А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира. Что есть блаженны кроткие, ибо они наследуют землю

Блаженны кроткие

Третья заповедь блаженства звучит так: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5, 5). Кто такие кроткие и что такое кротость?

Молчать и терпеть.

У известного духовного писателя XX века святителя Николая Сербского (1881-1956 гг.) есть замечательное высказывание: «Кротость есть дочь плача и внучка смирения». Получается, что кроткий – это тот, кто молча терпит все жизненные неурядицы и унижения, а ко всему прочему – готов безропотно подчиняться. Если предыдущие заповеди о духовной нищете и духовном плаче современному человеку еще можно как-то понять и принять – да, во всем нужно полагаться на Бога и хорошо бы оплакивать свои грехи – но вот как быть кротким? Что доброго и полезного в постоянном терпении, вплоть до «радости в унижениях»? Мир диктует совершенно другие условия, ведь как известно, «выживают сильнейшие». Для победы здесь и сейчас больше востребована дерзость – качество противоположное кротости. Почему именно я должен терпеть, подчиняться, прощать, любить? Пусть меня терпят, подчиняются, прощают и любят. А я буду только потреблять. И как это ни странно – именно такие люди благоденствуют, получая от жизни все.

Еще более интересно, что это противоречие заметили не сегодня и даже не вчера. Заповедь о блаженстве кротких – прямая цитата из Псалтири: Кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира (Пс. 36, 11). Псалом 36 – это рассуждение о праведниках и нечестивых. Псалмопевец видит, что нечестивые – преуспевают в пути своем, в их руках – мечи и луки, они обладают многими богатствами, они подобны крепкому, укоренившемуся многоветвистому дереву (см. Пс. 36, 7, 14, 16, 35). А что остается праведнику? Уповать на Господа и делать добро; жить на земле и хранить истину (Пс. 36, 3). Потому что только добро, вера, надежда и любовь – есть настоящая жизнь, настоящее существование. Успех нечестивого – иллюзия, обман. Все это есть только здесь и сейчас. У нечестивых нет и не может быть будущего: Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут (Пс. 36, 1-2) иУклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек: ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; и потомство нечестивых истребится. Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек (Пс. 36, 27-29).

Господь не случайно взял слова именно из этого псалма. Оккупированная римлянами Иудея видела то, о чем говорилось в приведенных только что цитатах. Нечестивые язычники, утвердившиеся в своем звании властителей мира, притесняющие бедных и попирающие святыни покорили избранный народ Божий. И уже сама надежда на обещанного Богом Спасителя превратилась в ожидание лидера, который поведет армию на освободительную войну и покорит и уничтожит врагов. Но пришедший Спаситель кротко напоминает о том, что именно кротость и терпение сделают верующих наследниками обетований Божиих. В этих словах – призыв переосмыслить весь привычный нам порядок. И не просто переосмыслить, а изменить его, начав прежде всего с самих себя. Будьте кроткими, любящими, терпеливыми, а не дерзкими, гордыми, ненавидящими и мстительными. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44).

Уподобиться Христу

Господь Иисус Христос говорил о Себе: Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Кроткие – уподобляются Христу. Но Христос обещал кротким – наследовать землю. Какую землю и где? И унаследовал ли Он Сам, будучи кротким? Конечно, видеть в словах Христа обещание благоустроенного земельного участка будет ошибкой. Ведь и Сам Обещавший не владел ничем в земной жизни – у него не было даже места, где Он мог быприклонить голову (Мф. 8, 20). И снова перед нами парадокс – Христос, как Бог – Владыка мира, но одновременно – он беднее всех — лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда (Мф. 8, 20), а Он – ничего. Ничего из земных благ, ничего из того, что порой превращается в идола, в жертву которому приносится все. Господь же обещает кротким землю, где живут и не умирают – землю живых (Пс. 26, 13), вечную жизнь с Богом, ту жизнь, которой живет Сам Христос. И принять это дар могут только те, кто был кроток, кто был терпелив и незлобив, кто готов был открыть свою любовь другим. По-настоящему обладать может только искренний и бескорыстный. Бог любит человека не потому, что желает что-то получить в ответ на эту любовь (да и имеет ли Бог в чем-то нужду в нашем смысле?), а потому, что Он Сам – Любовь. Поэтому признаками кротости можно назвать искренность и бескорыстие – стремление отдать самого себя, не ожидая награды. Потому что награда от Бога – превыше любых ожиданий. Эту мысль лучше всех выразил апостол Павел, когда написал христианской общине города Филиппы, что Христос уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (Фил. 2, 7-10).

Читать еще:  5 сложноподчиненных изъяснительных предложений. Презентация - Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным

В известной книге Клайва Стейплза Льюиса (1898-1963 гг.) «Письма Баламута», где старый опытный бес – Баламут — дает советы своему молодому племяннику – бесу-искусителю Гнусику, высказана простая и очень глубокая мысль о том, что когда человек искренне и бескорыстно наслаждается чем бы то ни было, он тем самым защищает себя от самых тонких бесовских искушений. Потому что соединенная с искренностью и бескорыстием кротость открывает путь Богу в сердце человека.

В этом кроется ответ на вопрос, поставленный в начале наших рассуждений – как можно быть кротким в этом мире? Подлинную кротость, кротость во всей ее полноте явил Иисус Христос. А это значит, чтобы быть кротким, нужно быть таким, как Христос. Возможно ли это для человека? Человек не может стать Христом в прямом смысле, потому что Христос – вечный Бог. Но каждый из нас – и все мы вместе в Церкви, Теле Христовом – может стать богоподобными, то есть похожими на Христа. Сила Христова явилась именно в кажущемся поражении – отвержении народом, распятии и смерти. Распятие и смерть – стали не бесславным концом, а вечной победой над грехом. Победа пришла оттуда, откуда ее сложнее всего было бы ожидать. Поэтому и наша победа связана с теми добродетелями, которые менее всего ценятся в этом мире. Наверное, это можно назвать одним из свойств Божиих – являть Себя через то, чего никто не ожидает. И одно из самых ярких явлений силы Божией – это явление пророку Илие: И сказал (Господь Илие): выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра… (3 Цар. 19, 11-12). Не в разрушительной и неуправляемой стихии видим мы Бога, а в освежающем и ласковом прикосновении тихого ветра, чуть слышно шелестящего листву. Тихо и кротко прикосновение Бога…

Газета «Саратовская панорама» № 40 (968)

Санкт-Петербургская церковь Христа

Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. (Мат. 5:1-5)

Все заповеди блаженства категорически противоположны тому, о чем думает человек сегодня. Мир думает о проявлении себя силой, властью, знакомствами, самоутверждением.

Но Христос отличался от всех учителей того времени. Он принес нам не просто знание о внешнем, или как всё устроено. Он рассказал как нам найти мир с Богом.

Каково же призвание и назначение человека на земле?

По отношению к Богу самой главной целью человека является непрестанное прославление Его Святого имени.

Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. (1 Кор. 6:20)

Итак едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию. (1 Кор.10:31)

Наше желание порадовать Бога — как желание ребенка принести радость родителям.

К сожалению, мы видим, что людям нужно много от Бога, но не самого Бога.

По отношению к самому себе важно постоянно развивать и совершенствовать своего внутреннего человека. Человеческая душа — это великое сокровище с богатой, скрытой духовной энергией, которая должна все больше и больше освящаться Святым Духом. Таланты, которые даровал человеку Господь, он должен употребить на освоение природных богатств земли, одухотворение материи и окружающей среды. Словом, человек призван работать над собою и вокруг себя.

Мы что-то потеряли в себе, когда потеряли отношения с Богом. Заповеди блаженства помогают нам вернуть в себе то, что развивает нас и совершенствует. Созданный «по образу и подобию Божию» человек призван содействовать всякому подлинному прогрессу и совершенствованию в любой области жизни. Человек является и посредником тех благ, которые Господь ему даровал для выполнения порученного ему дела. Все человечество в плане Божьем — это единая великая семья, где, подражая Христу, каждый должен трудиться для блага другого.

Нагорная проповедь

Заповеди Блаженства призывают нас понять нашу собственную слабость и нищету. Ставят перед нами необходимость видеть Бога не только в десяти заповедях Моисея, но с большей силой жить как Христос.

Читать еще:  Жареные кабачки — лучшие рецепты. Как правильно и вкусно приготовить жареные кабачки

10 заповедей Моисея ограничиваются тем, что запрещают делать то, что греховно и повелевают о некоторых приоритетах.

Заповеди Блаженства Христа учат тому, как можно достигнуть христианского совершенства или святости. Они о состоянии сердца. Святость — это наивысшее счастье — блаженство, которого может желать человек.

Вопрос не «что делать?», а «какими нам нужно быть?» Если кто-то думает, что может жить христианской жизнью сам по себе, своими возможностями, знанием, показывает, что еще незрелый последователь Христа.

Каждый христианин независимо от характера и воспитания должен быть кротким. И это качество является результатом новой природы человека.

Кротость — это не слабый, робкий, неуверенный, бездеятельный, вялый, не способный реагировать на острые моменты.

Кротость — не гибкость, сентиментальность, это не мир любой ценой.

Кротость — не то с чем рождаемся, это выбор нашего сердца из-за смелости во Христе.

Примеры кротких людей из библии:

Моисей — кротчайший человек. Вывел миллион евреев из Египта. Вырос при дворце, как сын фараона. Как вы думаете, он мог покорять и подчинять?

Давид — помазали на Царство, но кротко ждал своего времени. С терпением сносил несправедливости царя Саула.

Хороший пример — Савл (Павел). Вам досталось бы от него: не важно православный вы, католик или протестант — для него вы сектант, следующий за Иисусом. Он в итоге отложил знания Закона и позволил Иисусу изменить его взгляд, и потом вся его сила и навыки уже служили Церкви Христа.

Иисус — терпел и благословлял.

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. (Мат.11:28-29)

Этические добродетели полагаются как середина между двумя крайностями. Например, мужество — середина между безрассудной смелостью и трусливостью, щедрость — между скупостью и расточительством, кротость — между вспыльчивостью и неспособностью к справедливому гневу. (Аристотель)

Если мы спросим, когда можно гневаться и когда нельзя, то мы можем в качестве общего правила предложить, что никогда не нужно сердиться и гневаться из-за оскорблений или обид, причиненных нам лично. Христианин не должен сердиться из-за этого. Однако человек вправе негодовать, когда обиды нанесены другим людям. Эгоистический гнев — это всегда грех, а самозабвенный гнев может быть одной из величайших моральных движущих сил в мире.

Самая большая ошибка христиан, когда они думают, что они никто и ничто. Да, Бог таких призывает, но трансформирует их в сильные личности, которые способны изменить мир.

Быть кротким — быть спокойным, когда всё бушует.

Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города. (Притчи 16:32)

Слово PRAUTES (кротость) — обозначало домашних животных, которые научились жить под контролем, стали домашними. Разве собака не бесстрашная? Разве бык не силен? Разве лошадь не может быстро убежать от меня? Их научили послушанию, и это отделило их от остальных животных.

Кротость — это сила под контролем, сила, подчиненная Божьему контролю. Человек доверяющий, что Бог всё контролирует, не спешит мстить, выказать свою силу. Мир в сердце от Бога — утешает и делает его мужественным.

Кроткий — имеющий правильный взгляд на себя. Уважающий и себя и людей рядом с собой. Он не будет превозносится, хвастаться, и самоутверждаться на фоне других. Если бы Христос хотел на фоне нас самоутвердиться, у Него бы неплохо это поучилось. Но Он сказал : «Я кроток и смерен духом» (Мф. 11:29).

Пусть за тебя говорят твои поступки, а не твои связи, внешний вид, прошлое.

Кроткий знает, что он нищий духом и без Бога — ничто и нуждается в Царстве Бога.

Первая ступень в постижении любого знания — осознание того, что я чего-то не знаю.

Нам не многие знания нужны, нас двигает осознание расти и укрепляться во Христе.

Римский учитель риторики Квартилиан сказал: «Они могли бы быть великолепными студентами, если бы не были совершенно убеждены в том, что все уже знают».

Итак, христианин — новое творение. Его отношение — новое. Он принадлежит к совершенно другому Царству.

Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое. (2Кор. 5:17)

Древнее — ἀρχαῖος. Первозданное, первичное, начальное — прошло. Нельзя прийти к Богу на своих условиях.

Мы действительно готовы к этому?

Итак, Он принадлежит к совершенно другому Царству!

«. наследуют землю»

В то время Иудеи были в оккупации Римской империи. Они молили Бога о свободе и независимости, политической свободы от Рима, как это было при Давиде, Соломоне. Они молили о восстановлении полноценного и настоящего служения в храме и о Царе из рода Давида. Их Мессия принесет им долгожданную свободу и победу Иудаизма и Великого Единого Бога над всеми и установление Его власти на земле! Евреи долго не имели своей земли, с трудом получили, были согнаны, потом вернулись, потом оккупированы.

Читать еще:  Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу в царствие небесное. Богатые попадут на небо? Игольное ушко для «верблюда

Иисус разочаровывает их. И пальмовые ветви сменяются на возгласы: «Распни его!» И Его проповеди — это не призыв к революции, а призыв к кротости.

А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира. (Пс. 36:11)

Они были на своей земле, но не имели мира на ней. Как же это нервировало их.

Они «наследуют землю» — перефразирование всего Второзакония, в котором наследие Палестиной, как землей обетованной, Богом назначается только для людей нравственно заслуживающих награды от Бога, для праведников.

«Они унаследуют землю».

Эта земля не берется силой, хитростью, коварством, авторитетом. Эта земля — наследие.

Вступали ли вы в наследие? Не иметь — но вдруг стать обладателем. Это манит, на этом аферисты делают деньги — присылают письма от адвоката из ЮАР, о том что ваш однофамилец поручил найти в России после смерти наследника многомиллионного достояния. И вот он дает тебе надежду, а вдруг это ты?

Христиане не спекулируют тем, чего не знают. Мы не были в той земле. Мы сами молимся, чтобы дойти и никого не потерять. Ни себя, ни родных.

Унаследовать землю и постоянно бояться, что тебя прогонят. Даже сегодня границы двигаются. Силой или политикой. Ты получаешь документ на собственность, а приходят обстоятельства выше тебя, и ты со своей бумагой — ничто. В нашей цивилизованной Европе в прошлом веку это было несколько раз.

Если обещания легко можно забрать, то ценность этого не велика.

И тогда я увидел новое небо и новую землю, ибо прежние небо и земля исчезли, и моря больше не существовало. Увидел я и город святой, новый Иерусалим, спускающийся от Бога с небес и украшенный, как новобрачная, нарядившаяся ради мужа своего. И услышал я громкий голос, раздавшийся от престола: «Смотрите, обиталище Бога теперь среди людей. Он поселится теперь среди них, и будут они Его народом, и Он будет их Богом. Осушит Он слезы с глаз их и не будет более смерти. Не будет более ни скорби, ни горя, ни боли, ибо всё старое исчезло». И тогда Сидящий на престоле сказал: . Тот, кто одержит победу, унаследует всё это. Я буду его Богом, он будет Моим сыном.» (Откр. 21:1-7)

Если вы внимательно посмотрите на нагорную проповедь и на обещания данные в конце книги Откровения Иоанна, вы увидите сходство.

Итак, сила облеченная в кротость, доверие Богу.

. научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мтф 11:29)

Эта сила запечатана внутри человека для правильного использования. Бог не хочет, чтобы мы были слабыми, Он хочет, чтобы мы были кроткими.

Библия учит, что это один из ключей к снижению напряжения в вашей жизни.

Это позволение Богу быть Богом в вашей жизни.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Профессор Александр Павлович Лопухин.

«Некоторый свет на эти слова Христа бросает обстоятельство, что слова Его почти буквально сходны со словами Пс. 36:11: «кроткие наследуют землю» (οἰ δὲ πραεῖς κληρονομήσουσιν γῆν – согласно переводу Семидесяти). В псалме еврейском и у Семидесяти слово «землю» употреблено без артикля (вообще землю, неизвестно какую). В Евангелии – с артиклем. Замечательно, что выражение: «наследуют землю», повторяется в псалме несколько раз (Пс. 36:9, 11, 22, 29, 34), и слово «земля» употребляется в том же неопределенном значении, как и у евангелиста.»

Посмотрел я оригиналы и вот что получается. Псалом 36:9

ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю.

зане́ лука́внующiи потребя́тся, терпя́щiи же Го́спода, ті́и наслѣ́дятъ зе́млю.

ки-мараим ихаратон вакое йехох хамах йярашу-эрец

ибо плохих срубят ожидать Господа те владение-земли

А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира.

Кротцыи же наследят землю и насладятся о множестве мира.

ванаим йярашу-эрец вахатогу ал-ров

кроткие владеют-земли насладятся на-изобилие мира.

ибо благословенные Им наследуют землю, а проклятые Им истребятся.

Яко благословящии его наследят землю, кленущии же его потребятся.

Ки мабирахив (мабарахим, барахив) йярашу эрец вамахалалив (вамахалалим, миалалив) икарату

Ибо (благословенные колена) наследие земли (проклятые поступки) срубят.

Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек.

Праведницы же наследят землю и вселятся в век века на ней.

Цадиким йярашу-эрец вишахэну(вишану, шахэн) лад алеа

Праведники наследие-земли (повторятся, сосед-жилище) вечно на ней

Уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю; и когда будут истребляемы нечестивые, ты увидишь.

Потерпи Господа и сохрани путь его, и вознесет тя еже наследити землю: внегда потреблятися грешником, узриши.

Кава эл-ехова вашамар дараху виромамах ларашит эрец бахакарот рашаим тараа

Уповай на-Господа держись дороги превосходной унаследуешь землю истребление беззаконных увидишь.

Евангелие от Матфея 5: 5.

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.»

Говорится о земле, наследие кротких земли, новой земли о которой говорится в Апокалипсисе где не будет уже греха, будут какие то недомогания но смертного греха уже не будет. А нынешняя земля, материальный мир, ветшающий, подверженный коррозии разрушится.

Источники:

http://pravoslavie.ru/74513.html
http://spbcoc.ru/biblestudy/2854/
http://zen.yandex.ru/media/id/5c9c5d97b6557700b33ca879/5cea359aff502c00b54f63a0

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector