Система гласных и согласных фонем современного русского языка Понятие о фонеме. Различают звуки речи и звуки

Система гласных фонем современного русского языка

Система гласных и согласных фонем в СРЯ. Три аспекта их изучения.

В современной науке (см., например, АГ – 80; М.В.Панов «Русская фонетика», Р.И.Аванесов «Фонетика современного русского языка» и др.) система согласных фонем характеризуется с трех точек зрения:

С фонетической точки зрения согласные звуки рассматриваются по следующим признакам:

по участию голоса и шума (шумные и сонорные; шумные делятся на звонкие и глухие, например: [б] – шумный, звонкий; [р] – сонорный; [п] – шумный, глухой);

по месту образования звуков (губно-губные; губно-зубные; переднеязычные, среднеязычный, заднеязычные, например: [б] – губно-губной, [р] – переднеязычный и т.д.);

по способу образования (смычные, щелевые, смычно-проходные (носовые и боковые); дрожащие, аффрикаты, например: [б] – смычный, [с] – щелевой и т.д.);

по участию средней части языка (мягкие и твердые согласные, например: [б] – твердый, [б ’ ] – мягкий и т.д.).

С фонологической точки зрения согласные фонемы противопоставлены по двум дифференциальным признакам: по звонкости – глухости, мягкости – твердости.

По звонкости – глухости противопоставлены 12 пар согласных фонем:

Внепарными по этому признаку являются 13 фонем:

В сильных позициях парные согласные противопоставлены, в слабых позициях они нейтрализуются. В основе выделения позиций лежит противопоставленность фонем.

Сильные позиции согласных фонем по звонкости – глухости:

1) перед всеми гласными фонемами: ;

2) перед сонорными фонемами: ;

3) перед фонемами , ’ >: ;

4) перед фонемой : ’ j от> ’ jот>.

По мягкости – твердости противопоставлены 15 пар согласных фонем:

Внепарными в системе по признаку мягкости – твердости являются 7 фонем: , , , , ’ >, ’ >, . В сильных позициях парные согласные противопоставлены, в слабых они нейтрализуются.

Сильные позиции согласных фонем по признаку мягкость – твердость:

1) позиция конца слова: , ’ >;

2) позиция перед всеми гласными: ’ эма>, ’ jэ>;

3) для переднеязычных фонем позиция перед заднеязычными и твердыми губными: ’ >, ’ ба>;

4) для фонем ’ > позиция перед всеми согласными фонемами: ’ нá>.

Такова парадигматика фонем. Таким образом, в современной фонологической системе 37 согласных фонем. Синтагматика фонем проявляется в слабых позициях.

С морфонологической точки зрения характеризуются исторические чередования согласных, участвующие в современном слово- и формообразовании. Например, рука – ручной. В образовании прилагательного участвует не только аффиксация, но и чередование к – ч (чередование в этой группе слов морфонологизировано).

Эти три аспекта находят отражение в школьных учебниках: фонетический аспект в разделе «Фонетика. Графика» (см. физиолого-акустическую характеристику согласных звуков), фонологический аспект в том же разделе, когда речь идет о смыслоразличительной функции согласных , , о противопоставленности согласных по двум дифференциальным признакам: звонкость – глухость, мягкость – твердость (§ 37, 38), морфонологический аспект в разделе «Морфемика» (§ 49, В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 кл., 1992).

Система гласных фонем современного русского языка.

В современной науке (см., например, АГ – 80; М.В.Панов «Русская фонетика», Р.И.Аванесов «Фонетика современного русского языка» и др.) система гласных фонем характеризуется с трех точек зрения:

Читать еще:  Зачем ставят свечку за упокой. Кому поставить свечку о помощи в трудоустройстве? Каким иконам молятся в определенных случаях

С фонетической точки зрения гласные звуки характеризуются по месту подъема языка (выделяются следующие группы: гласные переднего ряда – [и], [и э ], [ь], среднего ряда – [ы], [а], [α], [ъ,], заднего ряда – [о], [у]), по степени подъема языка (гласные верхнего подъема – [и], [ы], [у], гласные верхне-среднего подъема – [и э ], [ь], гласные среднего подъема – [э], [ъ,], [о], гласные нижнего подъема – [а], [α]), по участию губ (лабиализованные гласные звуки – [о], [у], нелабиализованные – все остальные).

С фонологической точки зрения гласные фонемы характеризуются по двум дифференциальным признакам: по степени подъема языка (гласные фонемы верхнего подъема – , , фонемы среднего подъема – , , фонема нижнего подъема – ) и по лабиализации (гласные лабиализованные – , , гласные нелабиализованные – , , ). Эти признаки выявляются в абсолютно сильной позиции: át (в начале слова, под ударением, перед твердой согласной фонемой).

В данной позиции в современном русском языке выделяется пять гласных фонем: , , , , .

С морфонологической точки зрения рассматриваются исторические чередования гласных. При этом анализируется их участие в современном слово- и формообразовании. Например, обусловить – обуславливать. Чередование о//а – средство формообразования. Чередование морфонологизировано. Тебе – тобою – (чередование е//о – не морфонологизировано, т.е. не является средством формообразования).

Эти три аспекта находят отражение в школьных учебниках: фонетический аспект в разделе «Фонетика. Графика» (см. физиолого-акустическую характеристику гласных звуков), фонологический аспект в том же разделе, где речь идет о смыслоразличительной функции гласных фонем (дом – дам – дым), морфонологический аспект в разделе «Морфемика» (В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 кл., 1992. § 49).

Современного русского языка. Система гласных и согласных фонем;

Система гласных и согласных фонем

Слог как минимальная произносительная единица языка

Виды слогов:

• по началу: а) неприкрытые (начинающиеся слоговым звуком): ус [ýс], ум [ýм];

б) прикрытые (начинающиеся неслоговым звуком): я-ма [já/мъ], дом [дόм];

• по концу: а) открытые (оканчивающиеся слоговым звуком): ли-са [л’и/сá];

б) закрытые (оканчивающиеся неслоговым звуком): зай-чик [зαṷ/ч’ик], пень [п’э́н’].

В современном русском языке строение слога подчиняется закону восходящей звучности: начальный звук наименее звучный, конечный — наиболее звучный, т.е. слоговой (гласный). Поэтому большинство слогов в русском языке — открытые.

При наличии в слове группы согласных

• все они относятся к последующему слогу, если это:

а) шумные согласные (ку-сты);

б) сонорные согласные (во-лна);

в) шумный+сонорный (ма-трос, ти-гр).

к предыдущему слогу из группы согласных относится:

а) первый сонорный звук, если за ним следует шумный (кар-та);

б) первый звук [j] независимо от качества следующих за ним согласных (вой-на, тай-га).

Методическое примечание

Фонетическое членение слов на слоги не совпадает в ряде случаев с делением слов на слоги в учебниках для начальных классов, где группа согласных всегда членится (нит-ка, сос-на, кош-ка, без-вод-ный). Можно дать два объяснения этому несоответствию. Первое — особенность механизма чтения: звук вне слияния легче причитать к предыдущему слогу-слиянию (ни¦т|ка). Второе — подготовка к морфемному членению слов (без — вод — ный). Такие варианты деления на слоги не мешают пониманию смысла слова, так как слог — незначимая единица.

В начальных классах слоговыми считаются только гласные, поэтому открытые слоги оканчиваются гласными звуками, а закрытые — любыми согласными.

Читать еще:  К чему во сне мыть полы дома. К чему снится мыть полы: у себя дома или в общественном месте? Основное толкование разных сонников — к чему снится мыть полы

Понятие о фонеме. Различают звуки речи и звуки языка.

Звук речи – конкретный звук, произнесённый конкретным лицом в конкретном случае. Человек не может воспроизвести один и тот же звук в точности дважды. Звук речи – точка в артикуляционном и акустическом пространстве.

Звук языка – множество звуков речи, близких друг другу в артикуляционно-акустическом отношении, определяемых говорящими как тождество. Звук языка – это звуковой тип, эталон звука, существующий в языковом сознании говорящих. Как и всякое множество, звук языка уже не конкретный звук, а абстракция.

Фонема – это мельчайшая, далее линейно не членимая единица звуковой системы языка, способная дифференцировать оболочки значимых единиц языка.

Фонема языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для различения айка сайка— чайка— гайка) и отождествления ([л’э́с] — [л’и э с]нόй -[л’ьс]овόд) слов и морфем.

Фонема – минимальная фонетическая единица, которая служит для различения и отождествления значимых единиц языка.

Фонемы существуют в нашем сознании как единые комплексы звуков. Говорящие обычно не обращают внимания на разницу между звуками, относящимися к одной фонеме, отождествляют их. Фонемаэто ряд позиционно чередующихся звуков.

В образовании звуков принимают участие голосовые связки, язычок, задняя стенка глотки, нёбо (твёрдое и мягкое), язык, зубы и губы. Всё это вместе составляет речевой аппарат. Материальная сторона звука – выдыхаемый воздух, который вместе с работой речевого аппарата и создает звуки речи.

Движение органов речи при образовании каждого конкретного звука строго индивидуально. Работа органов речи, необходимая для образования конкретного звука, называется артикуляцией.

Гласные и согласные звуки.Все звуки речи делятся на гласные и согласные.

Гласные образуются при наличии голоса (чистые тоны), согласные – при наличии шума (акустический аспект).

При образовании гласных воздушная струя в ротовой полости не встречает препятствий; при образовании согласных на пути выдыхаемого воздуха встречается преграда в виде сближенных или даже сомкнутых органов речи (артикуляционный аспект).

Гласные образуются с помощью голоса при обязательном участии голосовых связок. Главную роль в образовании согласных играет ротовая полость (физиологический аспект).

Основная функция согласных – передача информации, главная функция гласных – объединение звуков (функциональный аспект).

Методическое примечание. Различение гласных и согласных звуков младшими школьниками и старшими дошкольниками должно строиться главным образом на акустическом и артикуляционном признаках.

Вопрос 8. Фонология. Звуки речи и звуки языка. Общее понятие о фонеме.

Фонология.Фоноло́гия (от греч. φωνή — «звук» и λόγος — «учение») — раздел лингвистики, изучающий структуру звукового строя языка и функционированиезвуков в языковой системе. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования — противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка[1].

Фонема – это кратчайшая линейно выделяемая языковая единица, представленная всем рядом (множеством) чередующихся звуков, обусловленных фонетическими позициями, служащая для формирования, различения и отождествления слов и морфем. Отнесение разных звуков к одной фонеме возможно при двух необходимых условиях: эти звуки должны находиться в дополнительном распределении и чередоваться в одних и тех же морфемах.

Звук речи – это конкретный звук, произнесенный конкретным человеком, в конкретной ситуации. Звук речи неповторим (индивидуален). Звуков речи неисчислимое количество. Звук речи – точка в артикуляционном и акустическом пространстве. Звуки речи можно исследовать специальными приборами, определять их частоту, длительность, спектр.

Читать еще:  Правописание ив ев. Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и на обработку персональных данных

Звук языка – языковая абстрактная единица, представленная множеством близких друг к другу звуков, близких в артикуляционно-акустическом отношении, определяемых говорящими как тождество. Звук языка – это звуковой тип, эталон звука, существующий в языковом сознании говорящих. Звук языка не конкретный звук, а абстракция. Именно звуки языка отражены в знаках транскрипции.

Фонемы существуют в нашем понимании как единые комплексы звуков. Говорящие обычно не обращают внимания на разницу между звуками, относящимися к одной фонеме, отождествляют их.

Вопрос 9. Фонологическая позиция.

Фонологическая (фонетическая) позиция — это условия употребления, реализации фонемы в речи. В разных фонологических позициях одна и та же фонема выступает в разных звуковых обликах. Фонологическая позиция определяется положением фонемы перед определенными звуками или после них, а также местом в слове (по отношению к ударению, к концу слова и т. п.). В разных фонетических позициях одна и та же морфема представлена разными аллофонами, т.е. происходят позиционные чередования фонем. Позиционные чередования — это закономерная мена звуков в пределах одной морфемы, обусловленная их фонетической позицией.

Различают сильные и слабые фонологические позиции.

Сильная фонетическая позиция (или позиция максимальной дифференциации) — это такая позиция, в которой противопоставляется друг другу наибольшее количество фонем и, следовательно, фонемы в большей степени могут дифференцировать слова: [м’э´л] и [м’и´л] – гласные фонемы [э´] и [и´] под ударением способны различать слова; [со´м] и [ко´м] – согласные фонемы в позиции перед гласными также выполняют смыслоразличительную функцию.

Слабая фонетическая позиция (или позиция минимальной дифференциации) — это такая позиция, в которой противопоставляется меньшее количество фонем, следовательно, в меньшей степени различаются слова: [лук] — лук и луг, [стърЛжы´л] — сторожил и старожил.

Фонемы, стоящие в сильных фонологических позициях, принято называть сильными фонемами, в слабых позициях употребляются слабые фонемы.

В слабых фонологических позициях разные фонемы могут совпадать в своих аллофонах.

3. Сильные и слабые позиции гласных фонем

Сильная позиция гласных фонем — положение под ударением.

Слабая позиция — безударное положение.

В сильной позиции (под ударением) различается 5 гласных фонем (согласно теории Московской фонологической школы, звук [ы] – это реализация фонемы /и/ после твердых согласных):

В данной позиции фонемы будут представлены своими основными вариантами:

воды — [во´ды] — фонема /о/ — звуком [о´],

карта – [ка´ртъ] — фонема /а/ — звуком [а´],

это – [э´тъ] — фонема /э/ — звуком [э],

бил, был – [б’и´л] — фонема /и/ — звуком [и], [бы´л] — фонема /и/ — звуком [ы].

лук – [лу´к] – фонема /у/ — звуком [у].

Сильные гласные фонемы могут реализоваться в следующих аллофонах.

/а/ — /а/, /˙а/, /а˙/, /˙а˙/ — мал, мял, мать, мять.

/о/ — /о/, /˙о/, /о˙/, /˙о˙/ — ноша, нес, носит, Леля.

/у/ — /у/, /˙у/, /у˙/, /˙у˙/ — лук, люк, луки, люки.

/и/, /ы/ — /и/, /и/, /ы/, /ы˙/ — лик, лики, лыко, лычка.

/э/ — /э/, /˙э/, /э˙/,/˙э˙/ — шест, дело, шестик, дельный.

В слабой позиции гласные фонемы нейтрализуются, т.е. реализуются в одинаковых аллофонах. Позиционные чередования гласных фонем в слабых позициях представлены в таблице № 8.

Дата добавления: 2019-07-17 ; просмотров: 112 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Источники:

http://megaobuchalka.ru/11/17729.html
http://studopedia.su/17_101176_sovremennogo-russkogo-yazika.html
http://studopedia.net/14_69578_vopros—fonologiya-zvuki-rechi-i-zvuki-yazika-obshchee-ponyatie-o-foneme.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector