Честь нравственный ориентир человека. Нравственные ориентиры совершенствования личности

Что такое духовно-нравственные ориентиры человека? Какова их роль в деятельности человека?

Вопрос о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, является базовой проблемой такой науки, как этика. Именно с точки зрения категории добра как высшей ценности и нужно рассматривать их.

В этике вопрос о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их функция, решается с помощью определений понятий «духовность» и «нравственность».

Рассмотрим эти понятия более подробно.

Феномен духовности

Понятие духовности предполагает две трактовки: секулярную и религиозную.

С точки зрения первой из них, духовность – это стремление человека воплотить в своей жизни высшие ценности, такие как добро, красота и истина, реализовать себя через любовь к окружающему миру и достичь идеала.

С точки зрения религиозной позиции духовность понимается как глубокая связь человека с Богом, достижение единства с ним и начало процесса «обожения» личности человека.

При этом и светская, и религиозная позиции предполагают, что источником духовности является совесть, которая трактуется как ощущение связи человека и Бога (религиозная позиция) или чувство внутренней гармонии и справедливости (светская позиция).

Понятие нравственности

Понятие нравственности предполагает более конкретную трактовку. Обычно под этим феноменом предполагают часть общечеловеческой культуры, которая содержит в себе общечеловеческие нравственные ценности, моральные нормы, правила поведения, знания, убеждения.

На вопрос о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, можно ответить следующим образом: это духовные и нравственные показатели, заключающие в себя такие ценности как совесть, любовь, добро, чувство долга, красоту, стремление к истине, жажду справедливости, стремление к идеалу.

Значение духовно-нравственных ориентиров

Мы установили, что духовно-нравственные ориентиры человека – это его ценности и убеждения. Это установки личности, через которые она не может преступить. Они регулируют сознательную деятельность человека и помогают ему найти свое место в мире, являясь своеобразным стержнем его сознания.

Фактически порядочность человека зависит от того, насколько в его жизни важны данные ориентиры. Например, не каждый человек может совершить акты воровства, измены или предательства, потому что не всем людям это позволяет сделать их совесть, а иначе говоря, их духовные и нравственные ориентиры.

А определенную часть людей принято называть «людьми с сожженной совестью», они способны на неблаговидные поступки потому, что не видят в них той степени зла, которая действительно там есть. Это люди с утраченными духовно-нравственными ориентирами.

Что такое духовно-нравственные ориентиры человека: золотое правило нравственности

Немалую роль в формировании духовно-нравственных ориентиров человека играет сформулированное в древности правило, которое принято называть «золотым правилом нравственности». Его описание можно найти в древнейших текстах, а также в текстах Нового Завета.

Оно гласит следующее: «Не поступайте с другими людьми так, как вы не хотели бы, чтобы они поступали с вами».

Данное правило очень просто. Однако если бы люди, знающие о нем, действительно воплощали его в своей жизни, на земле было бы гораздо меньше зла, несправедливости и несчастий. Вся беда заключается в том, что многие из нас, следуя горестным словам одного из апостолов, знают, где добро, однако ему не следуют, знают, где зло, но творят злодеяния.

Духовное и нравственное воспитание

Говоря о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, нельзя не сказать и о необходимости организации духовного и нравственного воспитания.

О том, как воспитать такого благородного человека, задумывались еще педагоги древности. И сегодня на эту тему написано немало трудов.

Как правило, сводятся они к тому, что родителям и педагогам советуют прививать духовно-нравственные ориентиры детям своим жизненным примером. Ведь если родители говорят ребенку поступать справедливо и честно по отношению к окружающим людям, но сами в своем поведении далеки от идеала, то и ребенок, скорее всего, унаследует их дурной пример, не обращая внимания на их благородные слова.

Стратегия воспитания

Существует базовый государственный документ, который называется «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

В этом документе предлагается список духовно-нравственных ценностей, определяется их роль в процессе культурного развития нашей страны, дается понятие того, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль.

Данная стратегия была создана группой ведущих российских ученых.

Сами духовно-нравственные ориентиры человека, их роль в деятельности человека описаны достаточно подробно. Приведем лишь их краткий список, в который вошли такие ценности, как гуманизм (или человеколюбие), честь, справедливость и совесть, воля, вера в добро, личное достоинство, стремление к выполнению своего долга, в том числе и нравственного, любовь к своей семье, Отечеству и народу.

Как мы видим, данный список базовых духовно-нравственных ориентиров включает в себя в первую очередь те ценности, которые являются важнейшими для становления личности гражданина и человека. Их развитие в людях, безусловно, будет способствовать гармонизации социальных взаимоотношений и построения более справедливого общества.

Таким образом, мы постарались дать ответ на вопросы о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в деятельности людей. Без духовных и нравственных ценностей мир бы превратился в нечто ужасное, и живые бы позавидовали мертвым. Именно эти качества, живущие в сердцах людей, сохраняют мир от хаоса и владычества зла.

Нравственные ориентиры

Доброго времени суток. Недавно читая пикабушечку наткнулась на сей пост https://pikabu.ru/story/pechalnaya_pravda_6290146 , где читая комментарии мягко говоря ужаснулась позиции читателя golio и тем что его многие пикабушники поддерживают.
Может быть я отстала от современников или меня воспитывали в извращенном понимании морали, но скажите, неужели люди действительно считаю что занятия любовью между любящим и людьми это абсолютно то же самое что и секс с проституткой? И с каких пор деятельность проститутки ничем не отличается от спортсмена?

ТС, лично моё мнение: у разных людей отношение к сексу может отличаться — одни считают секс исключительно физиологическим процессом (как описываемый вами персонаж), другие (как я и, вероятно, вы) считают секс не только физиологическим, но и моральным (эмоциональным) процессом, для выполнения которого требуется некая эмоциональная близость партнеров (любовь, увлечение, страсть), секс без эмоций, без некоторой предыстории кажется таким людям пустым, пошлым. Просто все люди разные. Не принимайте это близко к сердцу.

Слушайте, а зачем надо было создавать целый отдельный пост по следам тех каментов? Т.е. там постоять в белом пальто было недостаточно, поэтому захотелось влезть на табуретку в стремлении привлечь таких же любителей модной одежды, и уже с ее высоты пожурить @golio за высказанное мнение? Или что? Выглядит и попахивает это все мягко говоря не очень. Тем более, что как уже было замечено, говорил он про Фому, а вы зациклились на Ерёме. Ладно бы еще в ваших аргументах прослеживалась логика, как у вашего оппонента, который подошел к вопросу с так сказать утилитарной точки зрения, а не эмоции задетого моралфага, уж простите за определение, у которого треснул шаблон.

Правильно сделал, что создал. Тот пост я не видел, а этот увидел. Так что автор все правильно сделал.

Спортсмены лучше проституток!

Спортсменки-проститутки мощный симбиоз

Представители татар обратились в Верховный Совет с требованием отменить унижающую их национальность пословицу: «незванный гость хуже татарина».

Пойдя на встречу пожеланиям трудящихся, было принято решение формулировку пословицы исправить: «незванный гость лучше татарина!»

Сплошные предрассудки, загнанные в спичечный коробок «нормальности» и «ТакНадности». Секс бывает не только от большой любви, это такая же естественная потребность.

И по теме скрина, я так же считаю, что проституция не является чем-то таким прям «фу». В принципе, почти со всем согласна в этом направлении. Единственное, лично мне казалось, что это стоило бы узаконить и проводить обязательные обследования, но это так,мысли вслух. А плохого, ужасного и «фу» в этом нет. Это естественный процесс и да, приносящий пользу тем, кто в этом нуждается. Это не имеет отношения к семье и «большой любви», чувствам (хотя и тут возможны разные варианты, люди и их предпочтения не под копирку делались). В общем, смотрите шире.

Читать еще:  Знак зодиака лев талисман. Талисманы для знака зодиака Лев: камни для женщин и мужчин, животные и прочие символы

Немного сумбурно, но, думаю, суть ясна.

А нахуя нужны эти спортсмены? Ну попинали они мячик/побегали/попрыгали. Какая от них польза?

Вы предлагаете их бить камнями?

Да, физическая работа. Они никого не обманывают, прайс известен как и объем услуг. Массажисты вас тоже коробят? А если без направления врача? А если противоположного пола?

Ну что, бывает, вас воспитывали в культе священной писечки с монополией семьи на секс.

Вы вправе так чувствовать дальше. Зачем вам переубеждать остальных?

Ась? Я не предлагаю бить спортсменов камнями. Отправить их на настоящую работу, только и всего.

>>вас воспитывали в культе священной писечки

Вот с кем я точно не хочу иметь никаких дел, так это с воспитанием этого культа. Нахуй этих содержанок из позапрошлого века.

Это ТСу комент, Акелла промахнулся. Простите.

Если жена не хочет секса и финансы семьи позволяют, почему нет?

А причем тут дети и папино неудовлетворенное либидо? О_о

Вы просто пытаетесь придать обычному проявлению физиологии большую стоимость, создавая дефицит.

Как насчет массажа? Чужой мужчина трогает почти голое тело и доставляет удовольствие. Тоже ужс-ужс, или еще норм? Дети как, выживут?

А если муж на корпоративе бесплатно жахнет кого? Уже трагедия, или бесплатно еще можно?

И тут даже не важно как посмотрят на это дети, важно, зачем эти идиоты им это рассказывают.

А логические аргументы будут?

спортсмены — это зрелище, которое так или иначе находит своего зрителя. как кино, цирк или театр. есть спрос — есть предложение.

@golio в суть вещей зрит, вы — в предрассудки. Всё правильно он сказал.

правильный ответ: так сложилось исторически. Общественная мораль вообще во многом основана не на логике и целесообразности, а на традициях.

Традиции не основаны на целесообразности. Разве традиция угощать гостей в Росси целесообразна? Традиция- это совокупность исторически сложившихся действий в определенны момент. И она может нести 0 целых 0 десятых целесообразности.

у вас в голове такая каша.

Традиции иногда основаны на устаревшей целесообразности, когда-то в силу многих факторов это был самый оптимальный вариант, но в силу не понимания первопричин какой-либо традиции, механизмов взаимодействия общества с ними люди слепо следуют им, придумывают обоснования одно нелепей другого, но отказываются взглянуть на проблему открыто и хотя бы предположить что на данном этапе традиция перестала выполнять свои функции и теперь больше вредит чем приносит пользы. Например как в вашем комментарии, как отсутствие порицания проституции приведет к вырождению общества?

не задавайте ему этих вопросов, по-моему это христанутый.

и я бы сказал что древние традиции в основном основаны на суевериях или по-любому на религиозных закидонах, и лишь в очень малой степени на целесообразности.

Кстати, тут вот кто-то привел пример гостеприимства. хочу поделиться своими соображениями: по-моему, гипертрофированое гостеприимство (ну, скажем, традиционное кавказское) всегда указывает на замкнутый и воинственный характер этноса. Т.е. кругом враги, все враги, соседи враги, и ближние и дальние, и все сидят в своих норах и все всех ненавидят. И если вдруг появляется человек, который _не враг_ то это настолько неординарное событие, что к нему проявляют супер-гостеприимство, дарят и отдают все чего только он пожелает — просто потому что «гость» совершенно редчайшее явление для этого народа. Наоборот, мирные и открытые и дружелюбные народы к гостям относятся спокойно, без фанатизма, дело-то обычное.

История говорит нам, что вы, человече, фигню порете форменную.

Обоснование в каждом учебнике.

Сложный случай. Короче вот вам подсказочка: ни Китай, ни Япония, ни Римская Империя et cetera ad nauseam чот не вымерли из-за того что проституция у них вполне себе была. Вот из-за других причин — сколько угодно.

Ещё более сложный случай. С чего бы это вдруг я должен такое делать? Из-за того что вы сморозили чушь?

Каждый адекватный человек

хочет оставить после себя потомство,

Это вам все адекватные люди лично сказали, или это ваша фантазия основанная на вашей беспричинной убеждённости?

Образ жизни и культура проституции этому противоречит. Не вижу чем. Объясните каким образом секс за деньги отключает репродуктивную функцию человека.

Вот потому и не в традиции сей труд. Слова «древнейшая профессия» вам ничего не говорят?

В традиции вообще было брать за муж девушек, а не женщин всё по той же причине. Идиотских традиций вообще много. Вытягивание шеи, деформирование черепов, тарелки в губах и деформирование ног — всё это было, а кое-что и есть до сих пор. Не вижу ничего хорошего ни в этих традициях ни в тех, что вы так защищаете.

Так пойдёт? Очевидно, что нет. Ответьте на один простой вопрос — почему удовлетворение сексуальной потребности за деньги вас так беспокоит? Если заменить продавца секса роботом, то исчезнет ли беспокоящий вас фактор и почему?

Это не называется естественный отбор.

Как насчет чебурека из мраморной телятины?

Одумайтесь!
Продуктовые магазины обесценивают таинство еды! Раньше человек вкладывал силы и душу во взращивание зерновых культур и животных, отдавал частицу себя, чтобы забрать ее обратно с пищей, а теперь люди теряют ценности и жирнеют!

Одумайтесь!
Водопровод обесценивает таинство питья! Раньше люди селились у рек — энергетических вен Земли, поглощали воду из ее недр: колодцев и родников. А теперь пьют воду с хлоркой из канализации! А ведь человек почти полностью состоит из воды!

Одумайтесь!
Женская эмансипация обесценивает семейные ценности! Вот раньше приходил муж злой, бил жену — отдавал все эмоции в дом. Жена знала, что он налево не ходит, потому все домой приносит, даже злобу и рада была. За домом следила, детей растила и мужа любила. А теперь что? Решили женщины, что не надо по 12 детей рожать, да еще и на работу хотят. Даже в науку лезут! А ведь недаром раньше ученых жгли и болезней столько не было, потому что нельзя богу вызов кидать!

И прочие опусы людей, у которых вместо логики «так бабушка сказала», любое нововведение — зло, а мир полон ценностями и таинствами, что доступны только «илитам человеческим», а все остальные — разносчики болезней, алкаши и маргиналы. А почему? А потому что потому! Вам не понять — вы быдло.

Обоги, цирк продолжается. Мне вот интересно, все те, кто так бросился осуждать проституток, вообще задумывался над тем, что делать тем людям, у которых имеются проблемы с получением секса в силу определенных факторов как то: банальное отсутствие времени для всей этой свистопляски с ухаживаниями; физические увечья, которые мешают найти себе партнера; какие-то фетиши, для которых довольно трудно найти единомышленника; излишняя неуверенность в себе или еще какие-нибудь тараканы в голове. Почему этим людям должно быть отказано в удовлетворении своих потребностей в угоду тем, кто хочет избавить общество от представителейниц данной профессии в силу однобокости их восприятия мира и отношения к «священному акту любви», а еще страха перед потенциальными изменами? Может хватит уже валить с больной головы на здоровую? Аморальны не они, а те, кто не выполняет скажем так «договор», кто подписался на определенного рода отношения, например, под кодовым словом «брачный союз», но по каким-то причинам не выполняет его условия. Будем честны — того, кто хочет ходить налево, не остановит отсутствие жриц любви. Всегда найдутся какие-нибудь соседи, коллеги, попутчики, мимокрокодилы и т. д., с кем это можно вполне себе провернуть, было бы желание.Только и в данной ситуации проститутки выигрывают — вряд ли они заинтересованы в очередном клиенте как в потенциальном спутнике жизни и никого никуда не уведут (привет защитникам семьи и всего такого), они скорее всего заставят воспользоваться барьерными ср-вами контрацепции, которое у них всегда под рукой, так что вероятность подхватить что-нибудь даже меньше, чем для спонтанного траха забывчивых и безалаберных товарищей (о, эта страшная аббревиатура ЗППП).

Ну, тут всё очень просто: если проститутка и спортсмен без допинга — то это честные спортсмен и проститутка. А все хорошие люди — честные, это мне мама так говорила, а мама всегда права! Вы же не пойдёте к плохой нечестной проститутке, которая всегда врёт? Нужно холить только к хорошим!

Читать еще:  Куда подать документы для пересдачи егэ. Несколько советов, как сдать егэ выпускнику прошлых лет ничуть не хуже, чем сразу после школы

А ещё мама говорила, что проститутки — это тётеньки, которые любят не просто так, а за деньги там, услуги, содержание всякое, украшения там, дорогие шубы. А нормальные девочки любят просто так, без того, чтобы их содержать, покупать там им всякое разное такое, деньги им давать, цветы покупать всякие. И что если ты заболеешь, то настоящая девочка сама тебя должна содержать, потому, что любит. И поддержит в трудную минуту, и что ей не важно, сколько у тебя денег и сколько ты зарабатываешь — она просто любит тебя, и всё. До смерти, навсегда, что бы ни произошло.

Мама врать не станет!

Бороться с проституцией — это как ссать против ветра. Как ни старайся — в результате сможешь похвастаться лишь тем, что не вся ссанина прилетела тебе обратно в лицо. Так себе повод для гордости.

Кто ищет — тот всегда найдет, а кто не ищет — пусть сидит в своем углу, не его это дело.

Секс всегда возмездный. Проститутки отдают его за деньги и так, как нужно мужику, жены — за отношения, т.е гораздо дороже, и не всегда качественно. Проститутки выгоднее и приятнее.

Забавно, что ты даже пост отдельный создал, но ничего про осмысленное и логическое обоснование этой «морали» и «нравственности» не сказал.

А ведь вопрос то по сути простой — ПОЧЕМУ это плохо? ЗАЧЕМ нужна эта самая «мораль» в этой сфере? В чем по твоему КОНКРЕТНАЯ и ФАКТИЧЕСКАЯ разница между «занятием любовью» и сексом с проституткой?

Вот только отношения, которые с любовью, чувствами и тому подобным — это не только секс. Более того, в этих самых отношениях он никак не на первом месте.

По этому если с доступностью секса обесценятся отношения, которые держались только на сексе, то мне их будет ничуть не жаль.

Скажите, а тем, кто практикует свингерство или любые другие отношения, где сексуальных партнеров больше чем 2 шт., как быть? Им уже можно начинать посыпать голову пеплом?

Подождите, «поход налево» — это такой эвфемизм к слову измена, которая по сути своей предполагает обман партнера. Но в данном случае этого нет. Все в курсе происходящего и добровольно на это подписываются. Опять нестыковочка у вас выходит. Ладно, смотрю с причинно-следственными связями вы не очень дружите. Зайдем с другой стороны. Может, причина вашей попоболи кроется вовсе не в сексе без любви, проститутках, и т. п., а в прозаичной боязни обмана и неприятии того, что выходит за рамки вашего восприятия и спальни?

Удовлетворять физическую потребность в еде в любом месте — это нормально. А удовлетворять абсолютно такую же физическую потребность в сексе — плохо. Почему?

Я, если что, сторонник свободных отношений.

А какие основания для того что вы там считаете? Есть какие-то?

Вам бы со своей нравственностью в монастырь, а не сюда, а?

Есть люди, которые не видят ничего антиморального в проституции. Дело только в этом. И они часто пишут нечто подобное, что проституцию надо легализовать, что это обычная работа, с которой надо платить налоги и т.д. Что женщина в праве распоряжаться своим телом по своему усмотрению. И тут каждый сам должен решить плохо это или хорошо, морально или антиморально. Потому что в этом вопросе все субъективно. Люди с отсутствием моральных рамок скажут, что в этом ничего плохого, ну секс за деньги, ну и что, обе стороны же довольны. Люди со сформировавшимися моральными рамками скажут, что это неправильно, низко и грязно, что в этом процессе нет любви. Каждый сам должен определиться в своем отношении к этому явлению.

Все упирается в уровень развития населения. Пока что большинство из людей вот такие вот неразборчивые в связях животные. Это не исправить, остается принять и стремиться к лучшему, если есть потребность. А мрак, невежество и плотская необузданность были всегда, к сожалению.

А асексуалы тогда кто — венец развития человечества, следуя вашему умозаключению?

Если они агрессивны, то они точно не являются пределом совершенства

Нравственные ориентиры совершенствования личности

Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Поэтому духовному воспитанию молодежи призвано способствовать качественное улучшение всей учебно-воспитательной работы. В соответствии со Стандартами на ступенях начального общего и основного общего образования осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Программа по духовно-нравственному воспитанию обучающихся является составляющей Образовательных программ всех школ России. Среди личностных результатов освоения программ на первом месте находится формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей и нравственной культуры многонационального российского общества.

И особенно значительную роль в этом отношении приобретает стимулирование педагогами и родителями собственных усилий обучающихся по самосовершенствованию. Давно стала даже крылатой образная мысль: ученик не сосуд, наполняемый знаниями, а факел, который нужно зажечь благородным огнем самосовершенствования.

Известно, что испокон веков костяк общественной нравственности составляли религиозные нравственные постулаты и моральные заповеди. Вот почему культурологическое изучение религии сегодня уже само по себе много дает в совершенствовании нравственного мира людей. Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах православной культуры, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение и потому, что характер светской школы определяется, в том числе, и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.

Нравственная культура дает возможность человеку не только войти в богатый духовный мир мыслей и чувств, но и помогает ему стать свободным и независимым от тех стереотипов, примитивных шаблонов накопительства, зависти, тщеславия, которые, к сожалению, распространены среди морально равнодушных и злых людей.

Конечно, в индивидуальном нравственном совершенствовании многое зависит от работы интеллекта самой личности и осознания ею нравственного смысла жизни. Можно спорить со старым «правилом»: работай над очищением своих мыслей, и если у тебя не будет дурных мыслей, то не будет и дурных поступков. И все же доля истины в нем есть. Не случаен вывод А. Чехова — писателя, так глубоко показавшего многие нравственные проблемы: «В человеке все должно быть прекрасно — и лицо, и одежда, и душа, и мысли» [7, с. 138] . А в своем письме к брату он пишет: «Чтобы воспитываться и не стоять ниже уровня среды, в которую ты попал, недостаточно прочесть только Пикквика и вызубрить монолог из «Фауста»… Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля». Т.е. одним из важных нравственных ориентиров самосовершенствования писатель считает работу человека над собой. И особенно подчёркивал Антон Павлович Чехов определяющую роль веры в ценности человеческой личности: «Человек или должен быть верующим, или ищущим веры, иначе он пустой человек…» [8, с. 123]. При этом веру он рассматривает как способность духа, которая доступна только «высоким организациям». Именно вера человека и моральные заповеди, по мнению А.П. Чехова являются определяющими духовными ориентирами самосовершенствования.

Что же дает человеку нравственная культура, основу которой составляют гуманизм, моральный долг, совесть, достоинство и честь? Прежде всего — способность переживать благородные, нравственные, добрые чувства, просветляющие человеческую жизнь. Именно способность вести истинно человеческую жизнь и не замыкаться в биологических потребностях. Именно собственно человеческие сокровища души начинаются там, где человек включается в мир нравственных мыслей и чувств.

Известно, что эти благородные чувства во многом уже прививаются человеку в результате приобщения к искусству и литературе, которые без преувеличения можно назвать великими учителями нравственного языка. Дело в том, что наиболее наглядно в концентрированном виде человек включается в атмосферу сопереживания, эмоциональной оценки добра и зла в искусстве и литературе. Хорошая, тем более потрясшая человека пьеса, кинофильм, художественное произведение — все это, как прожектором, в более яркой форме высвечивает благородные человеческие чувства и мысли. И многие люди, которые, может быть, в сутолоке будней и не обращают внимания на нравственные проблемы, теперь, ведомые талантливым писателем, режиссером, художником или писателем проникают в суть явлений, переживают облагораживающие чувства.

Читать еще:  Сроки выплаты при увольнении по собственному желанию. Когда удержание проводить не стоит

А ведь жизнь богаче любой толстой книги. И умение видеть, понимать и переживать благородные гуманные чувства, эмоции удовлетворения, удовольствия и радости от свершения хорошего дела помогают человеку стать более счастливым.

Разумеется, далеко не каждый человек познает мир нравственных отношений и может быть счастлив, совершая добрые, гуманные поступки. В сознании некоторых людей личное счастье человека ограничено, а то и противопоставлено интересам других людей. Иногда так может показаться потому, что человек не задумывался глубоко над самим собой, своими переживаниями, не сопоставлял своих радостей с тем хорошим, что он сделал людям. Этому может мешать своего рода нравственная глухота. Представим себе, что человек, который не имеет музыкального слуха и к тому же музыкально не образован, приходит на концерт слушать сложную симфоническую музыку. Даже если из вежливости он изображает внимание, ему скучно, он не испытывает наслаждения, которое переживают другие, оказываясь в мире музыки, эмоциональных состояний, эстетических чувств. Так и мир нравственных чувств, тонких и возвышенных переживаний, благородных человеческих устремлений доступен разным людям не в одинаковой степени. Поэтому черствые, равнодушные люди, не понимая этого, как бы обделяют и обедняют себя, крайне ограничивают себя в своем мирке мелких мыслей, в своей самодовольной уверенности, что эгоизм, замкнутость, материальные приобретения и есть смысл и счастье человеческой жизни.

Стремление стать оригинальным, интересным с помощью внешних признаков, бездумная погоня за модой, приобретательство обедняют духовный мир человека, приводят к потере индивидуального своеобразия личности. Вещизм, слепое приобретательство подавляют, подрывают духовные ценности человека, делают его весьма шаблонным, ограниченным. Он и не замечает, как обезличивает и обедняет себя. В результате психология такого человека начинает характеризоваться не только равнодушием к нравственным взаимоотношениям, к другим людям, душевной черствостью, но и определенной агрессивностью в достижении своих приобретательских целей и трусливостью, страхом потерять приобретённое, «выгодную позицию» в жизни. Эгоист, нравственно бедный человек теряет, по существу, много собственно духовного, человеческого. Эту сторону человеческих потерь заметил В. Белинский: «Хорошо быть ученым, воином, законодателем, но худо не быть при этом человеком!» [1, с. 156].

Конечно, даже у нравственно развитых людей могут быть те или иные недостатки. И каждый человек в принципе способен далее улучшать и совершенствовать свой духовный мир, включаться в систему нравственных отношений. Для этого надо осваивать язык нравственных переживаний и нравственных мыслей, расширять в первую очередь диапазон добрых человеческих чувств. В основе овладения языком нравственных эмоций лежит стремление и установка не только переживать свои успехи и достижения, а и испытывать радостные, добрые чувства за других людей, за своих близких, друзей, товарищей. Это умение и желание совершать добрые дела, испытывать внутреннее удовлетворение от гуманных поступков, соучаствовать в переживаниях других, радоваться вместе с ними является ещё одним важным ориентиром самосовершенствования.

В психологической основе такого нравственного совершенствования лежит чувство сопереживания, мыслительно-эмоциональный перенос. Особенно наглядна эта способность в семейных отношениях. Редко можно найти человека, который не сопереживал своим близким, мысленно не ставил себя в их положение, не испытывал их эмоций, не радовался их успехам. И не только близким. Наверное, каждый сопереживает не только своим товарищам и родным, но и героям художественных произведений, героям кинофильмов. Вспомним, как тонко и со знанием дела включались Чехов, Достоевский, Лев Толстой в мир героев своих произведений, с какой симпатией к человеку описывают они переживания иногда незаметных и на первый взгляд малоинтересных людей. Глубоко раскрытый в литературе мир духовных переживаний «маленького человека» вызывает глубокие симпатии читателя. А почему же по отношению к своим знакомым, товарищам, родным, другим люди порой не проявляют такой чуткости?! Нет помощников: писателя, режиссера, артиста, которые открывают внутренний мир человека более зримо в художественном произведении. И все же каждый сам может стать «поэтом и художником» души человеческой. Здесь надо самостоятельно всмотреться в другого человека, представить его заботы, потребности, интересы, переживания. Как бы мысленно перевоплотиться в другого. Это помогает человеку выполнять свои нравственные обязанности не столько потому, что от него требуют и могут наказать за невыполнение или он ждет за это награду, а потому, что это доставит ему радость, внутреннее удовлетворение. Как заметил М. Горький: «Как хорошо отнестись к человеку человечески, сердечно» [6, с. 175]. И напротив, вынужденная добродетель теряет свою цену. «Добро по указу — не добро», — считал Тургенев. Наверное, эти мысли всем нам понятны. [5, с. 98]

А как важно своевременно заметить добрые ростки лучшего и хотя бы первые попытки человека сделать что-то хорошее. Ведь это так важно — опереться на положительное в человеке! В таком случае используют даже «моральное авансирование», поощрение сверх заслуг, как бы с авансом на будущее. Это своего рода выражение доверия к личности, что она его в будущем оправдает. Вспомним поучительный эпизод из «Педагогической поэмы». Макаренко, замечательный педагог, доверил бывшему рецидивисту Карабанову значительную сумму денег. Это было не только большое доверие и признание исправления, но и мощный стимул поверить в свои силы, по-настоящему начать новую честную жизнь. Карабанов хорошо выполнил поручение своего учителя и стал его верным помощником.

Ни для кого не секрет, что нравственные основы закладываются, прежде всего, в семье. В воспитании детей полезны специальные знания и умения, нужен личный пример родителей. Радует, когда родители несут своим детям духовность, и возникает уверенность, что они вырастут нравственными людьми. Ошибки в воспитании ребенка, ссоры между родителями по вопросам подхода и требований к нему могут сделать семейную жизнь безрадостной, а результатом такого воспитания чаще всего бывают грубость и плохое поведение маленьких детей и черствая неблагодарность взрослеющих детей.

К сожалению, родители подчас просто не понимают, какими последствиями могут обернуться их необдуманные поступки или даже просто слова. Например, маме кажется ненормальным, что его ребенок столь радуется солнечному лучику, нарядному мотыльку, зеленой травке. Она не приемлет этой, в сущности, мудрой детской жизнерадостности и позволяет себе сделать замечание ребёнку: «Чего ты смеешься, чему радуешься, разве деньги нашел?!» При этом, нужно не забывать, что задача культивирования радостных чувств у детей не означает, разумеется, что надо потакать детским капризам. Как заметил Пьер Буаст: «Не делайте из ребенка кумира; когда он вырастет, то потребует жертв» [викицитатник].

Нельзя забывать и о влиянии положительных примеров из жизни известных людей. Вспомним пример мужественного отношения к жизни Ирины Триус, автора книги «Жить стоит». Прикованная болезнью к постели, Ирина окончила второй институт, изучила пять языков, стала работать научным сотрудником, вступила в Союз журналистов. Как справедливо писала о ней в «Комсомольской правде» Л. Графова, главная заслуга Ирины в том, что она не стала сумрачным человеком, и мы благодарны ей за то, что она нужнее нам, чем мы ей. Люди приходят к ней за уроками оптимизма. Сама Ирина Триус считает: «Я по-прежнему верю, что счастье человека — в нем самом. И зависит. прежде всего, от того, что представляет собой сам человек и его внутренний мир» [3, с. 4].

Таким образом, учитывая глубокий кризис воспитания детей и молодёжи, о возрождении нравственности надо, прежде всего, заботиться как родителям, так и школьным педагогам. Хочется надеяться, что российский народ обретет духовность и веру. И я глубоко уверена, что весомое слово в нравственном возрождении народа принадлежит учителю.

  1. Белинский В. Статьи о русской литературе, М.: Владос, 2008, с.239.
  2. Буаст П. Викицитатник.
  3. Графова Л. Против гнева своего //Комсомольская правда от 22.05.1973г.
  4. Макаренко А. Педагогическая поэма / Сост., вступ. ст., примеч., пояснения С.Невская – М.: ИТРК, 2003. – 736 с.
  5. Тургенев И. С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Т. 10. М.: «Наука», 1982. (Стихотворение в прозе Эгоист)
  6. Фелицына В.П., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь. Под. ред. Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова. – 2-е изд.-М.: Рус.яз., 1988. — 272с.
  7. Чехов А.П. Дядя Ваня, Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Сочинения в восемнадцати томах. Том тринадцатый. Пьесы (1895 — 1904). — М.: Наука, 1986. (слова Астрова).
  8. Чехов А.П. Письма к брату, ПСС, М., Огиз — Гихл, 1948, т. XIII, стр. 194.

Источники:

http://fb.ru/article/224498/chto-takoe-duhovno-nravstvennyie-orientiryi-cheloveka-kakova-ih-rol-v-deyatelnosti-cheloveka
http://pikabu.ru/story/nravstvennyie_orientiryi_6290451
http://yamal-obr.ru/articles/pravoslavie-i-obrazovanie-nrav-orient-co/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector