Дидактические игры по математическому развитию (у детей дошкольного возраста). Дидактические игры как способ развития математических способностей у детей дошкольного возраста

Дидактические игры по математическому развитию (у детей дошкольного возраста). Дидактические игры как способ развития математических способностей у детей дошкольного возраста

Автор: Никишина Марина Владимировна

Организация: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 39 «Алёнка» ЗМР РТ

Населенный пункт: Зеленодольский район, пгт. Васильево

«От того, как заложены

представления в значительной мере

зависит дальнейший путь

успешность продвижения ребенка в

этой области знаний»

Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна. Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.

Математическое развитие дошкольников – позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Математическое образование дошкольника – это целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям и способам познания математической действительности в дошкольных учреждениях и семье, целью которого является воспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка.

Организация образовательной деятельности по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста

1. Содержание работы по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются:

1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);

2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);

3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);

4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);

5. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;

6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;

7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

8. Воспитание готовности детей к обучению в школе, активности, инициативности, самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

Все задачи математического развития старших дошкольников решаются, если сделать обучение занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Считаю, что задача взрослого- поддержать интерес ребенка. Стараюсь так выстраивать образовательную деятельность в детском саду, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался. Предлагая детям задания математического содержания, учитываю то, что индивидуальные способности и предпочтения детей будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер.

Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи. Возможности организации такой деятельности расширяются при условии создания в группе детского сада развивающей предметно-пространственной среды. Поэтому прикладываю все усилия для создания в группе правильно организованной предметно-пространственная среды, которая позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки, аргументировать свои выводы.

Формы работы по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста разнообразны, их использование зависит от конкретной учебной задачи, режимного момента, развивающей среды и т.д.: организованная образовательная деятельность, дидактические игры, опыты, эксперименты, математические праздники, досуги, повседневные бытовые ситуации, беседы, самостоятельная деятельность детей.

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования – принцип интеграции образовательных областей. Развитие математических представлений детей, приобретение ими основных математических знаний в соответствии с программными требованиями и возрастными особенностями осуществляется через все образовательные области: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Необходимыми педагогическими условиями математического развития дошкольников на основе интегрированного подхода являются: продуманная система организованной образовательной деятельно сти, включающая интегрированные занятия; рациональное совмещение различных видов деятельности (игровой, изобразительной, познавательной, исследовательской и др.); активизация познавательного интереса к математике у старших дошкольников и стремления к усвоению новых знаний.

Реализуемая в нашем ДОУ парциальная авторская программа В.П. Новиковой «Математика в детском саду» позволяет осуществлять образовательную работу по формированию математических представлений на основе интегрированного подхода, так как большинство сценариев занятий данного автора сочетает математические задачи с другими видами деятельности. Использую при работе по данной программе разнообразные методические приёмы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций. Все полученные в ходе занятий знания, умения, навыки закрепляются в дидактических играх, т.к. каждый сценарий занятия по математике имеет раздел «Поиграем», т.е., можно сделать вывод, что особое значение для формирования математических представлений старших дошкольников имеют игровые технологии, в частности, такой её компонент, как дидактическая игра.

2. Значение дидактической игры как компонента игровой технологии в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры играют важную роль в решении конкретных задач математического развития старших дошкольников; они активизируют умственную деятельность, заинтересовывают математическим материалом, увлекают и развлекают детей, развивают интеллектуальные способности, углубляют математические представления, закрепляют полученные знания и умения. Они важны как одно из средств, обеспечивающих упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий.

Для того, чтобы дидактическая игра стала эффективным, результативным средством математического развития старших дошкольников, необходимо создание целенаправленно организованной предметно-развивающей среды, насыщенной разнообразными предметами и игровым материалом математического содержания, включающей в себя:

1.Дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие действия сравнения, логических операций классификации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели; на осуществление контрольно-проверочных действий, на следование и чередование и др.

2. Игры с логическими блоками Дьенеша, палочками Кюизенера.

3. Игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности. 4.Разнообразные развивающие игры, дидактические пособия, позволяющие детям упражняться в установлении отношений, зависимостей.

5. Развивающие игры на плоскостное и объемное моделирование, в которых дети не только выкладывают картинки, конструкции по образцам, но и самостоятельно придумывают и составляют силуэты.

6. Разные варианты игр на воссоздание («Танграм», «Монгольская игра», «Листик», «Колумбово яйцо»), игры – головоломки.

7. Игры на способ образования и состав числа, сравнение чисел.

В математическом развитии старших дошкольников я использую разнообразные дидактические игры, но особенно эффективными считаю дидактические игры с логическими блоками, разработанными венгерским психологом и математиком Золтаном, Дьенешем, т.к. в них успешно решаются познавательные, образовательные и развивающие задачи:

1. Ознакомление детей с геометрическими фигурами, формой, размером предметов;

2. Развитие мыслительных умений;

3.Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

4. Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения, творческих способностей.

Каждый блок характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В дидактических играх используются карточки с условным указанием (символами) того или иного свойства блоков и карточки с отрицанием свойств. Использование таких карточек в дидактических играх позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Дидактические игры с логическими блоками помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными с точки зрения общего интеллектуального развития, развивают у детей познавательную активность, способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Таким образом, дидактические игры с блоками Дьенеша являются незаменимым средством для формирования математических представлений дошкольников, для развития их познавательной активности.

Читать еще:  Скачать готовый мод advance. MxINI - Моды - SA:MP - Каталог файлов - INVIS GAME

Заключение

Именно формирование математических представлений о свойствах, логико-математических отношениях во взаимосвязи, способах изменений и преобразований объектов в пространстве и времени, в количественных характеристиках, о делении на части и воссоздании целого из частей, развитие познавательно-исследовательских умений реализует цель познавательного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО. Первоначальная математическая подготовка в дошкольном образовательном учреждении способствует: развитию любознательности, познавательной мотивации, воображения, творческой активности, формированию первичных представлений об объектах окружающего мира, свойствах и отношениях объектов, навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, учебных умений; овладению математической терминологией; развитию познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка. От того, в какой мере, на каком уровне заложены элементарные математические представления в дошкольном детстве, в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития ребёнка, успешность его продвижения в этой области знаний. Овладение детьми элементарными представлениями из области математики имеет важный воспитательный аспект: оно требует от дошкольников организованности, самостоятельности, внимательности, усидчивости, дисциплинированности, способствует формированию у них целенаправленности, ответственности.

Многочисленные психолого-педагогические исследования и передовой педагогический опыт работы в дошкольных учреждениях показывают, что только правильно организованная детская деятельность и систематическое обучение обеспечивают своевременное математическое развитие дошкольника. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме. Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания как компоненты игровой технологии — наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала, поэтому они обязательно должны включаться в процесс обучения дошкольников математике как средство формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.

Литература

1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. и др. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство». – СПБ.: Детство-Пресс,2016

2. Истомина Н.Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста. — М.: Ассоциация XXI век, 2015

3. Колесникова Е.В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. — М.: Сфера, 2015

4. Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. – СПБ.: Корвет,2012 4. Маврина Л. В. Математические игры для дошкольников. — М.: Стрекоза, 2012

5. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников. – СПБ.: Детство-Пресс, 2015

6. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития для детей дошкольного возраста. – СПБ.: Детство –Пресс, 2008

7. Нищева Н. В. Играйка 10. Считайка. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников. — СПБ.: Детство- Пресс, 2013

8. Новикова В.П. Математика в детском саду. Сценарии занятий. 5-6 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2016

9. Новикова В.П. Математика в детском саду. Сценарии занятий. 6-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез,2016

10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры

Дата публикации: 02.12.2016 2016-12-02

Статья просмотрена: 4884 раза

Библиографическое описание:

Фролова А. Н. Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры // Молодой ученый. — 2016. — №23.2. — С. 120-125. — URL https://moluch.ru/archive/127/35381/ (дата обращения: 09.02.2020).

В статье представлен опыт работы по формированию математических представлений у дошкольников, приводятся примеры дидактических игр для работы с детьми в данном направлении.

Игра — это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, которые необходимы для познавательного развития ребенка. Обучение математике детей дошкольного возраста невозможно без использования дидактических игр.Актуальность дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:

1. Игровая деятельность была и остаётся ведущим видом деятельности ребёнка.

2. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов.

3. У детей недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.

Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. В ΧVΙΙ — ΧΙΧ вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским, Л. Н. Толстым и др. Современниками методики математического развития являются такие ученые как Р. Л. Березина, З. А. Михайлова, Р. Л. Рихтерман, А. А. Столяр, А. С. Метлина и др. Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта.

В настоящее время благодаря усилиям ученых и практиков создана, успешно функционирует и совершенствуется научно-обоснованная методическая система по развитию математических представлений у детей. Её основные элементы — цель, содержание, методы, средства и формы организации работы — теснейшим образом связаны между собой и взаимообуславливают друг друга. У истоков разработки современных дидактических игр и материалов стоят М. Монтессори и Ф. Фребель. М. Монтессори создала дидактический материл, построенный по принципу автодидактизма, который служил основой самовоспитания и самообучения детей непосредственной образовательной деятельностью в детском саду с использованием специального дидактического материала («даров Фребеля»), систему дидактических игр по сенсорному воспитанию и развитию в продуктивной деятельности (лепка, рисование, складывание и вырезание из бумаги, плетение, вышивание). Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне. Соловьева Н. заключила, что максимальный эффект в реализации возможностей ребенка дошкольника достигается лишь в том случае, если обучение проводится в форме дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической деятельности, но никак не в виде традиционного школьного урока. Вопросы развития количественных представлений у детей дошкольного возраста разрабатывались А. М. Леушиной начиная с 40-х годов. Благодаря ее работам методика получила теоретическое, научное и психолого-педагогическое обоснование, были раскрыты закономерности развития количественных представлений у детей в условиях целенаправленного обучения на занятиях в детском саду. А. М. Леушина заложила основы современной дидактической системы формирования математических представлений, разработав программу, содержание, методы и приемы работы с детьми 3, 4, 5 и 6-летнего возраста. Методическая концепция автора сложилась в результате многолетней экспериментальной и научно-теоретической работы. Д. В. Менджерицкая выделила следующие требования к дидактическим играм:

— Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

— В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А. С. Макаренко: «Игра без усилий, игра без активной деятельности — всегда плохая игра».

— Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

Таким образом, формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр рассматривается как следствие обучения математическим знаниям. Дидактические игры математического характера позволяют не только расширять знания дошкольников, но и закреплять представления детей о количестве, величины, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени. Содержание игр способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира. В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм. Выполнение дидактических игр вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное — освоению способов познания.

Основными направлениями совершенствования педагогической работы в данном направлении являются:

— широкое использование дидактических игр по формированию элементарных математических представлений как в образовательной, так и самостоятельной деятельности детей;

— системность в применении дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Читать еще:  Маргарита: что значит это имя, и как оно влияет на характер и судьбу человека. Брак и семья

В работе с детьми дидактические игры я разделила на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами.

2. Игры — путешествия во времени.

3. Игры на ориентировки в пространстве.

4. Игры с геометрическими фигурами.

5. Игры на логическое мышление.

Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также — игровых заданий, игровых действий и организационных отношений. Так как внимание детей не устойчиво, то для прочного усвоения знаний их необходимо заинтересовать. Для этого целесообразно проводить словесные дидактические игры с большим набором наглядностей. Знакомя детей с цифрами, я предлагаю такие игры — «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру». Я часто использую такую игру, как «Нарисуй что-нибудь с использованием цифр» — здесь дети могут нарисовать узор, снеговика или какой-нибудь другой предмет, что развивает фантазию детей. Детям очень нравиться игра «Изобрази цифру», дети показывают цифры пальцами, руками, объединяются парами. Прямому, обратному, счёту, счёту вразнобой дети учатся в играх «Весёлый счёт», «Весёлая зарядка», «Мои первые цифры».

При изучении геометрических фигур дети любят играть в игру: «Пара слов». Например, я говорю детям — круг, дети называют предмет, похожий на круг — руль, тарелка; прямоугольник — картина, дверь, и наоборот, я называю предмет, а дети называют форму. Детям также нравится игра «Какая фигура лишняя», здесь дети не только называют и показывают лишнюю фигуру, но и объясняют, почему она не подходит, почему лишняя (Например: 3 объемные фигуры, а одна плоскостная). Закрепляя геометрические фигуры, использую игры: «Геометрическое лото», «Найди и назови», «Кто, где живёт», «Аппликация», «Только одно свойство». Знание геометрических фигур (овал, круг) можно закрепить в дидактической игре «Подбери по форме». Ведущий кладет на стол карточку с изображением круга и говорит: «У кого имеются круглые предметы?». Каждый ребенок ищет в своих карточках круглый предмет — шар, пуговицу, часы, мяч, арбуз и т. д. В этой игре я внимательно слежу за правильным подбором геометрических форм, их названием и учу находить такие формы в окружающей действительности. Для развития зрительного внимания играли в игру «Сосчитай сколько треугольников, кругов».

Очень часто использую на своих занятиях игры с палочками — «Составление геометрических фигур из счётных палочек». Сначала давала простые задания. Например: выложить узор по образцу, по памяти, а затем задание усложнялось, предлагала составить 2 равных квадрата из 7 палочек, составить квадрат их двух палочек (используя угол стола).

Игра «Считай, не ошибись!» помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры говорю, в каком порядке (прямом или обратном) буду считать. Затем бросаю мяч и называю число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие.

Познакомив детей с днями недели, через игру «Разноцветные гномики», объяснила, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, мы назвали каждого гномика соответствующим днём недели. Дети с удовольствием играют в игру «Живая неделька». Для игры вызываю к доске 7 детей, пересчитываю их по порядку, даю им в руки гномика с разноцветными колпачками, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с красным гномиком в руках, обозначающий первый день недели — понедельник, второй — с белым гномиком и т. д. Затем игра усложнялась, дети играли в «Неправильную недельку», где все дни недели смешались. Им очень нравится эта игра, они с удовольствием выстраивают гномиков по порядку. Можно использовать для этой игры и другие материалы.

Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. При помощи дидактических игр «Кот в сапогах», «Придумай пейзаж», «Замыслы архитекторов» и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от берёзы стоит дом, слева дома — кукла и т. д. Выполняя задания по ориентировке на листе бумаги, некоторые дети допускали ошибки, тогда я давала этим ребятам возможность самостоятельно найти их и исправить свои ошибки. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей — «Путешествие по комнате», «В гости к матрёшке», «Приключения зайчика». Играя с детьми, я заметила, что они стали хорошо справляться со всеми заданиями, стали употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги на столе.

Такие игры как «Парочки», «Цепочка» и др. на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел это — цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Такие игры помогают развивать у детей умение логически мыслить, сравнивать, сопоставлять и высказывать свои умозаключения. Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются своим результатам и стремятся выполнять задания еще лучше.

Опыт работы показал, чтоиспользование дидактических игр благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня познавательной активности детей. Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.

  1. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1974.
  2. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5–6 лет. — Под. ред. Столяра А. А. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Метлина Л. С. Математика в детском саду. — М.: Просвещение 1984.
  4. Козлова В. А. Дидактические игры поматематикедля дошкольников. В 3-х книгах + методика Серия: Дошкольное воспитание и обучение. М., 1996.
  5. Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. — Мозаика — Синтез, М., 2011.
  6. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. — М.: Просвещение, 1988.
  7. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. — Книга для воспитателя дет. сада. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1990.
  8. Михайлова 3.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / 3.А. Михайлова и др. — СПб.: Детство-Пресс, 2008.
  9. Веракса Н. Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2014.

Дидактические игры по ФЭМП

Цель:

  • развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур;
  • формировать умение различать и правильно называть некоторые геометрические фигуры;
  • сравнивать их по величине;
  • закреплять знания цветов.

Оборудование: обручи-домики разного цвета, геометрические фигуры разного цвета и размера (круги, квадраты, треугольники).

Игровое правило: брать только по одной геометрической фигуре и класть в нужный домик в соответствии с указанием воспитателя.

Ход игры

К ребятам приходит петрушка и приносит коробочку. В ней лежат геометрические фигуры на каждого ребенка. На полу лежат три обруча, в каждом из них находится геометрическая фигура. Воспитатель раскладывает на столе перед детьми набор геометрических фигур. Затем предлагает рассмотреть фигуры. Назвать их. Уточняет цвет. Фигуры – это жильцы, которые должны поселиться в домиках. Предлагает разместить «жильцов» в домики.

– По цвету (в красном домике – красные фигуры и т.д.)

– По форме (в красном домике – круги и т.д.).

– По величине (в красном домике – большие треугольники и т.д.).

Дидактическая игра «Умные прищепки»

Цель:

  • развивать мелкую моторику рук;
  • закреплять умение различать и назвать цвета;
  • развивать умение ориентироваться в пространстве.

Оборудование: цветные круги из бумаги, поделенные на сектора, разноцветные прищепки.

Ход игры

Воспитатель предлагает найти в группе новый предмет. Дети находят коробочку и открывают ее. В ней лежат разноцветные круги и прищепки. Воспитатель предлагает назвать цвета на кругу. Затем предлагает подобрать прищепки такого же цвета.

Дидактическая игра «Веселые мячи»

Цель:

  • развивать умение сравнивать предметы по величине;
  • развивать зрительное восприятие, мышление;

Оборудование: корзина с большими и маленькими мячами, две дорожки – длинная и короткая.

Ход игры

Дети обращают внимание на новую корзину в группе. Дети открывают ее, в ней лежат большие и маленькие мячи. Воспитатель уточнят размер мячей. Затем уточняет цвета дорожек. Затем воспитатель предлагает детям прокатить мяч по любой из дорожек. При этом проговаривает: «У Кати мяч долго катился по дорожке, потому что дорожка длинная. А у Саши мяч быстро прокатился, потому что дорожка короткая ».

Читать еще:  К чему снится любимый человек - истинное толкование сна. Что означает в соннике, если во сне приснилась смерть

Отчет о самообразование

Тема «Развитие математических способностей детей через дидактические игры»

Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал.

Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5, формирование умения соотносить цифру с количеством.

Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Катится – не катится», «Найди пару по форме».

Формирование пространственных представлений: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др.

Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел.

Дидактические игры на расположение в пространстве: «Возьми игрушку», «Магазин игрушек».

Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством: «Следопыты», «Строители», «Магазин игрушек».

Работа с родителями

1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед.

3. Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста».

4. Рекомендации: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойства предметов».

5.Оформление папок передвижек « Математика в жизни ребенка».

6.Проведение родительских собраний «Развитие математических способностей детей через дидактические игры»

Отчет воспитателя о проделанной работе за год

Родительское собрание на тему: «Развитие элементарных математических представлений у детей второй младшей группы.»

Уважаемые родители!

Мы рады вам. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения, мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.

Сегодня нам предстоит разговор об умственном развитии детей через математическое развитие. Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Вопрос: Как вы считаете, необходимо ли заниматься математикой в детском саду? (Высказывания родителей)

«Мозговой штурм». Сейчас мы предлагаем вам по-очереди назвать главные, на ваш взгляд, задачи математического развития детей в дошкольном возрасте (высказывание родителей).

Обобщение: задачи математического развития:

  1. Развитие познавательной активности, самостоятельности, творчества и инициативы.
  2. Активизация познавательных способностей (аналитико-синтетическая деятельность).
  3. Освоение средств и способов познавательной деятельности.
  4. Накопление опыта, освоение свойств предметов, отношений и зависимости, закономерности.

Мы предлагаем вам познакомиться с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А. Согласно этой программе ваши дети знакомятся с математикой как наукой.

Рассматриваем каждый из разделов программы: «Количество», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени» с точки зрения ожиданий родителей и того, что нам предлагает программа, и, что должны освоить дети к концу года.

Какие же формы организации работы по математическому развитию используются в детском саду?

  • Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
  • Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, развивающие игры).
  • Вне занятий, в развивающей среде группы.

Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному варьировать возможность их использования на различных этапах обучения.

Например, дидактические игры с логическими блоками распределены по возрасту детей, но каждую игру возможно использовать в любой возрастной группе (усложняя или упрощая задания), тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества взрослых.

Логические блоки можно использовать:

  • в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);
  • как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки» и т.п.);
  • в сюжетно-ролевых играх: Магазин – деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. Почта – адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками. Аналогично, Поезд – билеты, места.

Предлагаем провести конкурс находчивых и сообразительных с целью повышения педагогической компетентности родителей.

Конкурс 1. Составь фигуру

Участникам команд предлагается набор логических блоков, из которых они должны составить фигуры людей, животных.

Конкурс 2. Кроссворд

Предлагается назвать известные математические термины.

3. Структурная часть арифметической задачи. (Вопрос.)

5. Мера длины на Руси. (Сажень.)

7. Арифметическое действие. (Вычитание.)

1. Пространственный признак предметов. (Форма.)

2. Совокупность групп предметов. (Количество.)

4. Установление взаимодействия между предметами и отрезками натурального ряда чисел. (Счёт.)

6. Графическое выражение числа. (Цифра.)

Конкурс 3. Определи цель игры

Командам предлагается взять по несколько игр, представленных на выставке, и определить их цели и значение в развитии ребёнка младшего дошкольного возраста.

Решения родительского собрания (рекомендации):

  1. Создать в семье необходимые условия для правильного развития и воспитания ребёнка.
  2. Не увлекаться ранним обучением чтению и письму, а развивать в ребёнке его безграничные потенциальные возможности.
  3. Пересмотреть игрушки ребёнка, пополнив их развивающими и обучающими играми.
  4. Выделять как можно больше времени для общения и игр со своим ребёнком.

Консультация для родителей второй младшей группы «Математика для малышей»

Со 2 младшей группы проводится непосредственно образовательная деятельность (НОД) по формированию элементарных математических представлений (1раз в неделю, по 15 минут, по подгруппам). Работу с малышами начинают с заданий на подбор и объединение предметов в группы по общему признаку (отбери все синие кубики и т. п.). Малышей не учат считать, но организуя разнообразные действия с предметами, подводят к усвоению счета, создают возможности для формирования понятия о натуральном числе.

Большое внимание в младшей группе уделяется упражнениям в сравнении предметов по длине, высоте, широте. Малыши получают первоначальное представление о величинах и их свойствах, их начинают знакомить с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), узнавать модели этих фигур, не смотря на различия в их окраске и размерах. Первые сведения о геометрических фигурах дети получают в играх. В начале учебного года в группу вносят строительный материал, на основе которого дети знакомятся с шаром, кубом. Для развития навыков обследования формы и накопления соответствующих представлений организуют игры для детей с досками, в вырезы которых вставляются модели плоских фигур. Существенное значение придается обучению малышей приемам обследования фигур (обведение контуров моделей геометрических фигур и прослеживанию взглядом за движение руки).

Во второй младшей группе детей учат ориентироваться в пространственных направлениях (на, над, под…), а также во времени, правильно употреблять слова утро, день, вечер, ночь. Прочное усвоение знаний обеспечивается неоднократным повторением однотипных упражнений, при этом меняется наглядный материал.

На одном занятии дается от 2 до 4 разных заданий. Каждый повторяется не более 2 – 3 раз. Педагог во время НОД следит за состоянием детей, так как утомление может привести к потере интереса к занятию. Обучение детей младшей группы носит наглядно-действенный характер. Новые знания ребёнок усваивает на основе непосредственного восприятия, когда следит за действиями педагога, слушает его пояснения и указания и сам действует с дидактическим материалом. Занятия часто начинаются с элементов игры, сюрпризных моментов, это заинтересовывает и активизирует детей.

Большое значение придаётся работе детей с дидактическим материалом. Малыши уже способны выполнять довольно сложные действия в определенной последовательности (предметы на картинки). При этом происходит формирование логического мышления. Практика показывает, что решение логических задач расширяет словарный запас, облегчает общение со сверстниками, позволяет научиться высказывать и обосновывать свои суждения. Повышает наблюдательность и внимание.

С первых занятий у детей младшей группы начинают формировать навыки к учебной деятельности: дети занимают своё место, сидят смирно и встают только по предложению воспитателя; ребенок должен научиться слушать указания и пояснения педагога, воспринимать показываемое и делать то, что ему предлагают, отвечать на вопросы.

На занятиях и в повседневной жизни широко используется дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, мы закрепляем, углубляем и расширяем математические представления детей. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку, например в работе по развитию ориентировки в пространстве. С детьми, пропустившими более одного занятия, занимаются индивидуально. Особое внимание уделяется индивидуальным занятиям с теми детьми, которые в силу особенностей развития не могут усваивать новые знания наравне со всеми.

Математические игры: «Разложи по цвету», «Геометрическое лото», «Найди отличия», «Найди пару», «Сосчитай и назови», «Что вокруг», «Прятки», «Что лишнее», «Продолжи узор», «Лабиринт», различные виды мозаики, различные виды строительного материала, счетные палочки, «Большой, маленький», «Сложи по порядку», «Сделай также», «Чего не стало», «Легкий счет».

Источники:

http://www.1urok.ru/categories/19/articles/17982
http://moluch.ru/archive/127/35381/
http://rosuchebnik.ru/material/didakticheskie-igry-po-femp-20936/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector