Индивидуальное развитие организма. Конспект урока по биологии на тему «индивидуальное развитие организмов»

Конспект урока «Индивидуальное развитие организмов»
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему

Урок по биологии для учащихся 10 класса.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект урока по биологии в 10 классе

Тема: Индивидуальное развитие организмов

Цель: Создать условия для изучения индивидуального развития организмов.

Задачи: Образовательная — Актуализировать знания о закономерностях индивидуального развития организмов на примере позвоночных животных, об этапах зародышевого развития, о периодах постэмбрионального развития.

Развивающая – Развить понятия: онтогенез, его типы, метаморфоз, плацента, морула, бластула, бластоцель, гаструла, нейрула, эктодерма, энтодерма, мезодерма, эмбриональная индукция, периоды постэмбрионального развития: ювенильный, пубертатный, старение, прямое и непрямое развитие.

Воспитывающая – Вызвать интерес к изучаемой теме. Воспитать аккуратность ведения тетради.

Оборудование: CD диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Биология. 10 класс», таблицы: «Индивидуальное развитие на примере ланцетника».

Оцениваю санитарно-гигиеническое состояние класса, проверяю наличие необходимого для урока оборудования. Приветствую учащихся:

— Здравствуйте! Садитесь. Для начала отметим, кого сегодня на уроке нет.

Отмечаю состав класса.

— Мы изучили жизненный цикл клетки, типы деления клеток, развитие половых клеток, оплодотворение. Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение раздела «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

Изучение нового материала

— Что происходит после оплодотворения? На этот вопрос мы ответим сегодня на уроке. Итак, записываем тему урока в тетрадь.

— Индивидуальное развитие организмов называется онтогенезом .

Онтогенез разделяют на 3 типа:

  1. Личиночный – У насекомых, рыб, земноводных. Зигота быстро развивается в личинку, которая самостоятельно питается и растет. Метаморфоз – превращение личинки во взрослую особь.
  2. Яйцекладный – У рептилий, птиц и яйцекладущих млекопитающих. Зародыш развивается внутри яйца, нет личиночной стадии.
  3. Внутриутробный – У большинства млекопитающих и в том числе и у человека. Зародыш задерживается в материнском организме, образуется временный орган – плацента, через который организм матери обеспечивает все потребности растущего эмбриона. Оканчивается процессом деторождения.

— В XIX в. Ф.Мюллер и Э.Геккель сформулировали биогенетический закон: Онтогенез (индивидуальное развитие) каждой особи есть краткое и быстрое повторение филогенеза (исторического развития) вида, к которому эта особь относится.

Большой вклад в развитие этого закона внес А.Н.Северцов. Он установил, что в индивидуальном развитии животных повторяются признаки зародышей.

— Онтогенез разделяют на 2 этапа:

эмбриональный и постэмбриональный

от образования зиготы от рождения

до рождения до смерти

Карл Бэр сформулировал закон зародышевого сходства: «эмбрионы обнаруживают, уже начиная с самых ранних стадий, известное общее сходство в пределах типа».

— Рассмотрим стадии эмбрионального развития.

Конспект урока «Онтогенез — индивидуальное развитие организма» по биологии

Тема урока: « Онтогенез — индивидуальное развитие организма »

Цель: сформировать у учащихся представление об индивидуальном развитии организма.

Задачи: обучающие – сформировать понятия онтогенез, эмбриогенез, постэмбриогенез, бластула, гаструла, нейрула, органогенез; познакомить с периодами онтогенеза: эмбриональным и постэмбриональным; показать два типа постэмбрионального периода; охарактеризовать процессы, протекающие на стадиях эмбриогенеза; познакомить с законом зародышевого сходства, явлением эмбриональной индукции; повреждающими факторами; развивающие – продолжить формирование навыков работы с книгой, с дополнительной научной литературой; развивать умение анализировать иллюстративный материал, обобщать и делать выводы, выявлять закономерности; воспитывающие – аккуратное оформление схем и рисунков в тетради; показать отрицательное влияние алкоголя, никотина, лекарственных препаратов, применяемых без назначения врача на эмбрион.

Оборудование: компьютер для слайдовой презентации, таблицы «Индивидуальное развитие хордовых», «Взаимодействие развивающихся частей зародыша».

Изучение нового материала

I . Введение. Аристотель писал, что наука начинается с того момента, когда вы испытываете чувство изумления. На протяжении всей истории своего существования человек не переставал изумляться, наблюдая события, которые происходят в процессе развития животных. Несложная процедура – вскрытие куриных яиц день за днем на протяжении 3х-недельного периода насиживания — позволяет увидеть, как тонкий валик клеток постепенно превращается в сложный организм птицы. Более углубленное понимание этого процесса не рассеивает ощущение чуда, а лишь усиливает его.

Многоклеточные организмы не возникают полностью сформированными. Напротив, они формируются в результате относительно медленного процесса прогрессивных изменений, который мы называем развитием. Почти во всех случаях развитие многоклеточного организма начинается с одной клетки — оплодотворенного яйца, или зиготы, которая митотически делится и дает начало всем клеткам организма. Наука, изучающая развитие животных, называется эмбриологией, так как развивающийся организм на стадиях от оплодотворенного яйца до рождения носит название эмбриона. Однако, развитие не останавливается в момент рождения, не останавливается оно и по достижении взрослого состояния. У большинства организмов развитие не прекращается на протяжении всей их жизни.

Основные стадии развития животных иллюстрирует рисунок рис.1 Индивидуальное развитие животного на примере лягушки ( слайд № 1 )

Таким образом, как видно из рисунка, развитие выполняет две основные функции:

1) создает разнообразие клеток и определяет последовательность событий в пределах каждого поколения (образование тканей, органов, рост организма);

2) обеспечивает непрерывность жизни при переходе от одного поколения к другому (размножение) — функции записываются в тетрадь.

II . Этапы онтогенеза ( слайд № 3 ) – записываются в тетрадь.

1. Эмбриогенез ( определение понятия – слайд № 4 )

Читать еще:  Полностью отсутствует звук в некоторых играх. Что делать, если в игре нет звука

Эмбриональное развитие начинается с образования зиготы ( слайды №№ 7,8 ) и длится до рождения или выхода из яйцевых оболочек.

Его продолжительность у разных организмов неодинакова ( слайд № 5 ):

слон — 21 месяц беременности

носорог — 18 месяцев

шимпанзе — 8 месяцев

собака — 2 месяца

кролик — 2,5 недели

пингвины — 2 месяца насиживания

гуси — 38-40 дней

воробей — 11-14 дней

Что же происходит в период эмбрионального развития?

Проблемный вопрос: Как из микроскопической клетки (зиготы) развивается новый организм, имеющий сложное строение и, весьма часто, большие размеры ?

Заполнение таблицы « Характеристика стадий эмбриогенеза »

« Мой дорогой друг, жизнь несравненно причудливее, чем все, что способно создать воображение человека. Нам и в голову не пришли бы многие вещи, которые в действительности представляют собой нечто совершенно банальное ».

(Артур Конан Дойль,1891)

« История развития человека в течение девяти месяцев, предшествующих его рождению, вероятно, гораздо интереснее и содержит события более грандиозные, чем все последующие семьдесят лет его жизни ».

ряд быстро протекающих последовательных митотических делений зиготы, в результате которых образуются более мелкие клетки-бластомеры; формирование из них бластулы; последующий рост бластомеров

Вопрос классу: Как вы думаете, до какого момента будет протекать дробление?

( Для соматических клеток организмов характерно строго определенное соотношение ядра и цитоплазмы. Дробление идет до того момента, пока не восстановится характерное для соматических клеток данного вида организмов соотношение ядра и цитоплазмы ).

« Не рождение, супружество или смерть, а гаструляция на самом деле является наиважнейшим событием в вашей жизни »

перемещение бластомеров и изменение их положения относительно друг друга, в результате этого – образование 3х клеточных слоев ( зародышевых листков ):

1) наружного листка – эктодермы;

2) внутреннего листка – энтодермы;

3) среднего листка — мезодермы

образование органов в результате перемещения и взаимодействия клеток зародышевых листков:

1) эктодерма — покровы и нервная система, органы чувств;

2) энтодерма — органы пищеварения и дыхания;

3) мезодерма — сердце, почки, половые железы и соединительная ткань ( кости, мышцы, сухожилия, клетки крови )

самостоятельная работа с текстом учебника

Обобщение « Стадии эмбриогенеза » – слайд № 22

2. Основные черты развития позвоночных ( слайды №№ 23-26 )

Проблемный вопрос: Каким образом индивидуальное развитие какого-либо организма отражает эволюционные преобразования в его строении?

В 1828 г. Карл Бэр, выдающийся эмбриолог того времени, писал: « Я зафиксировал в спирте двух маленьких зародышей, забыв пометить их. А теперь не могу определить, к какому роду животных они относятся. Они могут быть ящерицами, мелкими птицами или даже млекопитающими! » Рис. 7 помогает понять нам его затруднение. Этот рисунок иллюстрирует сформулированный Бэром закон зародышевого сходства : « На ранних стадиях развития зародыши всех позвоночных сходны между собой, и более развитые формы проходят этапы развития более примитивных форм » 1 .

1 Эта работа фон Бэра была предана забвению после того, как Эрнст Геккель осуществил синтез германского романтизма и дарвинизма, утверждая, что «Онтогенез (индивидуальное развитие) повторяет филогенез (эволюционную историю вида)». В связи с этим различные стадии развития человеческого зародыша рассматривались как соответствующие взрослым стадиям организмов, стоящих на более низкой ступени эволюционной лестницы. Такая точка зрения была научно дискредитирована даже раньше, чем была предложена, однако Геккель обладал редким умением показать товар лицом, a его теория с легкостью «объясняла» человеческий прогресс. Поэтому она распространилась в биологии и общественных науках со сверхъестественной скоростью прежде, чем было показано, что в ее основе лежат ложные предпосылки

3. Взаимодействие частей зародыша (рассказ)слайды №№ 27-29

Введение понятия «эмбриональная индукция» — явления, при котором в процессе эмбриогенеза один зачаток влияет на другой, определяя путь его развития, и, кроме того, сам подвергается влиянию со стороны первого зачатка.

Рассказ: Классическими считают опыты немецкого ученого Г. Шпемана и его сотрудников (1924) на зародышах амфибий. Для того чтобы иметь возможность проследить за судьбой клеток определенного участка зародыша, Шпеман использовал два вида тритонов: тритона гребенчатого, яйца которого лишены пигмента и потому имеют белый цвет, и тритона полосатого, яйца которого благодаря пигменту имеют желто-серый цвет.

Один из опытов заключается в следующем: кусочек зародыша из области дорсальной губы бластопора на стадии гаструлы тритона гребенчатого пересаживают на боковую или вентральную сторону гаструлы тритона полосатого (рис. 8 и 8.1). В месте пересадки происходит развитие нервной трубки, хорды и других органов. Развитие может достичь довольно продвинутых стадий с образованием дополнительного зародыша на боковой или вентральной стороне зародыша реципиента. Дополнительный зародыш содержит в основном клетки зародыша реципиента, но светлые клетки зародыша-донора тоже обнаруживаются в составе различных органов.

Из этого и подобных опытов следует несколько выводов. Во-первых, участок, взятый из спинной губы бластопора, способен направлять или даже переключать развитие того материала, который находится вокруг него, на определенный путь развития. Он как бы организует, или индуцирует, развитие зародыша, как в обычном, так и в нетипичном месте. Во-вторых, достаточно точное строение новообразованных органов в месте пересадки указывает на эмбриональную регуляцию. Это означает, что фактор целостности организма приводит к достижению хорошего конечного результата из нетипичных клеток в нетипичном месте, как бы управляя процессом, регулируя его в целях достижения этого результата.

В 30-е гг. исследователи пытались установить природу индуцирующего действия. Вскоре выяснилось, что разнообразные убитые ткани, вытяжки из самых различных тканей беспозвоночных и позвоночных животных, а также растений, несколько классов химических соединений (белки, нуклеопротеины, стероиды и даже неорганические вещества) могут вызывать индукцию. Таким образом, была установлена химическая природа организаторов.

Читать еще:  Самообразование по театрализованной деятельности в детском саду. План по самообразованию "театрализованная деятельность - как средство развития креативной личности ребенка"

4. Влияние внешних условий на эмбриогенез

Рассказ: В ходе онтогенеза, особенно эмбриогенеза, отмечаются периоды высокой чувствительности клеток развивающегося зародыша к условиям среды. Впервые на это обратил внимание австралийский врач Норман Грегг (1944). Советский эмбриолог П.Г.Светлов (1960) сформулировал теорию критических периодов развития и проверил ее экспериментально. Сущность этой теории заключается в утверждении общего положения о том, что «в начале каждого этапа развития зародыша эмбрион наиболее восприимчив к воздействиям различных факторов (лекарственные средства, рентгеновское облучение и др.) Такими периодами в эмбриогенезе являются — оплодотворение, начало гаструляции, образование зародышевых листков и закладка органов, формирование плаценты ( у млекопитающих), формирование систем органов и рождение.

Повреждающими факторами в критические периоды могут быть

1) химические вещества ( в том числе многие лекарственные средства особенно опасны для зародыша в первые месяцы развития, так как они не выводятся из него, а накапливаются в повышенных концентрациях в его тканях и органах);

2) ионизирующее облучение;

3) голодание ( вызывает пороки развития и даже внутриутробную гибель);

5) наркотики, никотин ( нарушают развитие головного мозга ) — записывается в тетрадях.

5. Постэмбриональное развитие ( определение понятия – слайд № 33 )

Вопрос классу ( актуализация знаний о прямом и непрямом развитии животных ) : из курса зоологии вспомните особенности развития насекомых и позвоночных животных ( на примерах саранчи, бабочек, лягушек, птиц и млекопитающих ).

Виды постэмбрионального развития: ( слайд № 34 ) – записываются в тетрадь

1) прямое: родившийся организм отличается от взрослого лишь размерами; дальнейшее развитие сводится к росту и половому созреванию ( большинство позвоночных животных: рыбы, рептилии, птицы, млекопитающие );

2) непрямое ( с метаморфозом ): жизненный цикл состоит из следующих стадий: яйцо – личинка – (куколка) – взрослый организм; личинка отличается от взрослой формы внешним и внутренним строением, питанием, средой обитания, образом жизни ( многие беспозвоночные животные: морские ежи, морские звезды, многие отряды насекомых, из позвоночных – земноводные ).

Продолжительность постэмбриогенеза у разных видов организмов неодинакова

( слайд № 35 ). Эта продолжительность зависит от многих факторов. Их можно классифицировать следующим образом ( слайд № 36 ):

1) внешние факторы: несчастный случай, хищничество, болезнь, внешний

стресс – фактор ( напр., загрязнитель );

2) внутренние факторы: запрограммированная смерть, постепенное старение.

Среди же причин старения и смерти принято выделять следующие ( слайд № 37 ):

1) накопление ошибок в ДНК и повышение доли аномальных белков;

2) снижение количества РНК, необходимой для синтеза белка;

3) накопление в клетках продуктов обмена веществ.

III . Закрепление пройденного

Самостоятельная работа по записям, сделанным на уроке:

1. Что из перечисленного относится к эмбриогенезу:

а) оплодотворение в) гаструляция* д) онтогенез

б) сперматогенез г) дробление * е) органогенез*

2. Клетки бластулы содержат:

а) гаплоидный набор хромосом

б) диплоидный набор хромосом*

3. Каким свойством НЕ обладают клетки бластулы:

а) способностью к обмену веществ

б) способностью к делению

в) способностью к росту *

4 .Из какого слоя клеток образуется головной мозг человека:

5. Органогенез у позвоночных начинается на стадии:

6. У какого из названных животных нет мезодермы:

а) собака в) медуза *

б) голубь г) акула

7. Из какого слоя клеток образуются легкие лягушки:

8. Как называется явление, при котором в процессе эмбриогенеза один зачаток влияет на другой:

а) критический период развития

б) эмбриональная индукция *

9. Синонимом понятия «непрямое развитие» является:

10. Ход онтогенеза конкретного организма определяется:

а) условиями среды

б) историческим развитием вида

в) принадлежностью к определенному классу

г) его наследственной информацией и условиями среды *

Конспект урока биологии в 9 классе «Индивидуальное развитие организмов – онтогенез».
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Этот конспект урока позволит каждому учителю провести урок на высоком методическом уровне.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект урока по биологии в 9 классе.

Тема: Индивидуальное развитие организмов – онтогенез.

Задачи: сформировать знания о сущности онтогенеза и его этапах; показать влияние факторов среды на онтогенез, вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.

Оборудование: таблицы, иллюстрирующие процесс метаморфоза у членистоногих, амфибий, таблицы, отражающие сходство зародышей позвоночных животных.

  1. Организационный момент. (1 мин.)
  2. Актуализация знаний. (8 мин.)
  3. Изучение нового материала. (28 мин.)
  • Где содержится наследственная информация? (гены, ДНК)
  • Рассмотрим развитие организма бабочки. Опишите его.
  • Как вы думаете, зашифрованы ли в генах бабочки все метаморфозы (изменения, превращения) в ее развитии, жизни? (да)
  • → индивидуальное развитие организма протекает в строгом соответствии с его наследственной информацией, т.е….

В тетрадь: Онтогенез – это процесс индивидуального развития организма, в результате которого реализуется его наследственная информация.

Клеточный цикл (между двумя делениями).

Во вновь образовавшейся клетке не всегда полностью сформированы клеточные структуры.

Для этого требуется время – созревание; За ним идет период зрелой клетки

От момента образования зиготы – до смерти.

В многоклеточном организме наблюдается несколько этапов развития – возрастных периодов. Ниже рассмотрим их подробнее.

Развитие многоклеточных организмов.

Зигота – зарождение (вылупление из яйца); прорастание семени и появление побега.

(от нескольких дней, до нескольких десятков и даже сотен, а иногда и тысяч лет – черепахи, дубы и др. организмы)

Организм испытывает количественные и качественные изменения:

Малыш похож на взрослую особь, только маленький (птицы, млекопитающие, некоторые насекомые, ракообразные)

Личинка испытывает метаморфозы до взрослой особи. Личинка не похожа на имаго.

Личинка много ест и быстро растет, передвигается, но не способна к размножению, за некоторым исключением (земноводные, многие насекомые)

Читать еще:  Кирилл и мефодий кто был князем. Кирилл и Мефодий: биография краткая, интересные факты из биографии, создание славянской азбуки

На эмбриональный период способны оказывать влияние следующие факторы:

  1. Радиация
  2. Токсины (никотин, алкоголь, наркотики)
  3. Недостаток кислорода
  4. Вирусы
  5. Паразиты
  6. Неполноценное питание.

Их постоянное воздействие может привести к гибели зародыша или к нарушению его нормального развития.

  1. Закрепление. Заполнить таблицу «Периоды онтогенеза» (6-7 мин.)
  1. Подведение итогов. Домашнее задание. (1-2 мин.)

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ. БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН

Задачи: сформировать знания о сущности онтогенеза и его этапах; показать влияние факторов среды на онтогенез, изучить основные закономерности и этапы эмбрионального и постэмбрионального периода развития; выявить общие закономерности развития на примере сравнения эмбрионов хордовых животных, проследить закон зародышевого сходства, биогенетический закон.

Элементы содержания: онтогенез, эмбриогенез, дробление, бластула, гаструла, эктодерма, энтодерма, мезодерма, гаструляция, нейрула, постэмбриональное развитие, закон зародышевого сходства, биогенетический закон.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблицы «Индивидуальное развитие», «Сходство зародышей позвоночных животных», презентация.

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний учащихся.

Задание. Заполните таблицу, используя приведенные ниже варианты ответов.

Сравнение полового и бесполого размножения

1. Количество родительских особей

2. Наличие половых клеток

3. Наличие мейоза

4. Сходство потомков с родителями

5. У каких организмов встречается

6. Скорость увеличения числа
потомков

в) мейоз отсутствует

г) потомки отличаются от родителей на генном уровне

д) нет половых клеток

ж) потомки идентичны родителям

з) женские и мужские половые клетки

и) растения и животные

к) растения, микроорганизмы, низшие животные

III. Изучение нового материала.

1. Онтогенез – процесс индивидуального развития организма (от зачатия до смерти), в результате которого реализуется его наследственная информация.

Онтогенез состоит из двух периодов:

1) Эмбриональный – начинается с момента оплодотворения и продолжается до рождения организма.

2) Постэмбриональный – начинается сразу после рождения, когда организм способен существовать самостоятельно, и продолжается до смерти.

2. Эмбриональный период развития.

1) При сиянии половых клеток образуется зигота .

2) Зигота начинает дробиться на бластомеры до тех пор, пока не образуется бластула (полая шаровидная структура с одним слоем клеток – однослойный зародыш).

3) Гаструляция – происходит формирование чашеобразного двух-слойного зародыша путем впячивания (миграции клеток, расслоения или обрастания) одной из стенок бластулы. Двухслойный зародыш, состоящий из двух зародышевых листков ( эктодермы (наружного) и энтодермы (внутреннего)), называется гаструлой . Между двумя зародышевыми листками может идти закладка третьего зародышевого листка – мезодермы .

4) В каждом из зародышевых листков происходит закладка осевых структур зародыша (хорда, нервная трубка, пищеварительная трубка). Эта стадия зародыша называется нейрулой .

5) Гистогенез и органогенез – идет дальнейшая дифференцировка тканей, формирование и развитие органов, систем органов.

Задание. Используя текст учебника (§ 3.4), заполните таблицу.

Зародышевые листки, их производные

Производные каждого листка

Покровы тела (наружный эпителий, кожные железы, роговые чешуи, поверхностный слой зубов), нервная система,
передний и задний отделы кишечника

Эпителий средней кишки и пищеварительные железы, эпителий дыхательной системы

Все мышечные, соединительные ткани, каналы выделительных органов, кровеносная система, часть тканей половых органов

У преобладающего большинства организмов процесс эмбрионального развития происходит сходным образом. Большое влияние на развитие зародыша имеют факторы среды: радиация, токсические вещества (никотин, алкоголь, наркотики), недостаток кислорода, вирусы, паразиты, неудовлетворительное питание и тому подобное. Их постоянное воздействие может привести к гибели зародыша или к нарушению нормального развития.

3. Постэмбриональное развитие организма состоит из трех периодов:

1) Дорепродуктивный – рост организма, развитие и половое созревание.

2) Репродуктивный – активное функционирование взрослого организма, размножение.

3) Пострепродуктивный – старение, постепенное угасание процессов жизнедеятельности.

Постэмбриональное развитие животных бывает двух типов – прямое и непрямое.

Постэмбриональное развитие животных

4. Рассмотрите схему «Зародышевое сходство у позвоночных животных».

Если сравнить эмбрионы различных позвоночных животных, можно отметить, что на ранних стадиях развития их зародыши очень похожи, но с дальнейшим развитием различий становится больше, так как приобретаются признаки класса, рода, вида, индивидуального организма. Этот пример доказывает взаимосвязь между индивидуальным развитием каждого организма и эволюцией вида, к которому этот организм относится.

Эта взаимосвязь отражена в биогенетическом законе, сформулированном Ф. Мюллером и Э. Геккелем: Индивидуальное развитие особи (онтогенез) до определенной степени повторяет историческое развитие вида (филогенез), к которому относится данная особь.

То есть биогенетический закон говорит о том, что онтогенез есть краткое повторение филогенеза в закономерно измененном и сокращенном виде. А. Н. Северцов установил, что в онтогенезе повторяются признаки не взрослых особей предков, а их зародышей.

IV. Закрепление изученного материала.

Беседа по вопросам:

1. Что такое онтогенез?

2. На какие периоды делится онтогенез? Охарактеризуйте каждый из периодов.

3. Какие изменения происходят с зиготой в эмбриональном периоде?

4. В чем смысл биогенетического закона?

Домашнее задание: § 3.4 (повторить § 2.14, § 3.1–3.3).

Цель: сформировать представление о процессе онтогенеза и факторах окружающей среды, влияющих на изменение развития зародыша.

Основные понятия: онтогенез, эмбриогенез, постэмбриогенез, бластула, гаструла, нейрула, эктодерма, энтодерма, мезодерма.

— расширить кругозор учащихся об особенностях жизненного цикла организма;
— рассмотреть особенности эмбриогенеза и постэмбриогенеза;
— определить спектр факторов, влияющих на ход нормального онтогенеза человека.

— продолжить формирование здорового образа жизни;
— воспитывать уважение к людям науки и их достижениям;
— продолжить формирование работать в коллективе, в группах.

— развивать навыки самообразования, творческие способности учащихся;
— продолжить развитие учебно – интеллектуальных умений; выделять главное и существенное, устанавливать причинно- следственные связи.

— мультимедийная установка, презентация, СD-диск «КМ-школа, 10 класс»;
— телевизор, видеоролик;
— динамическая модель жизненного цикла насекомых.

Источники:

http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/12/14/konspekt-uroka-individualnoe-razvitie-organizmov
http://prezentacii.org/konspekty/konspekty-po-biologii/37446-urok-po-teme-ontogenez—individual-noe-razvitie-organizma.html
http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2017/02/26/konspekt-uroka-biologii-v-9-klasse-individualnoe-razvitie

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector