги, а также обширная система водопроводных и канализационных труб, которая, кажется, никуда не ведет.

Реальный объект необыкновенной важности или умелая мистификация

Об этом месте и его предназначении имеется очень скудная информация из первых рук. Теорий заговора предостаточно и многие полагают, что нацисты распространили идею о том, что Riese был задуман как штаб-квартира, чтобы скрыть свое истинное намерение.

Некоторые любители сенсаций считают, что здесь разрабатывалось сверхоружие, в то время как другие поддерживают предположение о похороненных в горах нацистских сокровищах, все еще погребенных глубоко под горной породой, включающих пропавшие золотые и культурные сокровища из Вроцлава, а также даже знаменитую Янтарную комнату, которая исчезла из Санкт-Петербурга во время войны.

Золотой поезд и его поиски

В августе 2015 года двое мужчин заявили, что у них есть информация о местонахождении «нацистского золотого поезда», полученная в результате признания на смертном одре. Охотники за сокровищами вступили в переговоры с польским правительством, требуя 10 %-ную долю от всего обнаруженного на основании их информации, которую они дополнили радиолокационными изображениями, показывающими, что некий подобный объект находится под землей, в известном им месте.

Эти претензии вызвали мировой общественный резонанс и активное обсуждение в средствах массовой информации. В итоге польское правительство и военные провели неинвазивное расследование места, в результате которого пришли к выводу, что никакого «золотого поезда» не существует.

Двое мужчин, имеющих претензии на знание о местонахождении объекта, получили разрешение на проведение работ и частную спонсорскую помощь на сумму 116 000 евро. Спустя год после начала обсуждения вопроса (в августе 2016) они приступили к поискам, но работа была остановлена ​​через неделю, когда не было найдено ни туннеля, ни поезда, ни сокровищ, а то, что на радиолокационных снимках считалось легендарным железнодорожным составом, оказалось естественными ледяными образованиями.

Тем не менее для десятков охотников за сокровищами поиск золотого поезда в горах продолжается, а освещение событий в средствах массовой информации привело к увеличению туризма в этом районе примерно на 45 %. Итогом стало меткое замечание одного из местных чиновников, заметившего, что независимо от того, найдется ли в горах нечто стоящее внимания, «золотой поезд» в регион уже пришел, благодаря многочисленным приезжим.

Если вы турист

Из семи первичных мест, входящих в комплекс, три сейчас открыты для публики — в Валим-Речке, Влодарце и Осувке. Рекламируемые в качестве туристических достопримечательностей частными компаниями, они носят, скорее, развлекательный, чем познавательный характер, нагнетая таинственность, вместо того чтобы стараться раскрыть секреты страшного места.

Комплекс Osówka является крупнейшим, его посещает наибольшее количество туристов, в то время как Włodarz/Wolfsburg превратился в место для отдыха — здесь можно расслабиться, посетить необычный музей, а часто он используется в качестве поля пейнтбольной битвы. Для территории, где были загублены и убиты тысячи заключенных, выбор кажется более чем сомнительным.

Источники:

http://zen.yandex.ru/media/id/5d4416b7c31e4900ac718218/5d7496daaad43600adac7701
http://cont.ws/post/672186
http://nlo-mir.ru/tretiureih/zagadok-vtoroj-mirovoj-vojny-podzemnyj-gorod-tretego-rejha.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector