«Воскресение»: история создания, анализ и значение романа. Воскресение (роман)

Анализ романа «Воскресение» (Л.Н. Толстой)

Вклад Л.Н. Толстого не только в русскую, но и мировую культуру сложно переоценить. Эта фигура является легендарной не только из-за своего творчества, но и мировоззренческих позиций и образа жизни. Особую известность Толстому принесли три его романа: «Война и мир», «Анна Каренина» и «Воскресение», в которых в полной мере были отражены мысли писателя: как об обществе в целом, так и об отдельном человеке в частности. Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор данного произведения.

История создания

История написания романа «Воскресение» опирается на интересные факты:

  1. Первоначальная идея романа пришла к Толстому после того, как он услышал историю юриста Анатолия Кони о том, как на суде один из присяжных узнал в обвиняемой проститутке соблазнённую им когда-то девушку. Присяжный пытался искупить свою вину, женившись на женщине, и облегчить её судьбу, но потерпел неудачу, и проститутка умерла в тюрьме.
  2. Учитывая перерывы, Толстой писал свой роман на протяжении десяти лет. Во время работы над произведением он посетил Бутырскую тюрьму и попытался как можно глубже вникнуть в быт арестантов, направляемых в Сибирь.

Направление и жанр

«Воскресение» можно совершенно точно определить, как роман реалистического направления в русской литературе. Как действующие лица, так и окружение в книге максимально приближены к действительности. Имена, чины, географические объекты, разговоры, одежда и предметы быта – всё это создаёт максимально натуралистичную картину. Читатель верит в то, что в основе сюжета лежит логика реального мира.

Жанровая принадлежность «Воскресенья» с лёгкостью определяется — это роман. Сюжет произведения охватывает длительный промежуток времени, задействовано огромное количество персонажей и создано столько же деталей, создающих правильную атмосферу.

В окружном суде начинается суд над несколькими обвиняемыми в убийстве. В жюри присяжных состоит дворянин Дмитрий Нехлюдов, ведущий крайне безнравственный образ жизни. Внезапно среди трёх подсудимых он узнаёт Катерину Маслову – девушку, которую он соблазнил, будучи ещё молодым офицером.

Во время суда, на котором раскрывается бесчеловечность судебной системы, которую совершенно не волнует судьба человека, многие проникаются сочувствием к Масловой и склоняются к оправдательному приговору. Однако из-за безалаберности присяжных настоящие преступники обходятся тюремными сроками, а непричастная Маслова приговаривается к каторге.

Нехлюдов, чувствуя вину, решается бороться за Катерину, нанять адвоката и подать апелляцию. Параллельно с этим он решает коренным образом изменить свою жизнь и прекратить развратничать и душить праздностью все свои благие помыслы.

Однако старания Нехлюдова терпят крах, тогда он решает пойти на крайние меры: жениться на Масловой и отправится за ней в Сибирь. Маслова отказывается верить во внезапное покаяние Нехлюдова и отторгает его, но со временем смягчается и приходит к согласию с ним. Слишком многое ей довелось пережить из-за его обмана: позорное изгнание из дома, голод, оскорбления, издевательства и снова обман тех, кто претендовал на ее доверие.

На пути в Сибирь герои окончательно перерождаются. Маслова прощает Нехлюдова, начинает снова верить в себя и возможность начать всё заново, в итоге она, чтобы не губить Нехлюдова, решает выйти замуж за политического ссыльного Симонсона. Нехлюдов, попрощавшись с Масловой, обретает душевный покой и понимает, что главное в жизни – прощение.

Главные герои и их характеристика

В романе «Воскресение» разветвленная и масштабная система персонажей. Если Вы думаете, что ее стоит подробно описать здесь, сообщите об этому Многомудрому Литрекону в комментариях. А пока он написал минимум — характеристику главных героев в таблице:

Тематика романа «Воскресение» богата теми наболевшими вопросами, которые занимают нас и сегодня:

  1. Судьба – Толстой показал, что человеческая судьба крайне извилиста и непостоянна. Всего одна ночь перевернула всю жизнь Катерины, опустив её на самое дно. Одна случайная встреча в суде круто изменила жизни Нехлюдова и Масловой, наставила их на путь перерождения. По мнению писателя, в жизни нет ничего предопределённого. Вопрос жизни и смерти решает случай.
  2. Любовь – Толстой игнорирует привычное понимание любви, как вид отношений между мужчиной и женщиной. Он описывает и возвышает только ту любовь, которая обращена к человечеству в целом.
  3. Духовное перерождение – писатель изобразил в своём романе настоящее чудо духовного исцеления, казалось бы, самых низких людей. Толстой искренне верил, что как бы ни ужасна была жизнь, в мире продолжает существовать добро, и люди, открытые ему, обязательно изменятся к лучшему.
  4. Смена ценностей – по мнению писателя, внутри каждого человека живёт понимание того, что есть добро и стремление к нему. Это стремление можно загасить, подавить, навязать человеку лживые идеалы. Однако всегда в конце концов человек откинет свою порочную ношу и вернётся к праведной жизни.
  5. Реальная и показная доброта – на протяжении романа Толстой много раз демонстрирует нам показную доброту государства и церкви к заключённым. Однако на деле за громкими словами и изящными жестами нет ничего, кроме равнодушия и пустого церемониала. Настоящая доброта всегда скрыта в тени и не афиширует себя.

Проблемы

Проблематика произведения Толстого «Воскресение» вне времени: она злободневна постоянно:

  • Социальное неравенство – неоднократно в романе подчёркивается и жестоко осуждается гигантская пропасть между бытом изнеженных, погрязших в пороке дворян и остального народа России, прозябающего в невежестве и нищете.
  • Женский вопрос – в романе раскрывается непростое положение русских женщин в Российской империи. Лишённые доступа к образованию и полноценной общественной жизни, женщины должны либо пытаться подстроится под патриархальное общество, в котором им отведена только роль домохозяйки или матери, либо опускаться по социальной лестнице на самое дно, превращаясь в пародию на человека.
  • Легкомыслие – Толстой решительно осуждает то легкомыслие, которое присуще привилегированному дворянскому меньшинству. Отворачиваясь от реального мира и живя лишь в своё удовольствие, они не проносят своему народу ничего, кроме страданий.
  • Несправедливость – в романе особенно сильно подчёркивается несправедливость, царящая в раздробленном русском обществе. Несправедливость царит в отношениях между людьми, думающих лишь о себе, несправедливость царит в равнодушном государственном аппарате, несправедливость царит в церкви, которая оправдывает такое положение вещей.
  • Равнодушие – одна из главных проблем человечества, выделенная Толстым – равнодушие людей друг к другу. Именно равнодушие обрекло Катерину на жизнь проститутки, именно равнодушие обрекло её на каторгу, оно же ежедневно ломает жизни многим людям.

Основная идея

Смысл романа «Воскресение» заключается в необходимости и возможности нравственного возрождения для падшего человека. Автор отражает в книге огромное количество социальных проблем, которые испытывала Российская империя на протяжении, пожалуй, всей своей истории, а многие из них остаются актуальны до сих пор. Толстой безжалостно клеймит человеческие пороки и систему, при которой эти пороки дают столь многочисленные плоды. Но каждый из нас может восстать против всего этого и сделать шаг на пути к улучшению и очищению себя и всех окружающих нас людей. Глобальные проблемы мы, может, и не решим, как не решил их Нехлюдов, но зато реально поможем себе и другим людям приблизиться к идеалу.

Также роман проникает глубоко в человеческую душу, рассказывает о том, что у каждого человека, как бы низко он не пал, всегда найдутся сила и надежда на то, чтобы побороть свою судьбу и обрести счастье. Это и есть главная мысль «Воскресения» Толстого.

Читать еще:  Можно ли ходить на пасху на кладбище? Как и когда правильно поминать усопших. Можно ли ходить на кладбище на Пасху

Критика

Антон Павлович Чехов очень тепло принял роман Толстого, отметив его достоверность, точность и цепкость созданных образов и натуралистичность диалогов.

Искренне восхищавшийся Толстым Владимир Ильич Ленин также считал роман выдающимся творением писателя, в котором ярче, чем в каком бы то ни было произведении Толстого, проявился протест против общественного устройства при монархии.

В обществе современников Толстого разгорелась полемика по поводу того, считать ли его роман оскорблением всей судебной системы? Начало было положено неким анонимным открытым письмом, где старый судья обвинял автора в том, что тот не знает, о чем пишет.

Я намерен спросить вас, жизненны ли те образы, которые вы изобразили типами судебного ведомства. Знаете ли вы ту среду, которую взялись описывать? Случалось ли вам когда-либо проследить обычный образ жизни жуиров и посмотреть, как, согнув утомленную дневными трудами спину, они сидят в тиши своих убогих кабинетов, разбираясь в делах, которые им придется доложить на следующий день…» (рецензия неизвестного судьи (под псевдонимом «Старый судья»), «Открытое письмо графу Л. Н. Толстому», газета «Киевлянин», 1899 г., №222)

На это письмо довольно остроумно ответил рецензент из «Вестника Европы». Он отстаивал право автора писать о том, что он находит нужным:

«Роман, как комедия, не исчерпывает целых областей жизни, для него вовсе не обязательно изображать добро параллельно со злом, распределять равномерно свет и тени… …поколебать доверие к суду роман Толстого не может… Таких судей, каких мы видим в «Воскресении», не будет в действительности только тогда, когда для русского суда, как и для всего русского общества, вновь наступит эпоха великих реформ…» (Рецензия в журнале «Вестник Европы», 1899 г., №12)

Но судебные чиновники не останавливались и выражали свое негодование на страницах разных изданий, даже не связанных с литературой:

При обрисовке отдельных судебных деятелей постоянно также проглядывает тенденциозность, граничащая с издевательством…» (неизвестный автор (под псевдонимом «Бывший прокурор, ныне судья»), статья «Судебные деятели по “Воскресению” графа Л. Н. Толстого», журнал «Вестник права», 1900 г.)

Но критики не уставали пояснять публике смысл романа и доносить до нее истинные мотивы автора:

Порой изображения этой жизни переходят почти в сатиру, но это далеко не сатира, потому что изображение гр. Л. Н. Толстого слишком правдиво и жизненно и лишено чувства негодования, заставляющего сатирика всегда несколько искажать истину… Многие приняли “Воскресение” за роман нравоучительный, даже тенденциозный, даже за сатиру; но возражали в сущности не против романа, а против тех взглядов гр. Л. Н. Толстого, которые известны из других его произведений… Не гр. Л. Н. Толстой поучает, сама жизнь учит…» (П. Н. Краснов, «Новый роман гр. Л. Н. Толстого ”Воскресение”», журнал «Неделя», 1900 г., №1)

Далеко не все оценили новое творение Толстого, ведь оно было уже после «Войны и мира», а значит, перед критиками был не новичок, а маститый писатель. Поэтому некоторые из них сочли его «проходным».

В “Воскресении” есть истинно превосходные страницы, в большинстве случаев, впрочем, не имеющие прямого отношения к ядру романа, но в целом это, конечно, далеко не лучшая из работ Толстого…» (Н. К. Михайловский, журнал «Русское богатство», 1900 г.)

Но и это утверждение оспаривалось другими рецензентами, которые отмечали масштабы обсуждений романа и того резонанса, который он произвел в обществе:

Ни одно крупное художественное произведение не было до сих пор так распространено, как “Воскресение”, так читаемо и обсуждаемо. Оно проникло в самые далекие уголки, куда редко проникает книга, и там возбудило еще большее внимание, чем на поверхности жизни. Огромное значение этого факта скажется в той или иной форме в свое время…» (А. И. Богданович, «Критические заметки: ”Воскресение” роман Л. Толстого», журнал «Мир Божий», 1900 г.)

Воскресение толстой герои. «Воскресение»: история создания, анализ и значение романа

Еще в конце 80-х годов Толстой написал первую редакцию будущего романа «Воскресение» (опубликован в «Ниве» в 1899 г. с цензурными изъятиями и за границей полностью), называвшуюся тогда «коневской повестью», так как в основе сюжета лежала действительная история, рассказанная Толстому известным юристом А.Ф. Кони. К завершению работы над романом он обратился в 1898 г., чтобы, вопреки объявленному отказу от вознаграждения за поздние произведения, получить гонорар и передать его духоборам (сектантам протестантского толка), переселявшимся из России в Канаду.

В новом романе Толстого прочно соединились социальная тематика и моралистическая тенденция. Сюжетный узел романа завязывается во время, казалось бы, случайной встречи на судебном заседании князя Нехлюдова и осужденной за отравление пьяного купца проститутки Масловой. В этой женщине Нехлюдов узнает когда-то соблазненную им и покинутую на произвол судьбы воспитанницу своих тетушек Катюшу.

У Катюши Масловой сложилась обычная для простой девушки, взятой в барский дом, судьба: ее выгнали, она опускалась все ниже и ниже, пока не стала продажной женщиной и не попала на скамью подсудимых. Из чистой и отзывчивой девушки, глубоко переживавшей свое падение и позор, она превратилась в человека, переставшего даже замечать противоестественность своего положения.

Князь Дмитрий Нехлюдов продолжает череду толстовских героев, знаменуя новый этап размышлений автора над миром и жизнью. В этом смысле герой автобиографичен так же, как и герои предшествующих произведений. Под влиянием встречи с Катюшей Нехлюдов внезапно, без всякой предшествующей подготовки, решает порвать со своим прошлым, искупить вину перед Катюшей, женившись на ней и посвятив ей свою жизнь. Условность ситуации «перелом-прозрение» в данном случае не проходит бесследно ни для развития образа героя, ни для романа в целом. Продолжая философскую связь с предшествующими романами, в «Воскресении» Толстой изображает заведомо преступившего нравственный закон человека, оставляя ему только один достойный путь: воскресение. Однако Нехлюдов пытается нравственно «воскреснуть» в толстовском духе: в его поведении с другими людьми просматриваются все большее и большее раздражение всем вокруг и гордое сознание единоличного владения истиной.

В основе сюжета — личные судьбы Нехлюдова и Масловой, но композиционно роман построен так, что сфера его действия все время расширяется за счет включения в повествование описания жизни в деревне, в Петербурге, в Сибири, противопоставления мира господ (Корчагины, Масленниковы, Шенбок, графиня Катерина Ивановна и др.) и народа. Стремление Нехлюдова изменить судьбу осужденной Катюши ставит его в исключительное положение между двумя резко противопоставленными друг другу в романе мирами: арестованные, каторжные, несчастные и барский, бюрократический мир, определяющий вместе с правительством все условия жизни государства. В отличие от прежних романов Толстого, романов «широкого дыхания», отражавших картину мира во всем объеме, в новом романе не остается места никакой другой России, кроме той, что выведена на страницах романа. В «Воскресении» предстает безрадостная картина жизни, строящейся на всеобщей лживости, бессмысленной деятельности одних и каторжных муках других. Если верить роману, никаких светлых сторон жизни не существовало. Все светлое было подавлено, замучено, обмануто или заключено в тюрьму. В этом контексте очень важное значение и почти символический смысл приобретала сцена суда, помещенная не в конце, а в начале романа и превращающая Нехлюдова из судящего в подсудимого.

Искажение реальной картины мира сочетается в романе с непревзойденным мастерством Толстого — художника, создавшего произведение, насыщенное социальным содержанием, опирающегося на документализм и отличающегося огромной обличительной силой. Столкновения Нехлюдова с разными представителями привилегированных слоев общества приводят его к отрицанию экономического, общественного и государственного устройства, а Толстому позволяют поставить в романе острейшие социальные вопросы эпохи: бедность и бесправие крестьянства, бедственное положение простого городского населения, эффективность деятельности государственного аппарата, несправедливость общественного устройства жизни.

Роман «Воскресение» принято считать одним из величайших творений Толстого, но это одно из самых сложных его произведений и одно из сложнейших явлений русской классической литературы. Это своеобразный документ, отражающий состояние самого писателя и его видение мира в этот период. На страницах романа всюду присутствует сам Толстой, но в роли сурового моралиста, высказывающего по каждому поводу свои замечания и часто придающего тем самым произведению публицистическое звучание.

Читать еще:  Личный враг фюрера: как Александр Маринеско тремя торпедами уничтожил цвет подводного флота фашистов. Маринеско александр иванович

Обычно жанр «Воскресения» определяется прежде всего как новый тип социального романа, в чем есть большая доля справедливости. Новаторский характер этого жанра обусловлен религиозно-моралистическим содержанием романа. Главные герои, по мысли автора, должны были обрести свое нравственное «воскресение». У Нехлюдова это путь нравственного самосовершенствования, завершающийся чтением Евангелия, понятого в духе Толстого. В статье «Что такое религия и в чем сущность ее?» писатель дал свое определение: «Истинная религия есть такое согласное с разумом и знаниями человека установленное им отношение к окружающей его бесконечной жизни, которое связывает его жизнь с этой бесконечностью и руководит его поступками». В русле такого понимания религии действует и герой Толстого. От этого рассудочного отношения к религии происходило у Толстого и отторжение религиозной догматики, что в романе вылилось в создание прямо кощунственной по своему смыслу сцены богослужения, которая, в числе прочих, и была запрещена цензурой.

«Воскресения» Катюши Масловой в религиозно-нравственном плане практически не происходит: она лишь как бы распрямляется к концу романа, отказавшись от брака с Нехлюдовым и обретя спокойствие, примирившись с жизнью под влиянием своих новых друзей — революционеров. Толстой считал революционеров заблуждающимися людьми, но в романе изобразил их с большой симпатией. Призывая к ненасилию, к братской любви, он предпочел не заметить «нелюбовной» деятельности новых учителей Катюши Марии Павловны, Симонсона и других, приведшей их в тюрьму.

Соединяя в одном произведении религиозно-моралистическое и остросоциальное содержание, Толстой не мог не впасть в явные противоречия. Жанр социального романа требовал беспощадного обличения и анализа причин сложившейся ситуации. Религиозно-духовный или религиозноморалистический роман по природе своей ориентирован на показ не сущего, а «должного», чего вообще вряд ли возможно достичь в рамках реалистической литературы. Толстой попытался совместить несовместимое в рамках своего понимания жизни.

С появлением романа непосредственно связано важнейшее событие в жизни Толстого. В 1901 г. было опубликовано определение Святейшего Синода об отпадении Льва Толстого, находящегося «в прельщении гордого ума своего», от Церкви, констатировавшее факт еретического заблуждения писателя и предупреждавшее об опасности такого пути. Вопреки широко распространившемуся и утвердившемуся мнению, Толстого не отлучали от Церкви с положенным преданием анафеме.

В последние годы жизни писатель создал еще несколько ярких художественных произведений, написанных в «старой манере»: рассказы «За что?», «После бала», ряд неоконченных повестей, например, «Посмертные записки старца Федора Кузмича» и другие, среди которых выделяется и имеет значение своего рода художественного завещания повесть «Хаджи-Мурат» (1896-1904). Ее сюжет возвращал писателя к годам юности на Кавказе, рассказывая о событиях кавказской войны и одном из сподвижников Шамиля Хаджи-Мурате. Действующими лицами повести стали многие исторические деятели той поры, в том числе сатирически изображенные император Николай I и наместник Кавказа Воронцов. Но центральное место в повести принадлежит главному герою, чьи поступки неоднозначны, а характер сложен и соединяет в себе смелость, чувство собственного достоинства, добродушие, гордость и непосредственность с мстительностью и жестокостью. Самым главным качеством Хаджи-Мурата Толстому видится его удивительная жизнестойкость, о которой писателю напомнил случайно встреченный на пути «раздавленный репей среди вспаханного поля». Этот образ имеет в повести символическое значение, предваряя и завершая повествование о судьбе героя и превращая повесть в своеобразную притчу, истолковывающую образ, данный в ее начале. Столь же значима и другая особенность поэтики повести — использование горского фольклора. Горские песни всякий раз предвосхищают самые драматические эпизоды жизни Хаджи-Мурата и превращаются в повести в своеобразный повторяющийся композиционный прием.

Художественное творчество Толстого в поздний период не было однородным, рассчитанным только на интеллигентного читателя. Самым заветным желанием Толстого было желание писать так, чтобы его понимал «50-летний, хорошо грамотный крестьянин». В позднем творчестве представлен целый ряд произведений, предназначенных для так называемого народного читателя. В 1884 г. по инициативе Толстого и при содействии его единомышленников и последователей было основано издательство «Посредник», целью которого стало распространение среди народа достойных его книг художественного и научного содержания. Для этого издательства предназначался цикл народных рассказов, являющихся лучшими образцами произведений Толстого для народа.

Отдельные отличительные черты народных рассказов и их художественный метод в целом сложились под влиянием традиций «народной литературы». Толстой создавал не стилизацию под древнюю литературу и фольклор, а совмещал прямой способ изображения действительности (картины реальной жизни современного ему крестьянства) с показом идеального мира, идеальных отношений и «должного». В некоторых рассказах преобладают фольклорные мотивы («Работник Емельян и пустой барабан», «Сказка об Иване-дураке. »), другие восходят к литературным истокам («Где любовь, там и Бог», «Чем люди живы»), третьи являют как бы синтез тех и других начал («Крестник»).

Ориентация на «народную литературу» сказалась в характерном отборе сюжетов, восходящих к древним литературным источникам («Два брата и золото», «Два старика»), в подчеркнутом дидактизме, определяющем и общий пафос произведений и особенность авторской позиции, в традиционной функции «демонических» персонажей, в особенностях языка и приемах цитирования евангельских текстов, в лаконизме рассказов. Толстой прибегает к изображению фантастических эпизодов и ситуаций, видений, чудес. Поэтика народных рассказов резко отличается от всего предшествующего художественного творчества писателя отсутствием психологически тонкого изображения внутреннего мира героев, которые здесь характеризуются через свои поступки и действия. При обилии обращений к древним литературным традициям и фольклору в литературе того времени (Лесков, Гаршин, Короленко, Салтыков-Щедрин и др.) толстовские рассказы были явлением уникальным, так как писателю удалось создать оригинальный и самостоятельный жанр.

Воскресение толстой герои. «Воскресение»: история создания, анализ и значение романа

Еще в конце 80-х годов Толстой написал первую редакцию будущего романа «Воскресение» (опубликован в «Ниве» в 1899 г. с цензурными изъятиями и за границей полностью), называвшуюся тогда «коневской повестью», так как в основе сюжета лежала действительная история, рассказанная Толстому известным юристом А.Ф. Кони. К завершению работы над романом он обратился в 1898 г., чтобы, вопреки объявленному отказу от вознаграждения за поздние произведения, получить гонорар и передать его духоборам (сектантам протестантского толка), переселявшимся из России в Канаду.

В новом романе Толстого прочно соединились социальная тематика и моралистическая тенденция. Сюжетный узел романа завязывается во время, казалось бы, случайной встречи на судебном заседании князя Нехлюдова и осужденной за отравление пьяного купца проститутки Масловой. В этой женщине Нехлюдов узнает когда-то соблазненную им и покинутую на произвол судьбы воспитанницу своих тетушек Катюшу.

У Катюши Масловой сложилась обычная для простой девушки, взятой в барский дом, судьба: ее выгнали, она опускалась все ниже и ниже, пока не стала продажной женщиной и не попала на скамью подсудимых. Из чистой и отзывчивой девушки, глубоко переживавшей свое падение и позор, она превратилась в человека, переставшего даже замечать противоестественность своего положения.

Князь Дмитрий Нехлюдов продолжает череду толстовских героев, знаменуя новый этап размышлений автора над миром и жизнью. В этом смысле герой автобиографичен так же, как и герои предшествующих произведений. Под влиянием встречи с Катюшей Нехлюдов внезапно, без всякой предшествующей подготовки, решает порвать со своим прошлым, искупить вину перед Катюшей, женившись на ней и посвятив ей свою жизнь. Условность ситуации «перелом-прозрение» в данном случае не проходит бесследно ни для развития образа героя, ни для романа в целом. Продолжая философскую связь с предшествующими романами, в «Воскресении» Толстой изображает заведомо преступившего нравственный закон человека, оставляя ему только один достойный путь: воскресение. Однако Нехлюдов пытается нравственно «воскреснуть» в толстовском духе: в его поведении с другими людьми просматриваются все большее и большее раздражение всем вокруг и гордое сознание единоличного владения истиной.

Читать еще:  Стояние Зои Карнауховой. Каменная Зоя – правда или миф? Было ли «чудо окаменевшей Зои

В основе сюжета — личные судьбы Нехлюдова и Масловой, но композиционно роман построен так, что сфера его действия все время расширяется за счет включения в повествование описания жизни в деревне, в Петербурге, в Сибири, противопоставления мира господ (Корчагины, Масленниковы, Шенбок, графиня Катерина Ивановна и др.) и народа. Стремление Нехлюдова изменить судьбу осужденной Катюши ставит его в исключительное положение между двумя резко противопоставленными друг другу в романе мирами: арестованные, каторжные, несчастные и барский, бюрократический мир, определяющий вместе с правительством все условия жизни государства. В отличие от прежних романов Толстого, романов «широкого дыхания», отражавших картину мира во всем объеме, в новом романе не остается места никакой другой России, кроме той, что выведена на страницах романа. В «Воскресении» предстает безрадостная картина жизни, строящейся на всеобщей лживости, бессмысленной деятельности одних и каторжных муках других. Если верить роману, никаких светлых сторон жизни не существовало. Все светлое было подавлено, замучено, обмануто или заключено в тюрьму. В этом контексте очень важное значение и почти символический смысл приобретала сцена суда, помещенная не в конце, а в начале романа и превращающая Нехлюдова из судящего в подсудимого.

Искажение реальной картины мира сочетается в романе с непревзойденным мастерством Толстого — художника, создавшего произведение, насыщенное социальным содержанием, опирающегося на документализм и отличающегося огромной обличительной силой. Столкновения Нехлюдова с разными представителями привилегированных слоев общества приводят его к отрицанию экономического, общественного и государственного устройства, а Толстому позволяют поставить в романе острейшие социальные вопросы эпохи: бедность и бесправие крестьянства, бедственное положение простого городского населения, эффективность деятельности государственного аппарата, несправедливость общественного устройства жизни.

Роман «Воскресение» принято считать одним из величайших творений Толстого, но это одно из самых сложных его произведений и одно из сложнейших явлений русской классической литературы. Это своеобразный документ, отражающий состояние самого писателя и его видение мира в этот период. На страницах романа всюду присутствует сам Толстой, но в роли сурового моралиста, высказывающего по каждому поводу свои замечания и часто придающего тем самым произведению публицистическое звучание.

Обычно жанр «Воскресения» определяется прежде всего как новый тип социального романа, в чем есть большая доля справедливости. Новаторский характер этого жанра обусловлен религиозно-моралистическим содержанием романа. Главные герои, по мысли автора, должны были обрести свое нравственное «воскресение». У Нехлюдова это путь нравственного самосовершенствования, завершающийся чтением Евангелия, понятого в духе Толстого. В статье «Что такое религия и в чем сущность ее?» писатель дал свое определение: «Истинная религия есть такое согласное с разумом и знаниями человека установленное им отношение к окружающей его бесконечной жизни, которое связывает его жизнь с этой бесконечностью и руководит его поступками». В русле такого понимания религии действует и герой Толстого. От этого рассудочного отношения к религии происходило у Толстого и отторжение религиозной догматики, что в романе вылилось в создание прямо кощунственной по своему смыслу сцены богослужения, которая, в числе прочих, и была запрещена цензурой.

«Воскресения» Катюши Масловой в религиозно-нравственном плане практически не происходит: она лишь как бы распрямляется к концу романа, отказавшись от брака с Нехлюдовым и обретя спокойствие, примирившись с жизнью под влиянием своих новых друзей — революционеров. Толстой считал революционеров заблуждающимися людьми, но в романе изобразил их с большой симпатией. Призывая к ненасилию, к братской любви, он предпочел не заметить «нелюбовной» деятельности новых учителей Катюши Марии Павловны, Симонсона и других, приведшей их в тюрьму.

Соединяя в одном произведении религиозно-моралистическое и остросоциальное содержание, Толстой не мог не впасть в явные противоречия. Жанр социального романа требовал беспощадного обличения и анализа причин сложившейся ситуации. Религиозно-духовный или религиозноморалистический роман по природе своей ориентирован на показ не сущего, а «должного», чего вообще вряд ли возможно достичь в рамках реалистической литературы. Толстой попытался совместить несовместимое в рамках своего понимания жизни.

С появлением романа непосредственно связано важнейшее событие в жизни Толстого. В 1901 г. было опубликовано определение Святейшего Синода об отпадении Льва Толстого, находящегося «в прельщении гордого ума своего», от Церкви, констатировавшее факт еретического заблуждения писателя и предупреждавшее об опасности такого пути. Вопреки широко распространившемуся и утвердившемуся мнению, Толстого не отлучали от Церкви с положенным преданием анафеме.

В последние годы жизни писатель создал еще несколько ярких художественных произведений, написанных в «старой манере»: рассказы «За что?», «После бала», ряд неоконченных повестей, например, «Посмертные записки старца Федора Кузмича» и другие, среди которых выделяется и имеет значение своего рода художественного завещания повесть «Хаджи-Мурат» (1896-1904). Ее сюжет возвращал писателя к годам юности на Кавказе, рассказывая о событиях кавказской войны и одном из сподвижников Шамиля Хаджи-Мурате. Действующими лицами повести стали многие исторические деятели той поры, в том числе сатирически изображенные император Николай I и наместник Кавказа Воронцов. Но центральное место в повести принадлежит главному герою, чьи поступки неоднозначны, а характер сложен и соединяет в себе смелость, чувство собственного достоинства, добродушие, гордость и непосредственность с мстительностью и жестокостью. Самым главным качеством Хаджи-Мурата Толстому видится его удивительная жизнестойкость, о которой писателю напомнил случайно встреченный на пути «раздавленный репей среди вспаханного поля». Этот образ имеет в повести символическое значение, предваряя и завершая повествование о судьбе героя и превращая повесть в своеобразную притчу, истолковывающую образ, данный в ее начале. Столь же значима и другая особенность поэтики повести — использование горского фольклора. Горские песни всякий раз предвосхищают самые драматические эпизоды жизни Хаджи-Мурата и превращаются в повести в своеобразный повторяющийся композиционный прием.

Художественное творчество Толстого в поздний период не было однородным, рассчитанным только на интеллигентного читателя. Самым заветным желанием Толстого было желание писать так, чтобы его понимал «50-летний, хорошо грамотный крестьянин». В позднем творчестве представлен целый ряд произведений, предназначенных для так называемого народного читателя. В 1884 г. по инициативе Толстого и при содействии его единомышленников и последователей было основано издательство «Посредник», целью которого стало распространение среди народа достойных его книг художественного и научного содержания. Для этого издательства предназначался цикл народных рассказов, являющихся лучшими образцами произведений Толстого для народа.

Отдельные отличительные черты народных рассказов и их художественный метод в целом сложились под влиянием традиций «народной литературы». Толстой создавал не стилизацию под древнюю литературу и фольклор, а совмещал прямой способ изображения действительности (картины реальной жизни современного ему крестьянства) с показом идеального мира, идеальных отношений и «должного». В некоторых рассказах преобладают фольклорные мотивы («Работник Емельян и пустой барабан», «Сказка об Иване-дураке. »), другие восходят к литературным истокам («Где любовь, там и Бог», «Чем люди живы»), третьи являют как бы синтез тех и других начал («Крестник»).

Ориентация на «народную литературу» сказалась в характерном отборе сюжетов, восходящих к древним литературным источникам («Два брата и золото», «Два старика»), в подчеркнутом дидактизме, определяющем и общий пафос произведений и особенность авторской позиции, в традиционной функции «демонических» персонажей, в особенностях языка и приемах цитирования евангельских текстов, в лаконизме рассказов. Толстой прибегает к изображению фантастических эпизодов и ситуаций, видений, чудес. Поэтика народных рассказов резко отличается от всего предшествующего художественного творчества писателя отсутствием психологически тонкого изображения внутреннего мира героев, которые здесь характеризуются через свои поступки и действия. При обилии обращений к древним литературным традициям и фольклору в литературе того времени (Лесков, Гаршин, Короленко, Салтыков-Щедрин и др.) толстовские рассказы были явлением уникальным, так как писателю удалось создать оригинальный и самостоятельный жанр.

Источники:

http://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/voskresenie-tolstoj/
http://adscore.ru/kinds-of-bricks/voskresenie-tolstoi-geroi-voskresenie-istoriya-sozdaniya-analiz-i-znachenie.html
http://adscore.ru/kinds-of-bricks/voskresenie-tolstoi-geroi-voskresenie-istoriya-sozdaniya-analiz-i-znachenie.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector